Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины

 

Изобретение относится к щелевым уплотнениям, в частности к уплотнениям валов высокотемпературных полостей машин. Целью изобретения является повышение надежности и снижение утечек путем поддержания радиального зазора рабочей щели на заданной величине. Щелевое уплотнение вала 1 содержит уплотнительный элемент 2 в корпусе 3, при этом вал 1 и элемент 2 образуют между собой рабочую щель 4. Уплотнительный элемент 2 снабжен теплоизоляционным покрытием 5, в элементе 2 выполнены тепловые трубы 6, сообщенные с полостью 7 высокой температуры, а также охлаждающие каналы, сообщенные с коробом 9 и патрубком 10 подвода охлаждающего воздуха. Каналы через радиальные отверстия и жиклеры сообщены с рабочей щелью 4. При изменениях температуры деталей уплотнения происходит изменение радиального зазора щели 4. Уменьшение зазора будет вызывать уменьшение расхода охлаждающего воздуха через уплотнительный элемент 2 и, как следствие этого, увеличение его температуры и увеличение радиальных размеров. Увеличение радиального зазора будет приводить к противоположным результатам. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU» 1483133

А1 (58 4 F 16 1 15 44

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4315554/40-29 (22) 14.10.87 (46) 30.05.89. Вюл. ¹ 20 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) О. Н. Антонов (53) 62-762(088.8) (56) Патент США № 3603599, кл. 277 †, 1971. (54) ЩЕЛЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА

ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОЛОСТИ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к щелевым уплотнениям, в частности к уплотнениям валов высокотемпературных полостей машин.

Целью изобретения является повышение надежности и снижение утечек путем поддержания радиального зазора рабочей щели на заданной величине. Шелевое уплотнение вала 1 содержит уплотнительный элемент 2

2 в корпусе 3, при этом вал 1 и элемент 2 образуют между собой рабочую щель 4.

Уплотнительный элемент 2 снабжен теплоизоляционным покрытием 5, в элементе 2 выполнены тепловые трубы 6, сообщенные с полостью 7 высокой температуры, а также охлаждающие каналы, сообщенные с коробом 9 и патрубком 10 подвода охлаждающего воздуха. Каналы через радиальные отверстия и жиклеры сообщены с рабочей щелью 4. При изменениях температуры деталей уплотнения происходит изменение радиального зазора щели 4. Уменьшение зазора будет вызывать уменьшение расхода охлаждающего воздуха через уплотнительный элемент 2 и, как следствие этого, увеличение его температуры и радиальных размеров. Увеличение радиального зазора

Я будет приводить к противоположным результатам. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.!

483133

Изобреген»е относится к шелевым унлотH(.ниям, в частности к уплотнениям валов высокотемпературных полостей машин, и можег быть использовано в машиностроении, энергетике, турбострос:1ии. 5

Цель изобретения — повышение над iKHocTH H снижение утечек путем поддер; ж>!ния ряfil3лькОГО з330р3 p3()O÷ñй щели Н3

33jI3IIIIOH В<:.)»ЧИНЕ.

1I3 фиг. 1 показано уплотнение, общий вид (разрез A---А на ф»г. 3); на фиг. 2— разрез Б — h на фиг. 3; на фиг. 3 — разрез

В-- Б на фH ã. 2; на фиг..4 — — уплотнение, Il P И М(. Р И С ПО, Н P. Н И и.

Щелевос уп iOTkickiH

УIIH(kòl!i!Ter!I» ый элемент 2 снабжен тепло»золян»онным»0h,)ытием 5, например. ксраЫ Ич(.СКОГО 1 il ii 1, »1)(. !1 ЯТСТВ 1<101llH М С. 1> ча и IIOму f10. LfiOä) » Отвод 3 с »ля От элем(. нr3 2. В )лемснте 2 выполнены тепловые трубы 6, сооб1це1»ныс с полостью 7 высоко» тсмн(рятуры, откуда тепловой поток с мсныннм coilpOTIII)ëåkièoì, чем через изоляLLiIL0 5, проникяст BI!óòðü тела уплотнитель-!

Гого элемента 2 и нагревает его. Элем HT 2 снабжен также охлаждающими каналами 8, сообщенными с коробом 9 и нытруоком 10 подвода охла>кдаюшего воздуха. Кян!1лы 8 через радиальные отверстия ! и жиклеры 12 сообщены с рабо !ей 30

<целик) 4 уплотнен»я. Радиальный зазор и

i i, <1 4, ll. OTнсння l31f0»p310T таким, чтОбl l (i l! соотвстс) вонял четверти диаметра 0 жиклеры 12. В этом случае нлоша1b F= проходного сечения жиклера 12 равна плошади F проходного сечения боковой по- 35 верхнОсти цилиндра диаметром 0 в щели 4 высотой а.

Если з:1 30р и»зменяется на HcKOTopókO ве

l11<1ннх, т» и площадь F меняется по сравнению с пло!цядыо F жиклера. Уменьшение зазора вызывает уменыпение расхода ох a>I(;L3ioi«el î воздуха через уплотнительный элеMå IT 2 и, как следствие, увеличение его температуры и радиальных размеров. Увеличение радиального зазора при- 45 водит к противоположным результатам. Terlловые трубы 6 преимущественно чередуются с охла>кдаюшими каналами 8, равномерно распределяясь в теле элемента 2.

