Способ ремонта сборной панели

 

Изобретение относится к ремонту, в частности, сборных панелей с усталостной трещиной и может найти применение в различных отраслях машиностроения и самолетостроении. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности и технологичности соединения. В районе трещины на сборной панели закрепляют накладку. В вершинах трещины выполняют отверстия. В них устанавливают крепежные элементы с натягом по всей толщине сборной панели. В местах ранее выполненных в панели отверстий крепежные элементы для ремонтной накладки устанавливают со смещением в направлении действия главных растягивающих напряжений. При этом достигается уменьшение концентрации напряжений у вершин трещины. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

tag 4 В 23 Р 6/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ IE(HT СССР

1 (21) 4340661/31-27 (22) 07.12.87 (46) 23. 10. 89. Бюл. 1ь 39 (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (72) А.Г. Гребенников, В.М. Андрющенко, А.H. Тимченко, В.Н. Стебенев и Е.Т. Василевский (53) 658 ° 588.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 725861, кл. В 23 P 6/04, 1978.

Орлов К.Я., Пархимович В.А.. Ремонт самолетов и вертолетов. — М.:

Транспорт, 1986, с. 296. (54) CIIOCOS РЕМОНТА СБОРНОЙ ПАНЕЛИ (57) Изобретение относится к ремонту, в частности, сборных панелей с

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при ремонте поврежденной усталостной трещиной панели.

Целью изобретения является повьппение долговечности и технологичности соединения.

На фиг. 1 представлена сборная панель с накладкой; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез

В-В на фиг. 1; на Лиг. 5 — внд I на фиг. 1.

Для соединения ремонтной накладки

1 и поврежденной усталостной трещиной 2 панели 3 используют несколько рядов крепежных элементов 4. В вершиÄÄSUÄÄ 1516287 А1

2 усталостной трещиной, и может найти применение в различных отраслях маши", ностроения и самолетостроении. Цель изобретения — повышение усталостной долговечности и технологичности соединения. В районе трещины на сборной панели закрепляют накладку.

В вершинах трещины выполняют отверстия. В них устанавливают крепежные элементы с натягом по всей толщине сборной панели. В местах ранее вьгполненных в панели отверстий крепеж= ные элементы для ремонтной накладки устанавливают со смещением в направлении действия главных растягивающих напряжений. При этом достигается уменьшение концентрации напряжений у вершин трещины. 3 s.ï.ô-лы, 5 ил. нах трещины 2 íà всю толщину пакета соединяемых деталей выполняют отверстия и в них устанавливают крепежные элементы 5. В зоне соединения обшивки со стрингерами 6 ремонтные крепежные элементы 4 устанавливают в отверстия, оси которых располагают со смещением и относительно оси заклепок 7 панелей в направлении действия главных растягивающих напряжений 5 . .При этом прямая, проведенная через центр ремонтного крепежного элемента 4 и центр заклепки 7 панелей, составляет с направлением действия главных растягивающих напряжений в панели угол равный 0-45

Установкой крепежных элементов в вершине трещин по всей толщине

1516287 пакета соединяемых деталей прн наличии ремонтной накладки достигается уменьшение концентрации напряжений у вершины трещины, снижение коэффициента интенсивности напряжений у

5 вершины трещины в панелях, уменьшение величины или амплитуды циклических напряжений растяжения в вершине трещины, уменьшение интенсивности напря- 10 жений при вершине трещины.

Расположение отверстия под ремонтную заклепку со смещением относительно отверстия под заклепку, установленную при первоначальной сборке, способ-)5 ствует уменьшению коэффициента концентрации напряжений у растягивающей пластины с двумя круговыми отверстиями по сравнению с коэффициентом концентрации у растягиваемой пластины 20 с круговым отверстием.

Кроме того, при постановке ремонтных заклепок со смещением происходит подпрессовка заклепок, установленных 25 при первоначальной сборке, и радиальная дораздача их стержней, что способствует увеличению радиального натяга и повышению его равномерности по высоте пакета соединяемых деталей. 30

При установке крепежных элементов крайних на ремонтной накладке рядов с зазором в накладке и с натягом в панели обеспечивается разнесение зон концентрации напряжений и Фретти г коррозии по сопрягаеьым поверхностям, разнесение зон действия максимальной концентрации напряжений от нагрузки, передаваемой крепежным элементом, и изгиба из одного в разные сечения со- 40 единяемых деталей, уменьшение изгибных напряжений в зона„ крайних рядов.

