Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания. Для обеспечения точного позиционирования органа управления регулятора подачи топлива датчик 1 частоты вращения соединен с входом блока сравнения, содержащего последовательно включенные триггер Шмитта 2, счетный Д - триггер 3 и одновибратор 4, а также элементы 2И 5 и 6, осуществляющие выделение импульсов рассогласования, входы которых соединены с соответствующими выходами одновибратора 4 и Д-триггера 3, и элемента 2И 8, вход которого соединен с входом нелинейного преобразователя. Нелинейный преобразователь содержит последовательно соединенные интегрируюее звено 9, потенциал на выходе которого пропорционален длительности импульсов, поступающих с выхода элемента 2И 8, дифференцирующее звено 10, параллельно включенный последнему резистору 11 и генератор 12 тактных импульсов, частота импульсов которого зависит от потенциала на его входе. Выход генератора 12 соединен с входом блока управления, содержащего R-S-триггер 7, состояние которого определяет напряжение регулирования частоты вращения, счетные Д-триггеры 13 и 14, работающие как двоичный счетный регистр, элементы 2И 23,24,25 и 26, выходы которых по каналам 27,28,29 и 30 усилителя мощности соединены с обмотками электромагнитов 31,32,33 и 34 статора 35 шагового электродвигателя, осуществляющих непосредственное управление этими обмотками. Ротор 36 шагового электродвигателя через редуктор 37 кинематически связан с органом управления регулятора подачи топлива. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СООЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (50 4 F 02 D 41/14

bCEC0IDB8AH

РАТЫТН3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4359804/25-06 (22) 07.01.88 (46) 07.09.89. Бюл. |1 33 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.Т,Иолотов, В.Б.Имерели, П.И.Березовский, В.М.Клименко и С.Г.Ривкин (53) 621.43-065 (088 .8) (56) Авторское. свидетельство СССР

I 1110920, кл. F 02 D 4 1/02, 1983.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЧАСТОТЫ ВРАЦЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двнгателестроенню и позволяет повысить точность регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания, Для обеспечения точного позиционирсвания органа управления регулятора подачи топлива датчик 1 частоты вращения соединен с входом блока сравнения, содержащего последовательно включенные триггер Имитта 2,счет3 150616 ный П-триггер 3 и одновибратор 4, а также элементы 2И 5 и 6, осуществляющие выделение импульсов рассогласования входы которых соединены с со1

5 ответствующими выходами одновибратора 4, D-триггера 3 и элемента 2И 8, вход которого соединен с входом нелинейного преобразователя. Нелинейный преобразователь содержит последовательно соединенные интегрирующее звено 9, потенциал на выходе которого пропорционален длительности импульсов, поступающих с выхода элемента 2И 8, дифференцирующее звено

10, параллельно включенный последнему резистор 11 и генератор 12 тактовых импульсов, частота импульсов которого зависит от потенциала на его

0 4 входе. Выход генератора 12 соединен с входом блока управления, содержащего RS-триггер 7, состояние которого определяет напряжение регулирования частоты вращения, счетные D-триггеры

13 и 14, работающие как двоичный счетный регистр, элементы 2И 23, 24, 25 и 26, выходы которых по каналам

27, 28, 29 и 30 усилителя мощности соединены с обмотками электромагнитов 3 1, 32, 33 и 34 статора 35 шагового электродвигателя, осуществляющих непосредственное управление этими обмотками. Ротор 36 шагового электродвигателя через редуктор 37 кинематически связан с органом управления регулятора подачи топлива.

2 э.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к автоматическо-.25 му регулированию двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение точности регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания.

На фиг.1 представлена функциональная схема предлагаемого устройства, на фиг.2 — схема исполнительного механизма. 35

Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания содержит датчик 1 частоты вращения, триггер Шмитта 2, счетный

D-триггер 3, одновибратор 4, элемен- 40 ты 2И 5 и 6, RS-триггер 7, элементы

2И 8, интегрирующее звено 9, дифференцирующее звено 10,резистор 11, генератор 12 тактовых импульсов, счетные D-триггеры 13 и 14 эле- 45 менты ЗИ 15-22, элементы 2И 23-26.

Датчик 1 частоты вращения соединен с входом триггера Ымитта 2, выход которого соединен с входом Dтриггера 3, прямой выход которого соединен с входом одновибратора 4 и первым входом элемента 2И 5, инверсный выход счетного D-триггера 3 соединен с первым входом элемента 2И 6.

Прямой выход одновибратора 4 соединен с вторым входом элемента 2И 5.

Выход элемента 2И 5 соединен с первым установочным входом RS-триггера 7 и с первым входом элемента 2И 8, а выход элемента 2И 6 соединен с вторым установочным входом RS-триггера

7 и с вторым входом элемента 2И 8.

Выход элемента 2И 8 соединен с входом интегрирующего звена 9, выход которого через дифференцирующее звено 10 и резистор 11 соединен с частотозадаю-. щим входом генератора 12 тактовых импульсов. Выход генератора 12 тактовых импульсов соединен с входом счетного

Р-триггера 13, один из выходов которого соединен с входом счетного Dтриггера 14. Прямой выход счетного

D-триггера 13 соединен с первыми входами элементов ЗИ 15-18, а инверсный выход счетного D-триггера 13 соединен с первыми входами элементов ЗИ t9-22. Прямой выход счетного D-триггера 14 соединен с вторыми входами элементов ЗИ 15, 18, 19 и 22. Прямой выход RS-триггера 7 соединен с перными входами элементов ЗИ, 15, 16, 19 и 20, а инверсный выход RS-триггера

7 — с первыми входами элементов ЗИ

17, 19, 21 и 22. Инверсный выход счетного D-триггера 14 соединен с вторыми входами элементов ЗИ 16, 17, 20 и 21. Выходы элементов ЗИ 15, 16, 19 и 20 соединены соответственно с первыми входами элементов

2И 23, 24, 25 и 26. Выходы элементов 2И 23-26 соединены соответственно с входами каналов 27-30 уси— лителя мощности, выходы которых соединены соответствующими обмотками электромагнитов 31-34 статора 35

35 причем длительность этих импульсов равна разности длительностей выходных прямоуголъньас импульсов адновибратора 4 и счетного 9-триггера 3.

Если частота вращения двигателя внут5S

5 1506 шагового электродвигателя. Ротор 36 шагового электродвигателя через редуКтор 37 кинематически связан с органом управления регулятора подачи топлива двигателя внутреннего сгорания.

Ротор 36 электродвигателя представляет собой зубчатое колесо, выполненное иэ малоуглеродистой стали, причем зубцы ротора конструктивно расположены против электромагнитов статора 35, и каждый последующий электромагнит смещен по направлению вращения ротора на 1/4 шага зубцов статора 35.

Устройство работает следующим образом.

Датчик 1 частоты, вырабатывая пе" ременное напряжение с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя внутреннего сгорания, запускает триггер Шмитта 2, выходной импульс которого запускает своим передним фронтом счетный D-триггер 3.

Прямой выходной импульс счетного Dтриггера 3 запускает своим передним фронтом одновибратор 4. Счетный Dтриггер 3 и одновибратор 4 вырабатывают одновременно прямоугольные импульсы, поступающие на входы элементов 2И 5 и 6. Одновибратор 4 вырабатывает прямоугольные импульсы с длительностью, равной длительности периода сигнала датчика 1 частоты вращения при номинальной частоте вращения двигателя внутреннего сгорания. Длительность входных прямоугольных импульсов счетного D-триггера 3 равняется длительности периода сигнала датчика 1 частоты вращения при реальной частоте вращения двигателя внутреннего сгорания. Если частота вращения двигателя внутреннего сгорания равна номинальной, на выходах элементов 2И 5 и 6, выполняющих функции узла логического сравнения длительностей входных импульсов, отсутствуют импульсы рассогласования.

Если частота вращения двигателя внутреннего сгорания больше номинальной, импульсы рассогласования появляются на высоде элемента 2И 6, 160 6 реннего сгорания меньше номинальной, импульсы рассогласования появляются на выходе элемента 2И 5, причем длительность этих импульсов равна pas» ности длительностей выходных прямоугольных импульсов счетного D-триг" гера 3 и одновибратора 4.

Затеи импульсы рассогласования поступают на один иэ установленных входов RS-триггера 7 и один из входов элемента 2И 8. RS-триггер устанавливается в одно иэ положений, вццавая на одном из своих выходов разрешающий потенциал, поступающий на первые входы элементов ЗИ 15, 16, 19 и 20 (или 17, 18, 21 и 22). Одновременно серия импульсов с выхода элемента 2И 8 поступает на вход ин» тегрирующего звена 9, и на выходе этого звена появляется потенциал, величина которого пропорциональна относительной величине отклонения частоты вращения двигателя внутреннего сгорания от номинальной. С выхода интегрирующего звена 9 потенциал поступает через дифференцирующее звено 10 и резистор 11 на частотоэадающий вход генератора 12 тактовых импульсов. При минимальном значении потенциала на этом входе частота генератора 12 тактовых импульсов минимальна,.при максимальном значении потенциала на этом входе частота максимальна в выбранном диапазоне рабочих частот. Выходные импульсы генератора 12 тактовых импульсов запускают счетный 0-триггер 14. Счетные D-триггеры 13 и 14 составляют двоичный регистр, выдающий на своих выходах четырехтактнуЮ комбинацию управляюарах потенциалов, поступающих на элементы

ЗИ 15-22.

Эти элементы представляют собой два двоичных дешифратора: первый состоит иэ элементов ЗИ 15, 16, 19 и 20 и служит для прямого цикла коммутации элементов 2И 23-26, второй состоит из элементов ЗИ 17, 18, 21 и 22 и работает в режиме обратного цикла коммутации элементов 2И 23-26. Если выработался сигнал рассогласования на одном иэ элементов 2И 5 (или 2И 6) °

RS-триггер 2 устанавливается в одно из положений и разрешает работать только одному из дешифраторов (прямому или обратному).

При этом частота переключения счетных 9-триггеров 13 и 14 пропор1506160

55 циональна относительной величине отклонения реальной частоты вращения двигателя внутреннего сгорания от номинальной, а также скорости этого отклонения, проанализированной дифференциальным звеном 10. Дешифрованные импульсы коммутации с выходов элементов ЗИ 15, 16, 19 и 20 (или

17, 18, 21 и 22) через элементу 2И

23-26 поочередно управляют каналами

27-30 усилителя мощности, которые в свою очередь, обеспечивают поочередное подключение к источнику питания обмоток электромагнитов 3134 статора 35 шагового электродвигателя. При прохождении тока через обмотку одного из электромагнитов (например, 31) зубцы ротора 36 устанавливаются точно против полюса электромагнита 31, при очередном такте коммутации электромагнит 31 отключается, а вместо него включается электромагнит 32 (или 34 при обратной коммутации) и зубцы ротора 36 перемещаются на 1/4 своего шага в сторону полюсов электромагнита 32 (или 34) °

Ось ротора 36, кинематически связанная через редуктор 37 с органом управления регулятора подачи топлива, при своем вращении изменяет подачу топлива до тех пор, пока частота вращения двигателя внутреннего сгорания не станет равной номинальной.

Использование предлагаемого устройства позволяет повысить экономичность двигателя внутреннего сгорания и увеличить его моторесурс за счет повышения точности регулирования частоты вращения двигателя.

Формула изобретения

1. Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания, содержащее соединенные последовательно датчик частоты вращения, блок сравнения, блок управления с усилителем мощности, выход которого соединен с входом исполнительного механизма, и нелинейный преобразователь, выход которого связан с дополнительным входом блока управления, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения точности регулирования частоты вращения, блок сравнения снабжен допол5

35 нительным выходом, связанным с входом нелинейного преобразователя, а блок управления выполнен в виде RSтриггера, четырех элементов 2И, двух счетных D-триггеров и восьми элементов ЗИ, причем выход первого счетного D-триггера связан с входом второго счетного D-триггера, прямой выход первого счетного D-триггера соединен с первыми входами первого, третьего шестого и восьмого элементов ЗИ, инверсный выход соединен с первыми входами второго, четвертого, пятого и седьмого элементов ЗИ, прямой выход второго счетного D-триггера связан с вторыми входами первого, второго, седьмого и восьмого элементов ЗИ, инверсный выход связан с вторыми входами третьего, четвертого, пятого и шестого элементов ЗИ, третьи входы первого, второго, третьего и четвертого элементов ЗИ сведены с прямым выходом RS-триггера, а третьи входы пятого, шестого, седьмого и восьмого элементов ЗИ соединены с инверсным выходом RS-триггера, выходы первого, второго, третьего и четвертого элементов ЗИ связаны соответственно с первыми входами первого, второго, третьего и четвертого элементов 2И, а выходы пятого, шестого, седьмого и восьмого элементов ЗИ связаны соответственно с вторыми входами первого, второго, третьего и четвертого элементов 2И.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок сравнения выполнен в виде триггера Шмитта, счетного D-триггера, одновибратора и трех элементов 2И, причем вход триггера Шмитта связан с датчиком частоты вращения, а выход соединен с входом счетного D-триггера, прямой выход которого подключен к входу одновибратора и первому входу первого элемента 2И, а инверсный выход — к первому входу второго элемента 2И, прямой выход одновибратора связан с вторым входом второго элемента 2И, а инверсный выход — с вторым входом первого элемента 2И, инверсный выход которого соединен с первым входом третьего элемента 2И, инверсный выход второго элемента 2И соединен с вторым входом третьего элемента 2И, а инверсные выходы первого и второго элементов 2И подключе10

1506160

Составитель Б.Гусев

Редактор А.Шандор Техред M.Ходанич Корректор М.Васильева

Заказ 5406/36 Тираж 482

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская каб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г.Ужгород, ул. Гагарина,101 ны также к инверсным установочным входам RS-триггера.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что нелинейный преобразователь выполнен в виде интегрирующего и дифференцирующих звеньев резистора и генератора тактовых импульсов, причем инверсный выход третьего элемента 2И блока сравнения связан с входом интегрирукицего звена, выход которого через дифференцирующее звено соединен с

5 частотозадающим входом генератора, выход которого связан с входом первого счетного D-триггера блока управления, а резистор включен параллельно дифференцирующему звену.

Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Устройство для регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления силовыми установками

Изобретение относится к области автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания, в частности к регуляторам подачи топлива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления работой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с непосредственным впрыскиванием бензина

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству управления работой двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу управления двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству для управления работой двигателя внутреннего сгорания, прежде всего транспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам управления многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления силовым агрегатом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления силовым агрегатом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам подготовки топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в силовых установках для управления механизмами с переменным подъемом, переменными фазами и в регуляторах соотношения воздух/топливо

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к регулированию и управлению подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания локомотива
Наверх