На внутренней поверхности элемента 2, обращенной к валу, нанесен легкоистиря- 50 емый при касании слой 3 вещества с а нтифрикцион ными свойствами.

I lри исполнении уплотнения согласно фиг. 4 в корпусе 3 уплотнительный элемент 14 выполнен в виде отдельной кольцевой детали, центрированной относительно корпуса 3 и крышки 15 при помощи радиально центрирующих элементов 16, входящих в радиальные пазы 17.

При таком креплении элемент 14 свободно расширяется в радиальном направлении под действием перепада температур, сохраняя центровку относительно оси машины и концентричность радияльногo зазора а щели

4 уплотнения и i".ðè низких, и при высоких температурах.

Каналы охлаждения элемента 14 целесообразно выполнять на наружной части элемента 14 в виде многозаходной спиральной нарезки 18, 3 тепловые трубы 6 час-: тично могут быть выполнены в виде радиальных плоских щелей 19, разрезающих внутреннюю часть элемента 1 на ряд сегментовв.

Устройство работает следующим образом.

При изменениях температуры деталей уплотнения, например, II3 нестационарных ре,жимах пр» разных ск)pOcT5fx прогрева ротора и стятора проис. одит измене:H; радиального зазора а щели 4.

При уме!н шении 33,0р3 и )всход Охля>кдя;ощего уплот!!ение возду:(а через жиклеры

12 начинает уменьшаться, степень охла>кдения уп 10 ffHTP;If Holo элемента 2 (14) также уменынается и унлотнительный элемент 2 илн 14 разогревает и увеличивает свои радиальные размеры. Разогрев осуществляется при проникании тепла из полости 7 rlo тепловым трубам 6 и щелям 19 в сегменты и далеc в тело уплотнительно"0 элемента

2 (14) при ухудшении теплоотвода от элемента 2 (14) в каналы 8 (18) охла>кдения. Ухудшение охлаждения в этих каналах происходит из-за падения скорости потока охлаждающего воздуха и сни>кения коэффициентов теплоотдачи. Повышение температуры уплотнительного элемента пр»водит к увеличению зазора а.

Увеличение зазора а обусловливает увеличение расхода охла>кдаюшего воздуха в каналах 8 (18) и, как следствие, охГла>к.дсние элемента 2 (14), его тепловое сжятис и уменьшение зазора а до величины, близкой к заданной соотношением диаметра 0 жиклера и величины зазора а.

Форл!ула изобретения

1. Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины, содержащее корпус, уплотнительный элемент, отделяющий высокотемпературную полость от других полостей, каналы воздушного охлаждения, выходя щие в рабочую щель уплотнен и я, отлина1ощееся тем, что, с целью повышения надежности и снижения утечек путем поддержания радиального зазора в щели на заI3HHoivf уровне, в уплотнительном элементе выполнены тепловые каналы, сообщенные с уплотняемой полостью и расположенные в теле уплотнительного элемента, на наружных поверхностях которого нанесены теплоизолирующие покрытия, а в каналах воздушного охлаждения на выходе в рабочую

1483133

Фиг. 2

77 щель выполнены жиклеры, диаметр которых по крайней мере в четыре раза больше размера радиального зазора щели.

2. Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что тепловые каналы выполнены в виде радиальных прорезей на внутренней части уплотнительного элемента, а каналы воздушного охлаждения выполнены в виде многозаходной спиральной нарезки на наружной части уплотнительного элемента.

3. Уплотнение по пп. 1 и 2, orëèчающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет обеспечения свободного радиального теплового расширения уплотнительного элемента без потери центровки относительно оси машины, уплотнительный эпемент выполнен в виде кольцевой детали, сцентрированной в корпусе посредством фиксирующих элементов.

1483133

Составитель А. Фролов

Редактор А. Orap Техред И. Верес Корректор Т. Колб

Заказ 2803/30 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины Щелевое уплотнение вала высокотемпературной полости машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в турбомашинах для уплотнения вращающихся валов

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано в насосостроении и компрессоростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения валов в насосах, компрессорах и трубопроводах

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к бесконтактным динамическим уплотнениям гидроагрегатов

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в центробежных компрессорах и насосах.,Цель изобретения - повышение надежности и долговечности работы за счет снижения температуры затворной жидкости в уплотнительном зазоре

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к конструкциям плавающих уплотнений вращающихся валов, и может быть использовано в насосостроении и компрессоростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям вращающихся валов плавающими кольцами

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям валов центробежных компрессоров

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям рабочих колес центробежных насосов

Изобретение относится к области машиностроения, например турбомашиностроению, и касается герметизации газовых полостей в местах выхода валов при помощи плавающих колец

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении насосов, компрессоров и турбоагрегатов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в надбандажных уплотнениях ЦВД паровых турбин

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнительным устройствам за компрессором газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин
Наверх