В соединении с крепежными элементами, установленными в зоне крайних 45 рядов на ремонтной накладке с зазором в накладке и с натягом в поврежденной усталостной трещиной панели, наряду с уменьшением изгибных напряжений в зоне oTBppcTBH KpRAHHx рядов концент- 50 рация напряжений от силы, передаваемой крепежньичи элементами, также уменьшается. В зоне крайних рядов крепежных элементов реализуется заполненное незагруженным на срез кре55 пежным элементом отверстие, долгосрочность которого всегла выые загруженного.

Использование предлагаемого способа спосОбствует повышению усталостной долговечности соединения поврежденной усталостной трещиной панели и ремонтной накладки при рациональной постановке ремонтных крепежных элементов не менее, чем в 2 раза.

Формула изобретения

1. Способ ремонта сборной панели, поврежденной усталостной трещиной, при котором на панель в районе трещины помещают ремонтную накладку, соединяют ее с панелью посредством крепежных элементов, которые располагают в несколько рядов, и выполняют отверстия в вершинах трещины, о т л ичающий с я тем, что, с целью повышения усталостной долговечности и технологичности соединения, в отверстия, выполненные в вершинах трещины, устанавливают крепежные элементы с натягом по всей толщине пакета соединяемых деталей, а в местах расположения ранее выполненных в сборной панели отверстий — крепежные элементы, которыми соединяют ремонтную накладку с панелью, устанавливают со смещением их осей относительно осей отверстий в панели в направлении действия главных растягивающих напряжений.

2. Способ по и. 1, отличаюшийся тем, ч то величину смещения выбирают большей или равной величине радиуса стержней крепежных элементов сборной панели и меньшей или равной величине радиуса их закладных головок при использовании ремонтных крепежных элементов того же диаметра и равной величине радиуса закладных головок при использовании ремонтных крепежньм элементов большего диаметра, чем диаметр крепежных элементов сборной панели.

3. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что оси ремонтных крепежных элементов располагают на прямых, проходящих через оси крепежных элементов сборной панели, составляющих с направлением действия главных растягивающих напряжений в панели о угол с, равный 0-45

4. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что крайние ряды крепежных элементов устанавливают с зазором в накладке и с натягом в панели.

1516287

Способ ремонта сборной панели Способ ремонта сборной панели Способ ремонта сборной панели 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту деталей , в частности, к способам ремонта деталей с трещинами

Изобретение относится к восстановлению и ремонту изделий , в частности, предназначено для торможения роста трещин, расположенных в труднодоступных для ремонта местах элементов конструкций из листового материала

Изобретение относится к ремонтно-восстановительным работам, в частности к ремонту дефектов в виде трещин металлоконструкций

Изобретение относится к технологии ремонта деталей сваркой, преимущественно толстостенных резервуаров с трещиной по образующей, и может быть использовано для ремонта гидроцилиндров мощных гидравлических прессов

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано для ремонта и восстановления ресурса литых корпусов

Изобретение относится к способам ремонта деталей с трещинами и м.б

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей машин с усталостными трещинами

Изобретение относится к восста- .новлению и р.емонту деталей с усталостными трещинами и может быть использовано при восстановлении работоспособности элементов самолетных конструкций

Изобретение относится к восстановлению и ремонту, в частности к способу ремонта угловых соединений крупногабаритных литых коробчатых балок с трещиной, и позволяет повысить надежность и качество ремонта, а также упростить и сократить срок его проведения
Изобретение относится к способам ремонта магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных продуктов, а более конкретно - к сварке плавлением

Изобретение относится к способам ремонта стояков алюминиевых электролизеров с использованием электродуговой сварки
Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов горячей прокатки и других деталей металлургического оборудования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановительном ремонте ацетиленовых баллонов, а также при изготовлении ацетиленовых баллонов и баллонов высокого давления других модификаций и назначений

Изобретение относится к техническому обслуживанию и ремонту стеклоэмалевых, стеклокристаллических и других защитных покрытий и может быть использовано в нефтехимической, химической, пищевой, фармацевтической промышленности

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к восстановлению двигателей

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин
Наверх