Сталь
Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали. Цель изобретения - снижение склонности к старению, порога хладноломкости, повышение энергоемкости хрупкого разрушения, прочностных свойств и ударной вязкости термоулучшенного металла. Сталь дополнительно содержит магний при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,15-0,25 марганец 1,0-1,6 кремний 0,3-0,8 хром 0,2-0,9 ванадий 0,02-0,10 титан 0,005-0,030 медь 0,10-0,50 никель 0,10-0,45 алюминий 0,02-0,08 молибден 0,01-0,10 бор 0,0003-0,0015 магний 0,0003-0,004 железо остальное. 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!! 4 С 22 С 38/54
6ЖИ31ИД
Ь,1й. Н ° 1,! . Я„" 11!Щ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4397318/27-02 (22) 21.03.88 (46) 15.11.89. Бюл, !! 42 (71) Уральский научно-исследовательский институт черных металлов, Уральское отделение Всесоюзного научноисследовательского института железнодорожного транспорта и Производственное объединение »Уралвагонзавод» (72) M.Ñ. Михалев, В.Л. Нагалов, В,К. Сотников, Л.И. Берштейн, С.П. Бочаров, В.Б. Бамбулевич, В.А. Двухглавов, Ф.С, Раковский, А.А, Филиппенков, Л,Н. Косарев, Х.И. Пейрик, С.И. Попов, Л.M. Аксельрод и Н.В. Нерстнев (53) 669.15.2-194 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1019005, кл. С 22 С 38/54, 1983.
Авторское свидетельство СССР
У 1154368, кл. С 22 С 38/32, 1985.
Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, и может быть использовано для производства ответственных и сложных по конфигурации литых деталей,,испытывающих значительные статические и динамические нагрузки и эксплуатируемых в зонах с холодным климатом, Цель изобретения — снижение склонности к старению, порога хладноломкости, повышение энергоемкости хрупкого разрушения, повышение проч ностных свойств и ударной вязкости термоулучшенного металла.
ÄÄSUÄÄ 1521788 А 1 (54 ) СТАЛЪ (57) Изобретение относится к металлургии, в частно сти к со ставу стали.
Цель изобретения — снижение склонности к старению, порога хладноломкости, повышение энергоемкости хрупкого разрушения, прочностных свойств и ударной вязкости термоулучшенного металла, Сталь дополнительно содержит магний при следующем соотношении компонентов, мас.7.: углерод 0,15 — .
0,25; марганец 1,0-1,6; кремний 0,30,8; хром 0,2-0,9; ванадий 0,020,10; титан 0,005-0,030; медь 0,100,50; никель 0,10-0,45, алюминий
0,02-0,08; молибден 0,01-0,10, бор
0,0003-0,0015; магний 0,0003-0 004 железо остальное. 3 табл.
Предлагаемую сталь выплавляли в индукционной 200 кг печи с основной футеровкой.
Выплавку производили на однотип.ной базовой шахте стабильного химического состава. Магний вводили
1с помощью специально, приготовленного сплава при выпуске плавки в ковш. Азот и барий в составе известной стали присаживали силикобарием и азотированием марганцем.
В табл.! приведены химические составы сталей.
)52)788
В табл.2 приведены результаты механических испытаний.
Прочно стные и пла стиче ские свойства определяли на цилиндрических образцах пятикратной длины с диамет" ром рабочей части б мм по ГОСТ
1497-73, ударную вязкость на образцах типа 1 — по ГОСТ 9454-78, Сопротивление хрупкому разруше10
Дпя удобства сравнительного анализа наряду с результатами испытаний балочек npн различных отрица-, тельных температурах .,(для определения Т „р) . в табл.3. полученные значения приведены к температуре перехода в хрупкое состояние предлагаемой стали с концентрациями элементов на среднем уровне (вариант 3).
40 нию стали опытных вариантов исследовали на нормализованных мадельньи отливках (подцерживающих балочках автосцепки), по условиям нагру- 15 жения и толщинам стенок, имитирующих ответственные литые детали тележки грузовых вагонов: боковой рамы и надрессорной балки. Испытания проводили на специальном копре, где 20 разрушение отливок осуществлялось воздействием падающего груза с автоматическим измерением величины дина» мической нагрузки (Яд) вплоть до максимальной (Q д „„„, ) когда отливка при, 25 определенной отрицательной температуре разрушалось хрупко. Охлаждение балочек до температуры испытания осуществляли в парах жидкого азота .в специальной камере. 30
Результаты испытаний приведены в табл.3.
Эта температура оказалась равной (-) 105 С.
