Способ определения моющих свойств моторных масел

 

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа. Способ заключается в нагреве датчика до 375-390°С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным 28-29 с и общим временем термостатирования 84-93 с , после чего последний слой масла изолируют от окисляющей среды объемом испытуемого масла, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски. Способ позволят получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 раз. 1 ил., 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

pгg(pjn,g

ДД"- т .,; -г;.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTNPbfTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302062/23-04 (22) 31.08. 87 (46) 07,09.89. Бюл. Р 33 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии 72) М.В. Трипунов, Г.В. Жданикова, В,А, Золотов и М.И. Федоров (53) 621.891.2 (088.81 (56) Масла смазочные с присадками.

Определение моющих свойств. ГОСТ

5726-53.

Масла смазочные. Метод оценки моторных свойств и определение термоокислительной стабильности.

ГОСТ 23175-78. (54)СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩИХ СВОЙСТВ

МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частИзобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частности к оценке моющих свойств моторных масел.

Цель изобретения — повыщение чувствительности и снижение трудоемкости оценки моющих свойств моторных масел..

На чертеже показана схема прибора для определения моющих свойств масел, Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2 и стаканом 3, примыкаипий к нагревателю 4, заключенному в термоизолирующий кожух 5, конденсатор 6 масляных паров, на которэи установлена калиброванная

„„SU„„ l 506352 (51)4 С О1 Ы 33730

2 ности к оценке моющих свойств моторных масел. Цель — повьппение чувствительности и снижение трудоемкости способа, Способ заключается в нагреве датчика до 375-390 С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным

28-29 с, и общим временем термостатирования 84-93 с, после чего последний слой масла изолируют от окисляюшей среды объемом испытуемого машела, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски..Способ позволяет получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 pas. 1 ил., 2 табл. пипетка 7 для нанесения дозированных объемов испытуемого масла на полированную рабочую поверхность датчика.

Способ заключается в нагреве до 375390ьС, отборе доэированного объема . испытуемого масла, последовательного кратного нанесения его на нагретую полированную рабочую поверхность датчика с образованием тонкого слоя масла толиной 25-30 мкм при его распределении по полированной поверхности, конденсации масляных паров 31 в процессе окисления каждого слоя ма;-.ла с общим временем термостатирования 84-93 с, прекращения дальнейшего окисления изоляцией последнего слоя от окисляющей среды объе0,8

0,5

15 лак 0,2

Чйстая поверхность 0,0

Интенсивность окраски рассчитыва- 20 ется по формуле и т=28. К

1=4 где. 1 — интенсивность окраски, балл;

S — площадь, занимаемая лаком одного цвета, Х;

К вЂ” коэффициент цвета.

Пример. После испытания рабочая поверхность датчика покрыта лаками, а именно коричневым (80K) и

-емно-коричневым (207.), следователь но, T = 56 баллов.

Результаты сравнительных испытаний предлагаемого и известного спасо-35 бов, а также результаты эксплуатации масел представлены в табл.1.

Величина оценки моющих свойств масел групп В > Г и Д известным 40 способом имеет соответственно интервалы 81-99; 70-104 70-80, При тенденции к снижению величины оценки в условиях реальной эксплуатации известным способом в указанном ряду выде- 45 лить какую-либо группу невозможно.

Известный способ реализуют следующим образом, При определении моющих свойств масла датчик в форме чашки устанавли-50 о вают в термостат, нагретый до 250 С, датчик предварительно заполняют навеской масла 0,035-0,040 r Когда по цвету масляной пленки становится видно, что масло окислилось, включают секундомер. Через 25 мин датчик снимают и устанавливают в эксикатор для охлаждения. После охлаждения датчик взвешивают с точностью до

3 1506352 мом испытуемого масла, залитым в стакан датчика, и последующей оценке сухой поверхности датчика по интенсивности окраски лака. 5

Оценка заключается в том, что каждому цвету лака присваивают индивидуальный коэффициент К:

Черный лак 1,0

Темно-коричневый 10 лак

Коричневый лак

Светло-коричневый лак 0,4

Желтый лак 0,3

Светло-желтый

0,0002 г и помещают в экстрактор.

Экстрагирование продолжают до получения совершенно прозрачного раствора после чего датчик взвешивают с точностью до 0,0002 г и вычисляют склонность масла к лакообразованию или моющие свойства по формуле

С вЂ” Сз

Л = ---- — — 100 т У где G = 0,035 г — количество испытуемого масла, налитого в датчик;

G = 3,1116 г- вес испарителя с лаком после экстрагирования;

G = 3,0812 r- вес чистого испари" теля.

Следовательно, Л 1- = 87.

При испытании масел групп В и Г по известному методу при температуре окисления 250 С, навеске 0,035 г, периоде снятия датчика 25 мин получают следующие результаты:

Масло группы В 90

Масло группы Г 87

Дифференцирующая способность повышается эа счет оптимизации значимых факторов: температуры окисления, времени окисления, а также нанесения на нагретую поверхность датчика, объема масла, образующего при растекании его по поверхности датчика слой постоянной величины (35+5 мкм).

В предлагаемом способе точность дифференцирования по сравнению с известным способом выше. Результаты испытаний соответствующего ряда масел не встречаются в соседних интервалах, т.е. инверсии результатов не происходит, В табл.2 приведены основные условия осуществления предлагаемого и известного способов по операциям (Π— отсутствие операции в способе).

Формул а и э обретения

Способ определения моющих свойств моторных масел путем нанесения тон-. кого слоя испытуемого масла на нагретую поверхность датчика, последующего термостатирования слоя масла в окисляющей среде и оценки моющих свойств по количеству лака, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, нагрев

d датчика осущкствляют до 375-390 С, Величина оценки моющих свойств моторных масел, балл, для способа предлагаемого в диапазоне толщины окисляемого слоя масла, мкм

84 с 87 с 93 с 96 с иа вастного

Э ксплуатация в диапазоне температур окисления, С в днапааоне времени окисления

375 380 390 395 25 30 40 45

51t8 65t6 71t5 95+5 51ТВ 65,6

40t8 54t6 59t5 92t5 40+8 5416

95+5 5lt8 65t6 7lt5 95t5 92tl3—

92t5 40t8 54t6 59t5 92т5 90t9 46,5Я

i8>5

28t8 42+6 45t5 83t5 28т8 42+6 4515 83+5 28t8 42t6 45t5 83t5 87tl7 23>4 8,5

15-8 29t6" 30t5 76t5 15t8 29т6 30t5 76t5 15t8 29еб 30t5 76t5 75t5 13,Я

+5,0

71t5

59+5

В

В1

Ге

Таблица2

Трудоз атраты, мин, для способа

Операция предла- известгаемого ного

Подготовка рабочей поверхности датчика к испытанию 5

Калибрование пипетки О

Взвешивание датчиков с испытуемым маслом 0

Окисление масла 2

Подготовка датчика к оценке моющих свойств

Оценка моющих свойств

Прочие о*ерации (нагрев, термостатирование датчика)

Итого

40-50

10

120

250

5 1506352

6 тонкий слой масла получают путем рав- последний слой масла изолируют от номерного последовательного нанесения окисляющей средь1 объемом испытуемого

1 дозированных объемов масла с общим масла и количество лака определяют временем термостатирования 84-93 с

5 по интенсивности окраски.

Т ° блица!

1506352

Составитель Л, Иванова

Редактор А. Козориз ТехредМ.Диць к КорректорМ. Максимишинец

Заказ 5423/46 Тираж 7 89 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035» Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения моющих свойств моторных масел Способ определения моющих свойств моторных масел Способ определения моющих свойств моторных масел Способ определения моющих свойств моторных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке качества отработанных нефтепродуктов (НП)

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел и может найти применение при разработке новых сортов масел в машиностроении

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел , в частности к определению склонности масла к образованию высокотемпературных отложений, и может найти применение при разработке новых сортов масел

Изобретение относится к области производства масел и позволяет повысить точность исследований нагарообразующих свойств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для испытания СОЖ при ленточном шлифовании

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх