Способ термообработки литых деталей

 

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам термической обработки литых элементов сварно-литых рам и других литых деталей. Целью изобретения является повышение стабильности механических свойств. Способ включает предварительную термообработку, заварку литейных трещин, окончательную термообработку путем нагрева до температур Ас<SB POS="POST">1</SB>+(5-45)°С и термоциклирования в диапазоне температур, определяемом из соотношения ΔT= (1,7-2,5)<SP POS="POST">-1</SP>L, где L - общая длина заваренных трещин. Способ позволяет существенно уменьшить разброс значений ударной вязкости и повысить эксплуатационные характеристики. 1 табл.

союз советсних

СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (др 4 С 21 D 9/50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ пРи Гннт сссР (21) 4337177/23-02 (22) 26.10.87 (46) 15.11.89. Бюл. N 42 (75).В.С. Архипов, А,Н, Варич, В.А. Гольдштейн, А.В. Железнов, О.С. Хусид и В.Ф. Дурандин (53) 621.785.79 (.088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 11220088008833, кл. С 21 D 1/78, 1985.

Авторское свидетельство СССР

11 806324, кл. С 21 D 9/50, В 23

K 28/00, 1979. (54) СПОСОБ ТКР11ООБРАБОТКИ Л11ТНХ, ДЕТАЛ".11 (57) Изобретение относится к металлургии, в частности к способам

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к способам термической обработки литых элементов сварнолитых рам и других литых деталей.

Цель изобретения — повышение стабильности механических свойств.

Пример. Термообработке подвергали элемент рамы трактора из стали ЗОЛ..Отливку элемента рамы вначале нагревали при 880+10 С в течение 2,5 ч, охлаждали с печью.

Производили выборку и заварку трещин. Замеряли общую длину заваренных швов. В зависимости от общей длины сварных швов назначали диапазон температур нагрева и охлаждения циклической обработки. Количество циклов 2. При этом нагрев осуществляли до (740-780) С, что составляет А z,+(5-45) С(для стали ЗОЛ

„„SU„„1521782 А1

2 термической обработки литых элемен- тов сварно-литых рам и других литых деталей. Целью изобретения является повышение стабильности механических свойств. Способ. включает предварительную термообработку, заварку литейных трещин, окончательную термообработку путем нагрева до температур А,i+ (5-45) С и термоциклирования в диапазоне температур, определяемом из соотношения Л Т =(1,7-2,5) L где L — общая длина заваренных трешин. Способ поз воля ет существенно уменьшить разброс значений ударной вязкости и повысить эксплуатационные характеристики. 1 табл.

Ас = 735 С). Диапазон температур

С1 циклического нагрева и охлаждения определяли из соотношения

ДТ= (1,725) ? где L - общая длина заваренных трещин.

Окончательное охлаждение проводили на воздухе.

При заварке трещин в зонах термического влияния возникают остаточные напряжения, которые приводят к возникновению холодных трещин. Термоциклирование в районе температур выше и ниже А с снижает степень неоднородности структуры переходной зоны и уровень остаточных напряжений.

Экспериментально установлено, что с увеличением общей .длины заваренных швов, необходимо пропорционально увеличить амплитуду температуру наг1521782

Дт = (1,7...2,5) L, Температура охлаждения, С

КСЧ Фо, мпк/и2

Разброс значений, Кст иДж/и

Опыт

Общая длина зава-

Темпера-. тура нагрВВВ С

Способ

Диапазон (ампли" туда )тем пер атур

4Т ренных трещин,.мм

800

5I0

500

300

0,5-0,6

0 55. — 0,7

0,48-0,6

0,45-0,55

0 55-0 65

0,5-0,65

0,45-0,65

0,51-0,7

0,2-0,5

0,15-0,45

0,25-0,55

0,2-0,6

0,10

0,15

0,12

0,10

0, 10

0,15

0, 20

0,19

0,3

0,3

0,3

0,4

2

4

6

8

11

442

400

Пр едп а гаемый

ll и и

Известный.

11

ll

11 и

ll рева и охлаждения, что ведет к повышению стабильности получаемых механических свойств, в частности KCV.

Кроме того, термоциклирование в диапазоне температур нагрева и охлаждения меньше 100-120 С трудно осу- ществить в производственных условиях. Экспериментально определено, что температуры нагрева и охлаждения при циклической обработке зависят от совместного влияния количества тепловой энергии, вносимой в металл при сварке, и общей длины литей- ных трещин. Если температуру охлаж- 15 дения нецелесообразно снижать ниже

480-500 С, то температуру нагрева нецелесообразно повышать выше 800 С о для низко- и среднеуглеродистых сталей. Сдвиг всей амплитуды температур нагрева и охлаждения относительно . точки А „ зависит еще и от температуры предварительной термообработки

Нижняя температура термоциклирования определяется амплитудой (ди- 25 апазоном) Д Т, При этом общая длина заваренных трещин не должна превышать Ь = 650 мм. Если L ) 650 мм, отливка окончательно бракуется.

Данные механических свойств (удар- 0 ная вязкость и разброс значений ударной вязкости KCV 4 )после обработки по предлагаемому способу приведены в таблице, где также указаны результаты после обработки элемента рамы по известному способу (нагрев 800 С охлаждение 500 С, количество циклов

3, выборка и заварка литейных трецин, циклический нагрев до температур 800+10 С и охлаждение до температур 500+10 С, количество циклов 3).

Как видно из данных таблицы, предлагаемый способ термообработки отливок позволяет получить более стабильные результаты ударной вязкости, что улучшает их эксплуатационные характеристики.

Формула изобретения

Способ термообработки литых деталей, вкгпвчающий предварительную термообработку, заварку литейных трещин, окончательную термообработку

1 путем циклического нагрева и охлаждения в диапазоне температур выше и ниже температур начала аустенитного, превращения и охлаждения на воздухе, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности механических свойств, окончательную термообработку осуществляют путем нагрева до температур А с +(5 ° . ° 45 ) С, 1 а диапазон температур нагрева и охлаждения выбирают пропорционально общей длине заваренных трещин соответственно соотношению где DT — диапазон температур нагре- ва и охлаждения;

Ь вЂ” общая длина заваренных трещин.

Способ термообработки литых деталей Способ термообработки литых деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для крепления теплоизоляции внутри термообрабатываемого крупногабаритного аппарата и сосуда

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для нагрева на установках ТВЧ, сварки или других технологических целей

Изобретение относится к устройству для термической обработки сварных соединений труб

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам изготовления сварных изделий из конструкционных сталей

Изобретение относится к термической обработке стали и может быть использовано в машиностроении при изготовлении сварных труб для электростанций

Изобретение относится к технике местного нагрева и может быть использовано для термообработки сварных кольцевых и продольных тел вращения

Изобретение относится к термической обработке сварных швов осесимметричных стальных изделий

Изобретение относится к металлургии , а именно к термической обработке элементов сварных конструкций реакторов толщиной до 170 мм

Изобретение относится к устройствам для нагрева под сварку

Изобретение относится к области термообработки материалов в безокислительной атмосфере и может быть использовано в машиностроении в конструкции затвора печи для термообработки концевых участков длинномерных полос, например, пружинной ленты , предназначенной для осуществления привода кабеленаматывающего устройства
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к термической обработке сварных соединений из дисперсионно-твердеющих сталей, относящихся к классу мартенситно-стареющих и работающих в условиях вибрации, высоких температур и агрессивных сред

Изобретение относится к термической обработке сварных соединений и может быть использовано при изготовлении сварных фасонных изделий из трубных заготовок из чугуна с шаровидным графитом

Изобретение относится к области термической обработки конструкций, выполненных из дисперсионно-твердеющих сплавов и работающих в условиях как высоких, так и низких температур, вибраций и агрессивных сред, в частности обработке паяно-сварных конструкций, содержащих детали из мартенситно-стареющей стали и дисперсионно-твердеющего никелевого сплава

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к ремонту рельсов железнодорожного пути без изымания их с полотна

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при производстве труб большого диаметра способом сварки

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при закалке сварного шва и зоны термического влияния электросварных прямошовных труб, подвергаемых термической обработке в потоке

Изобретение относится к черной металлургии, в частности производству электросварных спиральношовных труб большого диаметра

Изобретение относится к способу изготовления ротора в моноблоке с лопатками, в котором используют втулочную часть ротора, выполненную в предпочтительном варианте из титанового сплава, и приваривают к ней лопатку, в предпочтительном варианте также выполненную из титанового сплава
Наверх