Способ определения противопиттинговых свойств масел

 

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел и может найти применение при разработке новых сортов масел в машиностроении . Цель - сокращение времени и повьппение точности определения противопиттинговых свойств масел. Для исследования ведут параллельные испытания исследуемого и эталонного масел при циклическом нагружении нормальными силами тел вращения. Одновременно с нормальными тела вращения нагружают касательными силами,равныйи 0,07-0,10 от нормальных. Противопиттинговые свойства оценивают по отношению числа циклов нагружения до появления питтинга в среде испытуемого и эталонного масел. Способ позволяет сократить время испытания и повысить точность определения. 3 ил., 2 табл. (Л ОО ел ю 00 о: ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (5D 4 0 01 N 33/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4084424/23-04 (22) 30,06,86 (46) 15.11,87.Бюл, 1(- 42 (72) Б.С.Гутенев, В,N.Íåñòåðîâ, Л,В,Пущин-, О.Н.Черменский и С.В.Степаненко (53) 621.892.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н- 487347, кл, G 01 N 33/30, 1976.

Авторское свидетельство СССР

М - 949408, кл. 6 01 N 33/30, 1982. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОПИТТИНГОВЫХ СВОЙСТВ МАСЕЛ (57) Иэобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел и может найти применение при раэработке новых сортов масел в машиностроении. Цель — сокращение времени и повышение точности определения противопиттинговых свойств масел. Для исследования ведут параллельные испытания исследуемого и эталонного масел при циклическом нагружении нормальными силами тел вращения. Одновременно с нормальными тела вращения нагружают касательными силами, равными 0,07-0,10 от нормальных. Противо" питтинговые свойства оценивают по отношению числа циклов нагружения до появления питтинга в среде испытуемого и эталонного масел. Способ позволяет сократить время испытания и повысить точность определения. 3 ил,, а ф

2 табл.

1 135236

Изобретение относится к исследованиям эксплуатационных свойств масел и может найти применение при разработке новых сортов масел для машиностроения, 5

Целью изобретения является сокращение времени определения и повышение точности определения ITpoTHBQIlHT тинговых свойств масел.

На фиг.l показана схема установ- 10 ки МКВ-KM для реализации предлагаемого способа; на фиг. 2 — вид А на фиг.l; на фиг ° 3 — схема действия сил на образец, Установка MKB-KM состоит из ведущего 1 и ведомого 2 контртел, установленных на валах 3 и 4 соответственно, между которыми размещен испытуемый образец 5 сферической или цилиндрической формы, Вращение ведуще- 20 го контртела 1 осуществляют посредством клиноременной передачи 6 от электродвигателя 7 переменного тока.

Нормальную нагрузку P задают при помощи пружинного механизма 8. Касательную нагрузку Т в зоне контакта образца 5 задают торможением ведомого контртела 2 от электродвигателя

9 постоянного тока с параллельным возбуждением, работающего в режиме . динамического торможения. Задание различных тормозных моментов (М,.

= Т,а/2) достигается изменением тока в обмотке возбуждения двигателя

9 постоянного тока, Передачу тормозного момента от электродвигателя 9 к валу 4 ведомого контртела 2 осуществляют через упругую втулочно-пальцевую муфту 10, С помощью тензометрической балочки )1 40 с наклееными на нее фольговыми тензодатчиками 12 под углом 45 и токоо съемника 13 с ртутным контактом измеряют тормозной момент. При передаче тормозного момента тензометричес- 4> кая балочка ll деформируется и от тензодатчиков 12 выдается электрический сигнал, пропорциональный внешней касательной нагрузке, Подачу испытуемого масла к контактирующим поверхностям образца 5 и контртел 1 и

2 осуществляют при помощи фетрового фитиля 14, опущенного в масляную ванну 15, Способ реализуется следующим образом.

Испытуемое масло, например MC-8, в количестве 80-150 мл (например

5 2

100 мл) заливают в ванну IS, откуда оно, фитильным способом поступает к контактирующим поверхностям. Обкатываемый образец 5 (сферической или цилиндрической формы) устанавливается между контртелами 1 и 2 (для обкатки сферических или цилиндрических образцов), Материал образцов и контр. тел — сталь ШХ-15, диаметры контртел 150 мм, образцов сферической и цилиндрической формы соответственно

6 и 5 мм, Образец одновременно нагружают нормальной (907,4 Н) и касательной (81,7 Н) силами, причем величину последней принимают равной

0,07 — 0,10 (в данном случае 0,09) от величины нормальной силы. В качестве эталонного масла выбрано масло

MK-8 ° Сравнение масел производят по показателю противопиттинговых свойств масел, представляющему собой отношение величины среднего числа циклов нагружения до появления питтинга на образцах, смазываемых испытуемым и эталонным маслами, Для подтверждения оптимальности соотношения К = Т/Р величин касательной Т и нормальной P сил проведены сравнительные испытания масел индустриальное-20, MC-8 и MK-8 на установке MKB-KM, В испытаниях определяют число циклов нагружения на образец до появления питтинга N a величину рассеивания сравнивают по среднеквадратичному отклонению логарифмов чисел циклов для каждого масла при различных вариантах нагружения, Данные испытаний приведены в табл,1, Из табл,1 видно, что максимальное снижение времени обкатки образца до появления питтинга происходит при значении К, равном 0,07-0,10.

