Тренажер оператора систем управления

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения. Цель изобретения - повышение дидактических возможностей тренажера за счет обеспечения возможности поэтапного изменения масштаба времени моделирования технологического процесса в зависимости от текущих результатов обучения. Тренажер содержит блоки 10, 11, 12 компараторов, элементы И 13, 14, 16, регистр 15, счетчик 18, блок 20 управления, формирователи 17, 19, 21 импульсов, триггеры 9, 22, блок 4 моделирования реальных процессов, блок 3 предъявления информации, пульт оператора, содержащий блоки ввода начальных условий 1, задания управляющих воздействий 3, задания нормативов 5, 6, 8. 6 ил.

СОЮЗ СОВ ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 09 В 9 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4413560/24-24 (22) 21.04.88 (46) 15.01.90. Бюл. У 2 (71) Сибирский металлургический институт им. Серго Орджоникидзе и Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования (72) А.С.Петров, А.Ф.Сакун и А.Г.Падалко (53) 681,3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1160462, кл. 0 09 В 9/00, 1978. (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам

З0 1бЗИ26 А1

2 обучения. Цель изобретения — повышение дидактических возможностей тренажера за счет обеспечения возможности поэтапного изменения масштаба времени моделирования технологического процесса в зависимости от текущих результатов обучения. Тренажер содержит блоки 10, 11, 12 компараторов. элементы И 13, 14; 16,регистр 15, счетчик 18, блок 20 управления, формирователи 17, 19, 21 импульсов,триггеры 9, 22, блок 4 моделирования реальных процессов, блок 3 предьявления информации, пульт оператора, содержащий блоки ввода начальных условий 1, задания управляющих воздействий 2, задания нормативов 5, 6, 8.

6 ил.

1536426

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническими.: средствам обучения, и может быть использовано при подготовке операторов систем управления.

Цель изобретения — повышение дидактических возможностей тренажера.

На фиг.1 показана структурная схема тренажера; на фиг.2 - 6 — алгоритмы работы блока моделирования реальных процессов.

Тренажер содержит пульт оператора (не показан), содержащий блок 1 ввода начальных условий и блок 2 задания .управляемых воздействий, блок 3 предъявления информации, блок 4 моделирования реальных процессов„ первый

5 и ;.:.òîðoé 6 блоки задания нормативов, входящие в состав пульта оператора, блок 7 оценок, третий блок 8 задания нормативов, первый триггер

9, с первого по третий блоки 10 - 12 компараторов, первый 13 и второй 14 25 элементы И, регистр 15, третий элемент И 16, первый формирователь 17 импульсов, счетчик 18, второй формирователь 19 импульсов, блок 20 управления, третий формирователь 21 им- 30 пульсов и второй триггер 22.

Тренажер оператора систем управления работает следующим образом.

Перед началом тренировки обучаемому задается технологическая цель управления. Применительно к сталепла35 сильному переделу, например кислородно-конвертерному процессу, целью управления является получение стали с требуемым химсоставом и температурой металла в заданное время. Предварительно с помощью блока 1 ввода начальных условий B блок 4 моделирования реальных процессов вводятся необходимые исходные данные (начальный хим45 состав металла — содер>канне углерода, серы, фосфора, температура металла), затем .производится уставка нормативов. Так, в блоке 8 задаются ограничения на текущие значения технологических параметров (содержание Ре0 в шлаке, температура охлаждающей воды

H,öð.), которые могут превышаться в ходе процесса над заданными; в блоке

6 — ограничения на итоговые комплекс55 ные оценки (стоимость затраченных материалов, интегральная оценка отклонений от графихов нагрева и обезуглероживания металла и т,д.)„ в блоке 5— целевые ограничения (верхние и нижние пределы по химсоставу и температуре металла, длительность плавки).

До запуска процесса моделирования на выходах блоков 10 и 11 компараторов сформированы единичные уровни, триггер 22 также установлен в единичное состояние, в регистре 15 сдвига во всех разрядах установлены нули, соответственно содержимое счетчика

18 также равно нулю, что является признаком (кодом) начального масштаба моделирования.

С помощью блока 2 задания управляющих воздействий обучаемый задает начальные значения интенсивности кислородного дутья и положения кислородной фурмы. Затем нажатием кнопки

"Пуск" блока 20 управления обучаемый осуществляет запуск блока 4, в результате чего начинает осуществляться процесс моделирования технологического процесса. Одновременно с запуском блока 4 триггер 9 устанавливается в состояние 1 . В соответствии с алгоритмом функционирования блока 4 моделирования реальных процессов осуществляется воспроизведение в блоке 4 технологического процесса (кислородно-конвертерной плавки), в рамках которого реализуется ввод значений управляющих воздействий, решение уравнений, описывающих поведение моделируемого процесса, расчет экономических оценок и ввод текущих результатов на блок 3 предъявления информации и блоки 10 — 12 компарато ров.

На первом этапе работы, когда у обучаемого еще нет прочных навыков управления моделируемым объектом и требуется значительное время для оценки era состояния, принятия и реализации решения по управлению, счетчик 18 выдает в блок 4 моделирования реальных процессов код, соответствующий минимальному масштабу моделирования. Этот код поступает также в блок 3 предъявления информации, где отображается с помощью средств индикации.

Обучаемый, пользуясь полной информацией блока 3, воздействует с помощью блока 2 задания управляющих воздействий на технологический объект управления, представленный в виде блока 4 моделирования реальных процессов таким образом, чтобы перевес26 б левой уровень налряжения и на выходе элемента И 14 также формируется "0".

Если все ограничения выполнены, то на выходе элемента И 14 появляется сигнал "1". При нажатии кнопки "Останов" блока 20 управления, что имеет место по окончании цикла моделирования, информация с выходов элемента И 14 переписывается в регистр

15 сдвига.

Таким образом, в зависимости от того, выполнено или не выполнено задание в рамках технологического цикла, в регистр 15 сдвига записывает"l lt "О"

При условии выполнения задания на определенном количестве плавок подряд (это количество определяется числом входов элемента И 16), что выражается в появлении на выходе регистра 15 сдвига, выдающего информацию в параллельном коде, соответствующего числа единиц (по числу входов элемента И 16), последний формирует на своем выходе единичный уровень, который.в виде бита информации записывается в счетчик 18 и одновременно поступает в формирователь 17 импульсов, сбрасывающий триггер регистра 15 в нулевое состояние.

При этом в счетчик 18 записывается код нового масштаба моделирования, большего, чем на предыдущем этапе обучения. Этот код поступает в блок

4 моделирования реальных процессов для задания нового .масштаба времени и в блок 3 предъявления информации для его отображения.

С нажатием кнопки "Пуск" (не показана) блока 20 управления начинается новый этап работы обучаемого в условиях другого масштаба времени, который продолжается до тех пор, пока не будет выполнено требование безошибочного выполнения задания на принятом количестве технологических циклов. В случае его выполнения вновь срабатывает элемент И 16, счетчик 18, t изменяет свое состояние и формирует код нового масштаба времени (например, теперь уже ускоренного), что обеспечивает отработку навыков в условиях дефицита времени. В дальнейшем рассмотренный цикл может повторяться. Количество циклов зависит от принятого числа вариантов масштаба времени, определяемого, в частности, особенностями технологического объек-, 50

5 15364 ти его из исходного состояния в конечное, определяемое целью управления. В течение цикла моделирования блоком 12 компараторов осуществляется непрерывное сравнение текущих зна5 чений наиболее важных технологических параметров с заданными в блоке

8 задания нормативов ограничениями.

Для рассматриваемого примера такими параметрами являются температура воды, подаваемой на охлаждение фурмы, и давление отходящих из полости конвертера газов. При выходе хотя бы одного из них за пределы ограничений даже на непродолжительное время сиг- . нал с соответствующей схемы сравнения блока 12 компараторов в виде "0" поступает на один из входов элемента

И 13, в результате чего на его выхо- 20 де формируется нулевой уровень напряжения, устанавливающий триггер 22 и„ соответственно, элемент И 14 в нулевое состояние. В ходе цикла моделирования сигналы об итоговых комплекс- 25 ных оценках, рассчитываемые блоком 7 оценок, а также сигналы о химсоставе, температуре металла, длительности плавки, поступающие на входы блоков

10 и 11 компараторов, сравниваются 30 с нормативными их значениями, заданными блоками 5 и 6 соответственно.

