Способ определения диаметрального зазора между валом и втулкой

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения диаметрального зазора во всех случаях, когда круглые цилиндрические детали соединены друг с другом по типу вал-втулка, например для определения зазора между ротором и статором в уплотнениях, подшипниках скольжения в условиях эксплуатации. Цель изобретения - повышение точности измерения диаметрального зазора. Для этого в предлагаемом способе производится одновременное измерение величин зазора между внутренней поверхностью втулки и наружной поверхностью вала в четырех равнорасположенных по окружности точках, диаметральный зазор при этом вычисляется по формуле ΔD(H<SB POS="POST">1</SB>+H<SB POS="POST">2</SB>+H<SB POS="POST">3</SB>+H<SB POS="POST">4</SB> - (H<SB POS="POST">1</SB>+H<SB POS="POST">2</SB>+H<SB POS="POST">3</SB>+H<SB POS="POST">4</SB>)/D<SB POS="POST">0</SB>)/(1+D<SB POS="POST">0</SB>/D<SB POS="POST">0</SB>), где ΔD - диаметральный зазор

D<SB POS="POST">0</SB> - диаметр вала, измеренный перед сборкой

D<SB POS="POST">0</SB> - диаметр втулки, измеренный перед сборкой

H<SB POS="POST">1</SB>,H<SB POS="POST">2</SB>,H<SB POS="POST">3</SB>,H<SB POS="POST">4</SB> - величины зазоров в точках измерения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 С 01 В 5/14, 7/14

В ЖОВТО .".:

ЛАТЕ- T. ;3- Е:. -..».

Г;,1БГ АСс, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ ССа! (21) 4311523/25-28 (22) 24.08.87 (46) 23. 10.89. Бюл. М 39 (72) М.Е.Подольский, В.А.Ульянов, А.В.Цыганков и А,И.Рыжик (53) 531 ° 717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР !! 781553, кл. G Ol В 7/14, 1979. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАМЕТРАЛЬНОГО

ЗАЗОРА МЕЖДУ ВАЛОМ И ВТУЛКОЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения диаметрального зазора во всех случаях, когда круглые цилиндрические детали соединены друг с другом по типу вал-втулка, например для определения зазора между ротором и

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения диаметрального зазора во всех случаях, когда круглые цилиндрические детали соединены друг с другом по типу вал-втулка, например для определения зазора между ротором и статором, в уплотнениях, в подшипниках скольжения и т.п., необходимость в подобных измерениях возникает при проведении экспериментальных исследований соответствующих узлов, а также в процессе эксплуатации машины в целях контроля параметров, определяющих работоспособность узла.

Целью изобретения является повышение точности измерений диаметраль ного зазора.

„„SU„„1516737 А1 г статором, в уплотнениях, в подшипниках скольжения в условиях эксплуатации. Цель изобретения - повышение точности измерения диаметрального зазора. Для этого, в предлагаемом способе производится одновременное измерение величин зазора между внутренней поверхностью втулки и наружной поверхностью вала в четырех равнорасположенных по окружности точках, диаметральный зазор при этом вычисляется по формуле дd(h „+Ь)+h)+h q-.(h Ä+h +h +h )/

/D )/(1+do/D,), где д d — диаметральный зазор, do - диаметр вала, измеренный перед сборкой, D> - диаметр втулки, измеренный перед сборкой, h,,h,h >, а

h — величины зазоров в точках измерения. 1 ил.

Укаэанная цель достигается . за счет того, что в предлагаемом способе производится одновременное измерение величин зазора между внутренней поверхностью втулки и наружной поверх ностью вала в четырех равнорасположенных по окружности точках, диамет, ральный зазор при этом вычисляют по формуле

------(h +h +Ь +h — 1 "a "л+"а) 1 112 phd «.3. 2 .ф. z о 1 3 + D ь., 1 +— о

Do где d, - диаметр вала, измеренный пе.ред сборкой;

Dî - диаметр втулки, измеренный перед сборкой;

1516737 формула изобретения

t 112 «-у «-112 «-11 =----(h +h +h +h — - -- -- -) и da 1 2 э Dî

1+—

Do где d о — диаметр вала; — диаметр отверстия;

Ь,,Ь1, величины зазоров в точках измерения.

Составитель С. Бабаскин 6g з

Редактор Н.Гунько Техред Л.Олийнык Корректор Э.Лончакова

Заказ 6371/37 Тираж 683 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

h>,h « — величины зазоров в точках измерения.

Диаметры вала и втулки в процессе работы изменяются мало по сравнению с начальными (т.е. перед сборкой).

Ай (8..Величины h h„h, h«могут быть любыми, но меньше чем d u D.

На чертеже представлена схема конкретного примера реализации предлагаемого способа измерения, Схема содержит вал 1, втулку 2, четыре датчика 3-6 перемещения вихре токового типа, четыре вторичных прибора 7-10, соединенных с вихретоковыми датчиками 3-6, Способ реализуется следующим образом.

Перед сборкой узла измеряют начальные диаметры вала d<) одновременно и втулки D .После сборки узла в процессе эксплуатации с помощью датчиков 3 - 6 и вторичных приборов 7-10 измеряют величины зазоров h „ Ь, h>, h значения которых могут. либо регистрироваться на материальном носителе информации (например, на ленте свето учевого осциллографа с последующей ручной обработкой по математической формуле), либо передаваться в ЭВМ для

5 обработки по программе.

Способ определения диаметрального зазора между валом и втулкой, заключающийся в измерении величины зазоров между их поверхностями в нескольких точках в процессе эксплуатации узла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, перед сборкой узла измеряют диаметр вала и диаметр втулки, а величины зазоров измеряют одновременно в четырех равнорасположенных по окружности точках и определяют диаметральный зазор

Дй по формуле

Способ определения диаметрального зазора между валом и втулкой Способ определения диаметрального зазора между валом и втулкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повышение точности бесконтактного датчика расстояния до поверхности объекта за счет уменьшения влияния межвитковой емкости его обмоток при колебаниях температуры окружающей среды

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазоров между вращакяцимся элементом и охватьшающей его поверхностью

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве первичного преобразователя в измерителях линейных перемещений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано , например, в машиностроении для контроля отклонения от плоскостности плоских поверхностей и торцового биения деталей типа тел вращения

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью автоматизацию контроля зазора между поверхностями изделий в труднодоступных местах за счет обеспечения получения сигналов, индицирующих заданные величины предельнодопустимых зазоров между этимн иэлелиями, В корпусе 1 устройства для контроля зазора установлен подпружиненный шток 4, в средней части которого закреплены перпендикулярно его оси два постоянных 7 и 8, в зазоре между которыми размещена ь атр1Пла магниторезистив51ых элементов 9, соединенных в мостов то схему измерения

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повышение чувствительности датчика трансформаторного типа, предназначенного для измерения осевых и радиальных смещенийоси вращающего или неподвижного вала, например электриче- .ской машины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазора

Изобретение относится к измерительной технике и м

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для калибровки измерительных приборов, предназначенных для измерения вибраций элементов машин по величине максимального перемещения от среднего положения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении при контроле взаимного расположения отверстий

Изобретение относится к области измерений, а именно к устройствам для линейных измерений расстояний, например, между направляющими эскалатора

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в машиностроении при измерении зазоров

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств
Наверх