Этим же значением соответствуют минимальные значения среднего квадратичного отклонения логарифмов S н что свидетельствует об уменьшении рассеяния результатов испытаний и повышении их точности за счет действия на образец суммирующей нагрузки.

В табл. 2 представлены приведенные данные затрат времени на проведение испытаний предлагаемым способом на установке МКВ-KM и известным с*особом на установке ЦКБ-50, а также результаты оценки противопиттинговых свойств некоторых масел.Точность способов оценивают по отноше1352365

Таблица 1

К=Т/Р

Масло Нормальная нагКасательная нагСреднее квадратич" ное отклоСреднее значение рузка

Р, Н нагружения до появления питтинraN 10 циклы рузка

Т, Н нение логарифма е н

329,98

28,68

И-20 396,2

И-20 396,2

0,0

0,00

19,6

0 05

0,07

3,87

396,2

396,2

27,7

И-20

2,94

И-20

0,09

32,7

И-20 396,2

И-20 396,2

2,85

38,1

0,10

0,105

40,7

1,81

81,7

0,09

52,00

0,0

0,00

1,69

81,7

0,09

42,75

0,00

0,0

1,16

0,09

81,7

30,40

0,00

0,0 нию половины доверительного интервао ла результатов единичных испытаний (с надежностью 95 ) к средней. величине результатов испытаний с = Я /2х, где — точность метода; Е т S доверительный интер вал результатов испытаний; S среднеквадратичное отклонение.

Результаты испытаний показали, что оценку противопиттинговых свойств предлагаемым способом производят примерно. в 2 раза быстрее,чем известным. Полученные данные xopomo .: коррелируются между собой по обоим способам. В частности, масло И-20 имеет лучшие противопиттинговые свойства по сравнению с маслом МС-8. Кроме того, из табл.2 видно, что предлагаемый способ имеет лучшую точность

И-20 907,4

И-20 907,4

MK-8 907,4

MK-8 907,4

MC-8 907,4

MC-8 907,4 определения по сравнению с известным.

Формула изобретения

Способ определения противопиттинговых свойств масел путем параллельных испытаний исследуемого и эталонного масел при циклическом нагружении нормальными силами тел вращения, регистрации времени испытаний до появления питтинга и оценки противопиттинговых свойств по отношению числа циклов нагружения до появления питтинга в среде исследуемого и эталонного масел, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью сокращения времени определения и повышения его точности, одновременно с нормальными, тела вращения нагружают касательными силами, равными по величине 0,07—

0,10 от нормальных.

0,334

0,258

0,193

0,169

0,158

Задир, испытание невозможно

0,146

0,761

0,148

0,790

0,151

0,812

1352365

Точность

Способ

Установка определения Ы, Ж

0,69

1,00 1,26

4,9

2,5

0,63

1,00 1,07

2,4

Расчет для масла И-20

Фиг. t

Изве- ЦКБ-50 стный

Пред- МКВ-KM лагаемый

Среднее время на одно испытание, ч

Т а б л и ц а 2

Противопиттинговые свойства масел ППС = И„,„ /М.„,„„

MK-8 И-20 MC-8

1352365

8ид4

155 / Ц

Фиг.2

Составитель Л.Иванова

Техред M.Moðãåíòàë Корректор М. Шароши

Редактор И. Рыбченко

Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Заказ 5559/42

Производственно-полиграфическое предприятие, г,Ужгород, ул.Проектная, 4

Способ определения противопиттинговых свойств масел Способ определения противопиттинговых свойств масел Способ определения противопиттинговых свойств масел Способ определения противопиттинговых свойств масел Способ определения противопиттинговых свойств масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел , в частности к определению склонности масла к образованию высокотемпературных отложений, и может найти применение при разработке новых сортов масел

Изобретение относится к области производства масел и позволяет повысить точность исследований нагарообразующих свойств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для испытания СОЖ при ленточном шлифовании

Изобретение относится к области анализа смазочных масел и может быть использовано для прогнозирования сроков их хранения

Изобретение относится к области контроля характеристик смазочных материалов

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх