Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и касается проблемы заряда никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов. Цель изобретения - уменьшение опасности короткого замыкания в процессе заряда. Процесс заряда осуществляется во время циклов заряда заданной первой продолжительности и циклов разряда более короткой второй продолжительности, которые периодически повторяются. На отдельные циклы по меньшей мере в их начале накладывается по одному зарядному токовому импульсу и разрядному токовому импульсу с энергией 3 - 5 мВтс, а полное изменение тока по меньшей мере в семь раз превосходит ток, соответствующий десятой части емкости аккумулятора. Вследствие быстро изменяющихся импульсов распределение ионов на электродах становится равномерным и устраняются образующиеся перемычки. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТ У

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ANT СССР (21) 4203753/24-07 (22) 30,11.87 (31) 4949/86 (32) 01.12.86 (33) HU (46) 28.02.90. Бюл. 1" 8 (71) БРГ Мехатроникай Валлалат (HU) (72) Габор Соради и Шандор Надь (HU) (53) 621.355, 16(088 .8) (56) 3aявка Великобритании Н 1599076, кл. Н 02 J 7/00, 1981.

Заявка Великобритании Р 2069780, кл. Н 02 J 7/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР и 497660, кл. Н 01 M 10/44, 1976.

Патент США Р 3317810, 320-56, 1967, (54) СПОСОБ ЗАРЯДА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОГО.

ЩЕЛОЧНОГО АККУМУЛЯТОРА И СХЕMA ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к электроI

Изобретение относится к электротехнической промь шленности и касается способа заряда никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов.

Цел ь изобретения - умен ьшени е

Опасности короткого замыкания между электродами.

При зарядке образуются прилипающие к поверхности электродов узелки ионов в негомогенном распределении гам,, где концентрированно поглощаются атомы металла. На электродах образуются крупные металлические отложения с большими кристаллическими структура(19) Ol) (51) 5 Н 0 1 M 10/44, Н 02 .т 7/00

2 технической промышленности и относится к заряду никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов. Цель изобретенияуменьшение опасности которого замыкания в процессе заряда. Процесс заряда осуществляется во время циклов заряда заданной первой продолжительности и циклов разряда более короткой вто" рой продолжи тел ь ности, которые и ериодически повторяются, На отдельные циклы по меньшей мере в их начале накладывается по одному зарядному токовому импульсу и разрядному токовому импульсу с энергией 3-5 мВтс, а полное изменение тока по меньшей мере в семь раз превосходит ток, соответствующий десятой части емкости аккумулятора, Вследствие быстро изменяющихся импульсов распределение ионов на электродах становится равномерным и устраняются образующиеся перемычки.

8 з.п. ф-лы, 8 ил. ми, материальное качество которых отличается от материального качества ионов металла В рабочем состоянии относительная плотность тока изменяется в области отложений, вследствие чего уменьшается емкость аккумулятора, а затем при прогрессирующем отло" жении между электродами происходит короткое замыкание. QO

Если при заряде никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов в последовательности циклов заряда и разряда происходит наложение постоянных токов, генерируемых во время отдельных

15" 7716 циклов, и круто меняющихся импульсов тока, генерируемых в одинаковом направлении с постоянными токами, интенсивность которых превышает заданное пороговое значение, по истечении определенного времени вследствие повторяющихся.:импульсов тока поверхностное распределение ионов изменяется, величина указанных металлических отложений уменьшается и со временем поверхность электродов становится более равномерной. Это объясняется тем, что ,, в области отложений (при известных условиях они являются местами короткого замыкания) плотность тока приближается к диффузионному предельному току и возникает стремяцийся к беско-" нечности диффузионный потенциал. Крутые переменные импульсы сильно пере- 2п мешивают электролит в области криста.пла и соответственно этому способствуют растворению кристалла в электролите. Кроме того, дпя заряда аккумуляторовв можно и спол ьэова т ь круто 2 изменяющиеся и периодически повторяю-I щиеся импульсы тока,„. причем эти импульсы тока оказывают благоприятное действие также и при регулярном заря,qe новых аккумуляторов. Образованный

ЗО в электролите ионный фронт благодаря своим столкновениям приводит в движеи делает проводящим даже TB кие ионы, которые з :ротивном случае яв ляются неактивными вследствие частиц но потенциально о равновесия, возникаю, 35 щего при заряде портс:янным током. В зоне

Геймгольца вследствие этого движения на поверхности электродов . возникает большая активность ионов. В соответ" ствии с этим повышается КПД заряда

40 аккумуляторов, уменьшается время, необходимое для заряда.

Сильное внутреннее перемешивание электролита предотвращает возникнове- gg ние ранее образовавшихся узелков ионов, а также получающееся вслед . ствие этого уменьшение емкости и короткие замыкания, что обеспечивает увеличение срока службы и повышение надежности . Ha поверхности электродов. регулярно заряжаемых аккумуляторов

:образуются многочисленные крошечные кристаллические частицы, которые имеют очень мелкую структуру и с точки зрения электрохимии являются равномерно активными. Расширение активной поверхности повышает емкость аккумулятора приблизительно на 8-131.

Целесообразно добавляемые к постоянному току импульсы согласовать по времени с началом участков заряда и разряда, чтобы общая амплитуда изменения была по меньшеи мере в 7-7,5 раз больше, чем величина тока, соответствующая десятой части номинальной емкости. Кроме начальных импульсов, можно использовать дополнительные импульсы, Чтобы на обоих электродах проходи. ли одинаковые процессы, должны быть выбраны такие амплитуды импульсов, при которых общее начальное изменение (скачок тока) было бы одинаковым е обоих направлениях. Для энергии импульсов в циклах заряда и разряда, -енерируемых на отдельных участках, целесообразно выбрать значение

3-5 мВтс, из которого при соответствующих значениях тока можно определить момент времени запуска импульсов. Во время циклов заряда значение установившегося тока необходимо удерживать меньшим трехкратного значения тока, соответствуюцего десятой части номинальной емкости, но настолько высоким, насколько является возможным.

Для известных аккумуляторов длитель1 ное применение тока, превышающего это значение, может привести к отри" цательным последствиям. Ток разряда,. генерируемый во время циклов разряда, необходимо выбирать в диапазоне от одной трети до половины тока заряда, Кроме того, целесообразно устанавливать конец цикла заряда в циклах разряда с помощью проб напрян ения, которые отбираются с определенным запаздыванием, например с после начала циклов разряда, Заряд может быть, например, тогда закончен, когда значение этого напряжения в каждом элементе достигнет 1,41 В. Значение этих проб напряжения so время процесса разряда возрастает медленно, но перед достижением полной степени заряженности увеличивается круто. Крутое увеличение значительно повышает точность сравнения и без опасности перезаряда могут быть обеспечены равномерные за ряды акккумулятора, На фиг.1 приведена диаграмма сила тока - время для двух полных циклов предлагаемого способа, на фиг.2часть поверхности электрода аккумулятора, заряженного с помощью обычного процесса зарядр постоянным током, $

15477l в 600-кратном увеличении после 22-го цикла ввода в эксплуатацию; на фиг.3 — ; то же, заряженного с помощью предлагаемого способа после 22-го цикла ввода в эксплуатацию; на фиг.4 - диаграмма напря>"ение - время для наглядного показа двух оказавшихся в замкнутом накоротко состоянии аккумуляторов во время их восстановления; на 10 фиг.5 - диаграмма напряжение — время для наглядного показа восстановления аккумулятора, который уже более 9 лет не использовался и потерял свою емкость; на фиг.6 - диаграмма заряда двух разряженных аккумуляторов, причем один из аккумуляторов заряжается постоянным током; на фиг.7 - диаграмма заряда трех аккумуляторов, имеющих различные степени заряженности; на 20 фиг.8 - схема осуществления предлагаемого способа.

Согласно предлагаемому способу никель-кадмиевый щелочной аккумулятор заряжается во время следующих друг 25 за другом циклов заряда и разряда, Для примера, показанного на фиг.l, каждый цикл,1 заряда длится 1 мин, а каждый следующий за ним цикл 2 разряда - 10. с. Из диаграмым, показанной g0 на фиг.1, видно, что каждый цикл 1 заряда начинается сильным и непродол жительным зарядным импульсом 3, а каждый цикл 2 разряда - возникающим в противоположном направлении подобным разрядным импульсом 4, и затем ток остается постоянным до конца цикла.

На фиг.1 отдельные значения тока ука эа ны как доли от номи нал ь ной (С ) 40 емкости (А w) аккумулятора. Во время цикла 1 заряда установившийся зарядный ток Х равен 2,5: I«, а во время цикла 2 разряда установившийся раз.

Рядный ток I < paEIe I о, причем „О 45 значение тока, которое соответствует десятой части номинальной емкости (А ч,) . По отношению к нулевой оси зарядный импульс 3 имеет значение равное 7,5 I<>, т.е. он больше на 50 скачок 5.Х,> установившегося зарядного тока Х+ . Во время цикла 2 разряда значение разрядного импульса 4 равно 6 Х„, а при достижении снова установившегося разрядного тока I<

55 скачок тока составляет 5 I, .

Абсолютное значение пусковой кромки каждого зарядного и разрядного импульсов 3 и 4, т.е. общая величина

6 скачка, равна 0,5 I<<. Энергия импульсов, приданных установившимся значениям тока, лежит в диапазоне 3-5 мВтс.

Из этого следует, что для аккумулятора емкостью 500 м А ч длительность зарядного и разрядного импульсов 3 и

4 равна приблизительно 1, 5 мс, причем это значение значительно меньше .общей длительности цикла. Для середины циклов 2 разряда также выбраны моменты времени отбора проб, и регулирование процесса заряда будет осуществляться с помощью измеренных значений напряжения U аккумулятора, измеренного в моменты t времени отбора проб отдельных циклов.

П р и и е р 1. Действие предлагаемого способа на поверхностное распределение электродов было испытано на четырех новых аккумуляторах типа

YARTA 10/600RSE, Два из них были заряжены постоянным током в соответствии с указаниями завода-изготовителя, а другие два были заряжены с помощью импульсов, которые имеют ход, показанный на фиг.1. Процесс заряда был закончен, когда напряжение элементов достигло значения, равного

1,4 1 В. После каждого заряда аккуму,ляторы откладывали на 2 ч в сторону. !

Затем следовал процесс разряда с разрядным током I до достижения напряжения элементов, равного 0,9 В. После

22-ro цикла аккумуляторы были разобраны. На фиг.2 показана в 600-кратном увеличении вырезка со стороной 1 мм электрода аккумулятора, обработанного согласно способу заряда постоянным током, а на фиг.3 - та же вырезка аккумулятора, заряженного в соответствии с предлагаемым способом. Признаки обеих поверхностей электродов существенно отличаются. В то время как в случае фиг.2 имеют место многочисленные выступающие перемычки, в области которых наблюдается неравномерное, игольчатое и шероховатое распределение, в случае фиг.3 можно констатировать равномерную мелкозернистую поверхность бархатного характера.

Пример 2, Для восстановления были заряжены следующие замкнутые накоротко и поэтому списанные никелькадмиевые щелочные аккумуляторы: 4 аккумулятора STORWO BV806 емкостью

225 мА ч, 2 аккумулятора STORNO

BV807 емкостью 450 мЯ ° ч, 2 аккумулятора ЧАСТА 8/500RS емкостью 500 MA-ч

154 7716 и 1 аккумулятор ЧАКАНА 10/600RSE емкостью: 600 мА ч., Ранее эти аккумулято" ры использовали для питания переносных радиостанций и в соответствии с инструкциями были заряжены с помощью постоянного тока, При заряде согласно предлагаемому способу напряжение каждого замкнутого накоротко элемента в течение 0,3-4 ч после начала процесса заряда относительно быстрым скачком приняло значение, гежащее в диапазоне 1,22-1,25 В.

Процесс заряда продолжался до тех пор, пока значение напряжения U каж- !5 дого элемента не достигло 1,41 В. После этого аккумуляторы были отложены в сторону, затем их емкость была из, мерена при токе нагрузки, равно I„ .

При этом емкость оказалась в диапазо- 20 ие от 7 до 337. от номинального значения. Во времяподобиых восстановительных циклов заряда емкость ступенчато повышалась и в конце пятого цикла достигла 64"72l от номинального значе- 25 иия, что уже позволяет проводить про" мышлениое использование.

На фиг.4 показана диаграмма напряжение - время первого процесса заряда двух подобных аккумуляторов По при" 30 чине характеристик используемого пи ,-шущего устройства масштаб по оси времени увеличивается справа налево на

90 мм/4, Чтобы д. л-раммы I M ХХ могли быть разделены ось и=.:.:ряжения U смещена в верти кал ьном напра влении иа 1 В. Вертик..;:, з.; чувствительность равна 25 мм/В.

Вследствие выбранного масштаба времени зарядные и разрядные импульсы g0 проходят вместе и на диаграмме они представлены непропорционально. В отдельных аккумуляторах по 10 элементов включены последовательно и один из иих замкнут накоротко. На диаграмме I видно, что в период времени, равный приблизительно ч .|осле начала процесса заряда напряжение увеличивается медленно и его значение равно значению напряжения 9 элементов, включенных последовательно друг с другом. Десятый элемент прочно замкнут накоротко, В момент времени, отмечанный стрелкой А, десятый элемент был вос становлен, и после соответствующего этому восстановлению скачка напряже" ния, равного приблизительно 1,2 В, процесс заряда продолжается на более высоком уровне. Такой же процесс протекал также и в случае второго акку" мулятора с тем,отличием, что в данном случае восстановление произошло в момент времени, обозначенный стрелкой В, не через полные четверть часа после начала процесса заряда, Пример 3, В соответствии с предлагаемым способом заряда были проведены испытания десяти никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов VARTA

RS4, номинальная скорость каждого из которых составляет. А ч, причем эти аккумуляторы не использовались уже более 9 лет. После обычного процесса заряда постоянным током напряжение элементов пяти аккумуляторов не достигло номинального значения, В случае других пяти аккумуляторов напря жение хотя и достигло номинального значения, однако их емкость оказалась меньше на 2-5l номинального значеии" уже после пятого цикла заряда-разряда постоянным током.

Затем эти аккумуляторы были заряжены s соответствии с предлагаемым способом. Е ло установлено, что в те чение первых 45 мин напряжение каждо„го элемента достигло номинального значения, а после первого цикла нагружаемая емкость лежала в диапазоне. от 35 до 413 номинального значения, после второго цикла — в диапазоне от

46 до 533 номинального значения, так что аккумуляторы стали годными к эксплуа та ции, На фиг.5 представлена диаграмма заряда такого аккумулятора, причем кривая U показывает неудачу процесса заряда flocToRHHblM током, а кривая !! показывает участок восстановления предлагаемого способа заряда. При . этом были использованы большие масштабы, чем на фиг.4, т.е. 9000 мм/ч.

Кривая Uo состоит из трех вертикально разделенных друг от друга участков О, Ь и е.. На начальном участке q напряжение является еще значительным, и два элемента еще не достигли своего рабочего напряжения. В конце участка а. один элемент уже восстановлен и хорошо виден осуществившийся скачок напряжения, На участке в процесс заряда продолжается, и в конце этого участка уже восстановлен также и второй элемент, После скачка напряжения процесс заряда продолжается на участке и уже с нормальным уровнем.

154 7716

Пример 4, Чтобы проверить зависимости предлагаемого способа были испытаны совершенно новые аккумуляторы VARTA 10/600 RSE. Испытательная группа подобных новых аккумуляторов была заряжен по обычному способу заряда постоянным током. При процессах заряда и разряда придерживались указаний, представленных в примере 1. 1О

Оказалось, что в случае аккумуляторов, заряженных в соответствии с предлагаемым способом, могла быть достигнута емкость на 8-133 больше, чем в случае этой испытательной группы.