По завершении цикла моделированйя обучаемый нажимает кнопку "Останов" (не показана) блока 20 управления, в 35 результате чего на его.выходах формируется два сигнала. Первый из них, сформированный в момент нажатия кнопки формирователя 19 импульсов, является синхронизирующим для регистра 40

15 сдвига. При наличии этого импульса осуществляется запись информации, поступающей с выхода элемента И 14 в первый разряд регистра 15, а в последующих циклах моделирования — ." 45 сдвиг предыдущей информации в старший разряд и запись новой — в первый разряд.

Второй сигнал, вырабатываемый блоком 20 управления в момент отпускания кнопки "Останов", .поступает на вход формирователя 21 импульсов и устанавливает триггер 22 в единичное состояние.

Если в момент,останова процесс моделирования хотя бы из ограничений, заложенных в блоках 10 — 12 компараторов, бь1л превышен, то на выходе соответствующего из них появляется ну7 15:36426 8 та управления, задачами обучения и т,д.

По окончании обучения с помощью кнопки "Сброс" (не показана) блока

2О управления счетчик 18 обнуляется и устройство приходит в исходное состояние, Таким образом, по сравнению с прототипом введение дополнительных блоков и использование устройства позволяет обеспечить адаптацию его к результатам деятельности обучаемого с точки зрения скорости принятия и рЕализации решений. Это дает возможнОсть ускоренного формирования прочных навыков, обеспечивающих надежную работу оператора в напряженных условиях дефицита времени.

Формула изобретения

Тренажер оператора систем управления, содержащий блок предъявления информации, блок оценок, блок моделирования реальных процессов, пульт 25 оператора и первый блок компараторов, первые входы которого соединены с ,первой группой выходов блока моделирования реальных процессов, вторая группа выходов которого соединена с вкодами блока оценок, а первая группа информационных входов соединена с первой группой выходов пульта оператора, вторая группа выходов которого соединена с второй группой информационных входов блока моделирования реальных процессов, третья группа информационных входов которого соединена с информационными входами блока предъявления информации„ отличающийся тем, что, с, целью расширения дидактических воэможностей тренажера, в него введены два блока компараторов, два триггера, I три элемента И, три формирователя импульсов, регистр, блок управления и счетчик, выходы которого соединены с третьей группой информационных входов блока моделирования реальных процессов, вход режима которого соеди-. 50 нен с выходом первого триггера, Sвход которого соединен с первым выходом блока управления и с входом пуска блока моделирования реальных процессов, третья группа выходов пульта оператора соединена с вторыми входами первого блока компараторов, выходы которого соединены с первыми входами первого элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго триггера, R-вход которого соединен с выходом второго элемента И, группа входов которого соединена с выходами второго блока компараторов, первые входы которого соединены с второй группой выходов блрка моделирования реальных процессов, четвертая группа выходов пульта оператора соединена с первыми входами третьего блока компараторов, а пятая группа выходов пульта оператора соединена с вторыми входами второго блока компараторов, выходы блока оценок соединены с вторыми входами третьего блока компараторов, выходы которого соединены с третьими входами первого элемента И, выход которого соединен с информационным входом регистра, вход обнуления которого соединен с выходом первого формирователя импульсов, вход которого соединен с выходом третьего элемента И, входы которого соединены с выходами регистра, вход сдвига которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, вход которого соединен с вторым выходом блока управления, третий выход которого соединен с входом третьего формирователя импульсов, выход которого соединен с R-входом первого триггера и с S-входом второго триггера, четвертый выход блока управления соединен с входом обнуления счетчика, счетный вход которого соединен с выходом третьего элемента И, выходы блока предъявления информации соединены с четвертыми информационными входами блока моделирования реальных процессов. 36426!

53б426

1536426

Составитель Г.Левин

Редак то р М. Пе тро в а Тех ред М. Дидык Корректор В. Гирняк

Заказ 111 Тираж 387 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов и может быть использовано в тренажерах для подготовки операторов систем управления

Изобретение относится к техническим средствам контроля и может быть использовано для контроля деятельности операторов в системах человек - машина

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для тренировки радиотелеграфистов-скоростников передач на ключе знаков кода Морзе

Изобретение относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам транспортных средств

Изобретение относится к устройствам обучения и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам для обучения операторов АСУ, и может быть использовано в системах подготовки операторов сложных АСУ

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке оперативной памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх