Лопатка турбомашины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в компрессоре авиационного двигателя. Изобретение позволяет повысить КПД турбомашины путем предотвращения турбулентного отрыва в зоне выходной кромки пера при больших положительных углах атаки. Лопатка турбомашины содержит профилированное перо 1 с поперечными каналами 2, размещенными по его высоте. Входные отверстия 3 и выходные отверстия 4 каналов 2 размещены на внешней поверхности пера 1 со стороны его спинки 5, причем расстояние Х<SB POS="POST">вх</SB> от входной кромки 6 пера 1 до входных отверстий 3 каналов 2 и расстояние Х<SB POS="POST">вых</SB> от входной кромки 6 пера 1 до выходных отверстий 4 каналов 2, диаметр D каналов 2 и их шагТпо высоте пера 1 определяются соответственно из соотношений:X<SB POS="POST">BX</SB>=(0,8÷0,85)<SP POS="POST">.</SP>B<SB POS="POST">I</SB>

X<SB POS="POST">BыX</SB>=(0,1÷0,15)<SP POS="POST">.</SP>B<SB POS="POST">I</SB>

D=(0,2÷0,25)<SP POS="POST">.</SP>C

T=(1,0÷1,5)<SP POS="POST">.</SP>D,где B<SB POS="POST">I</SB> -хорда пера в I -ом сечении

с-максимальная толщина пера. При работе компрессора часть обтекающего лопатку воздуха из пограничного слоя на спинке 5 пера 1 по каналам 2 перепускается в зону входной кромки 6, обеспечивая повышение устойчивости обтекания лопатки и КПД турбомашины. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4392302/24-06 (22) 15.12.87 (46) 23.08,89, Бюл. В 31 (72) Ю.М.Терещенко, В.А.Загорский, Ю.Н.Боднарук, А.К.Полухин, А.В.Сотников и С.Г.Баскаков (53) 621.438 (088.8) (56) Патент СНА и 194995, кл. F О1 D 5/08, 1934.

Авторское свидетельство СССР

Ф 334408, кл. F 01 D 5/08, 1970. (54) ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в компрессоре авиационного двигателя. Изобретение позволяет повысить КПД турбомашины путем предотвращения турбулентного отрыва в зоне выходной кромки пера при больших положительных углах атаки. Лопатка турбомашины содержит профилированное перо 1 с поперечны(gg 4 F 01 D 5/08, F 04 D 29/38

2 ми каналами 2, размещенными по его высоте. Входные отверстия 3 и выходные отверстия 4 каналов 2 размещены на внешней поверхности пера 1 со стороны его спинки 5, причем расстояние Х от входной кромки 6 певх ра 1 до входных отверстий 3 каналов

2 и расстояние Х в„,„от входной кромки 6 пера 1 до выходных отверстий 4 каналов 2, диаметр И каналов 2 и их шаг с по высоте пера 1 определяются соответственно из соотнопений: (0,1-0,15) ° Ь, ; d = (0,2-0,25).с; (1,0-1,5),d, где b — хорда пера в i-м сечении; с — максимальная толщина пера. При работе компрессора часть обтекающего лопатку воздуха из пограничного слоя на спинке 5 пера 1 по каналам 2 перепускается в зону входной кромки 6, обеспечивая повышение устойчивости обтекания лопатки и КПД турбомашины. 2 ил.

3 150285

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в компрессорах и вентиляторах. 5

Цель изобретения — повышение КПД турбомашины путем предотвращения турбулентного отрыва в зоне выходной кромки пера при больших положительных углах атаки. 10

На фиг.1 показана охлаждаемая лопатка, на фиг.2 — сечение А-А на фиг. 1.

Лопатка турбомашины содержит профилированное перо 1 с поперечными каналами 2, размещенными по его высоте h. Входные отверстия 3 каналов 2 и выходные отверстия 4 каналов 2 размещены íà внешней поверхности пера со стороны его спинки 5, причем расстояние Х в„от входной кромки 6 пера 1 до входных отверстий 3 каналов 2 и расстояние Хв, от входной кромки 6 пера 1 до выходных отверстий 4 каналов 2, диаметр d каналов

2 и их шаг t по высоте h пера 1 определяются соответственно иэ соотношений

Х в„.= (Оэ 8 О. 85) bi

Хвыч; = (О 1 0 15) Ь;

d = (0,2-0 25) с; (1э0 1ь5) ds

35 где b; — хорда пера в i-м сечении, с — максимальная толщина пера 1.

При работе турбомашины часть воздуха, обтекающего перо 1, иэ погра" 4О ничного слоя, образовавшегося на

Формула изобретения

Лопатка турбомашины, содержащая перо с поперечными каналами, расположенными по его высоте, причем выходные отверстия каналов размещены на спинке пера, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения

КПД турбомашины путем предотвращения турбулентного отрыва в зоне выходной кромки пера при больших положительных углах атаки, входные отверстия каналов также размещены на спинке пера, причем расстояния от входной кромки пера до входных и выходных отверстий каналов, их диаметр и шаг по высоте пера определяются соответственно из соотношений

Хвх (0 8 0 85) Ь (0,1-0,15) .b;; (0,2-0,25)c; (1,0-1,5)d, Х вых

d = хорда пера в i-ì сечении, — максимальнал толщина пера. где b1 с

1 4 спинке 5 пера 1, поступает во входные отверстия 3 каналов 2, проходит по ним, выдувается через выходные отверстия 4 каналов 2 на внешнюю поверхность пера 1 в зоне его входной кромки 6. При этом уменьшение толщины пограничного слоя в зоне его отсоса через отверстия 3 и выдув воздуха через отверстия 4 приводят к повышению устойчивости обтекания лепестка и повышению КПД турбомашины.

1502851

Составитель Ю.Мамон

Техред М.Дидь!к

Редактор Л.Зайцева

Корректор Т.Малец

Заказ 5065/46 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Лопатка турбомашины Лопатка турбомашины Лопатка турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет повысить аэродинамичес-кие качества лопатки при использовании ее в регулируемом направляющем аппарате

Изобретение относится к вентиляторостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в авиационных двигателях

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в газовых турбинах авиационных двигателей

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в аппаратах турбинньпс ступеней

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к устройствам для отбора и подвода охлаждающего воздуха к ротору газовой турбины

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и, в частности к охлаждаемым газовым турбинам
Наверх