Изготовленные из предлагаемой стали ответственные литые детали грузовых вагонов: корпус и тяговой хомут автосцепки,после закалки и высокого отпуска; надрессорная балка и боковая рама после нормализации обладают повышенной эксплуатационной надежностью и обеспечивают безотказную работу грузовых вагонов при повышении погрузочных норм и веса поездов. ормулаизобретения
0,15-0,25
1,0-1,6
0,3-0,8
0,2-0;9
0,02-0, 10
0,005-0,030
0,10-0,50
0,10-0,45
0,02-0,08
0,0)-0,10
0,0003-0,0015
0,0003-0,004
Остальное
Сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, ванадий, титан, медь, никель, алюминий, молибден, бор, железо, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью снижения склонности к старению, порога хладноломкости,:повышения энергоемкости хрупкого разрушения, прочностных свойств и ударной вязкости термоулучшенного металла, она дополнительно содержит магний при следующем соотношении компонентов, мас.Е:
Углерод
Марганец
Кремний
Хром
Ванадий
Титан
Медь
Никель
Алюминий
Молибден
Бор
Магний
Белезо!,,!
6l
I6
1 1 о= !! u (o!
1 1О и
Х
v ! 4
vo !
6 сч
Ю а
О
СЧ оо х о а 06
1 !и — -1
g v
К В 6Ч ,Л: |— сп сч а
< л и О сч
Ю а
Ю О е а сч
СЧ СЧ сЧ о
О а о а ф С6 .0 Ц сч о а о
Г, и! о
В О
С6 х сс 64
И 6J
2 х а ф
® фа
6l 1» ссс
Се!
Ю
О о сс о
v о сг
5 а ф
v о
° 1
D о
rt v, 6
D а
D и
0 о
Ik х 1 х !
1 00 л всоое ло
00 а» СО В
Ю о а
Ь
И о о l
1 сг! а
Ю и
Ю го
D а о
1 I-ф а
Ф
l» о о4
g ф W а4 и о
СЧ
I В Т
It\
Ю и
О сч
СЧ а
Ю и
0 ! о
1 I
О. " о z х v
6Ik
1 !» Ф4
1 v
О а! сс
1 41 Я! хф й! С0 1 гг! а о
11 с!
СЧ а а а
1 и
0 о
СЧ
1 л а
1 и
1 сс М о ф !с йЬ 5 10 л ! сс! и
Э 1 с6
Га 1 !
I 1
1 г †"
I 1! н ф !
Й! ! з а — — !!
Й!д 1
1!, 1
- 1 со с ъ с 4 ее\
CV СЧ С11 СЧ СЧ
ООООО а а а °
ООООО
ВCa В
CV СЧ ооооо i
° а а а а
ООООО
1 1 1 I 1 1
1 I 1 I 1 е сС с
ЮСЧ Ю
ООООО
ООООО.
a a a a оообо е В сп
oo--ООООО
ООЮОО а ° а а ооооо г!
" aCOWСГ
Оо-оо
* а а
ООООО
cnO !
Сч»ОСОРЪ6 1
ООООО
° а а а а
ООООО о сч ссс о с !
- Ее! Еае а а а а
ООООО! оспоеее 1 — С1 Г! 0Ъ Е а а а а а
О О О О О
cn W O W 0n о — е ООООО а а a a a
OOOOO сп сч ЧО г1 оо-оо а а а а а
О О О ОО
ООООО 1 еч ю в cn cn а а а а а
О ОООО
Я г!сОЪ ооооо 1
О Е О СЧ СЧ
n O cn a» O — еч сч еч сч а а а а
ООООО
cv cn& ing) X и
I0 фг:
6 х а а6
1521788
СЧ м еч co cn
cn cn cn w w
В ГС 0ЪСЧ л Π— <О0О В
О в СО СО
4 а а г!О Оcn m w cn сч — л л а а а а
-Че 1О
Са! СЧ СЧ СЧ
Г!СЧ а ОО л сч сО ог сч
О ОЛЛ! Л
О О со сЧ с С со
П О вЂ” Г СЧ сг!Ю Оа о О
ОВсо л соNсЧ сч СЧ
Осч Оолс г с е 1 с Ъ 6 вс гсчв! О
СЧЮО ОО л е геч ив сч сп с»1 с4 сч
W с cv а л
СП с! -т лло Ос!О со л сп чг C сп т сг1сч- ocoCCC О\ В лсо Оcn сп сп т cn W cn сг
СЧ Оге!ЕОЕ сОЧГЛ ОC Г
О сч сЧ 00 л Е
CO 0O В Л Со В с! Ореол о лосчсч сч сп -0 сп О
1521788
Таблиц а 3
Характеристика хрупкого разрушения модельных отливок, изготовленных из предлагаемой и известной сталей
КФ плаТ хр.
ОС
Испытание оболочек при — 105О С вок
6 мах, кН
Ат „ Iy, КДж кН.с.
Составитель Е. Рысакова
Техред Л.Олийнык
Корректор Э. Лончакова
Редактор Н. Горват
Заказ 6895/25 Тираж 576 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, ??осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101!(1
3
5
6 (-)89 (-)102 (-)105 (-)93 (-)98 (-)110
798
934
872
1008
1,523
?, 820
1,911
1,704
1,786
1 ю 892
1, 354
),618
1,682
1,494
1,572
1,669