На фиг.б показана характеристика, измеренная в процессе заряда, причем иэ соображений наглядности масштабы напряжения обеих кривых были смещены относительно друг друга HB В В 20 случае обычного способа заряда постоянным током напряжение медленно уве.личивается по кривой U, и через 14 ч после начала процесса заряда оно дос-. тигает уровня, равного 14,1 В, что 25 означает конец процесса заряда. В случае кривой Uaq напряжение U аккумулятора представляет собой нижнюю огибающую кривую. В начале кривая .начинает медленно повышаться, В мо- 0 ,мент времени © напряжение U быстроА ,го возрастает и вскоре достигает по роговое значение 14,1 В, что означа:ет конец процесса заряда. Кривая пересекает пороговое значение сравнения З5 значительно круче чем кривая UzÄ, так что момент времени конца процесса: заряда вследствие ошибки сравнения колеблется в пределах значительно более узких границ, и поэтому практически исключена опасность перезаряда, вызванйого ошибкой сравнения.

Из фиг.б следует, что аккумуляторы, каждый элемент которых заряжен до 0,9 В, могут быть заряжены с помощью предлагаемого способа быстрее и с меньшими затратами энергии.

Показанный ыа фиг.б крутой участок, возрастающий в момент времени ta, непосредственно предшествующий полной степени заряженности, является общим признаком процесса заряда, осуществляемого в соответствии с предлагаемым способом, который ни в коем случае . не зависит от предшествующего состояния аккумулятора, Это явление может

55 быть доказано с помощью кривых Ua

Uaa и UQ3, показанных на фиг ° 7. Оси напряжения всех трех диаграмм смещены на 1 В в вертикальном направлении, а масштаб времени составляет 18 мм/ч.

Кривая UG, изображает процесс заряда аккумулятора, разряженного до значения 0,9 В,. (т.е. полностью кривая Ua изображает процесс заряда аккумулятора неизвестной степени заряженности, кривая Ua изображает процесс заряда полностью заряженного аккумулятора, снова подключенного к зарядной цепи после 2-часового времени ожидания, Все три аккумулятора относятся к типам, указанным в примере 4. Хотя в трех случаях затраты времени на процесс заряда зависят от начальной степени заряженности данного аккумулятора, с помощью диаграмм может быть установлено, что кривая напряжениевремя в моменты времени,, ta2 и

t д возрастает с одинаковой крутизной и с характерным наклоном достига- ет порога сравнения.

В схеме для осуществления предлагаемого способа (фиг.8) между клеммами.5 и б подлежащего заряду аккумулятора 7 подключены управляемо запускаемый первый токовый генератор 8 и одновременно вместе с ним запускаемый первый импульсный генератор 9. Запус кающий вход 10 первого токового генератора Ь соединен с запускающим входом первого импульсного генератора 9

1 и выходом 11 упра вляемого коммутирующего элемента 12, запускающим процесс разряда и останавливающим процесс за ряда. Выход 11 соединен через цепь 13 задержки также с разрешающим входом !

4 вольтметра 15, включенного параллельно аккумулятору 7.

Клемма 16 источника электроэнергии, подающего зарядное напряжение,,соединена с клеммой 6, его другая клемма 17 соединена с вторым управляемым токовым генератором 18 и вторым запускаемым импульсным генератором

19, причем эти блоки своими выходами соединены с клеммой 5 аккумулятора 7.

Запускающий вход 20 второго токового генератора I8 параллельно включен с запускающим входом второго импульсного генератора 19 и с выходом 21 управляемогоо коммутирующего элемента 12, разрешающим процесс заряда и останав-. ливающим процесс разряда. Управляющий вход управляемого коммутирующего элемента 12 соединен с выходом блока 22 задержки, устанавливающего соотношение циклов заряда и разряда, который

154 7716

12 имеет останавливающий вход 23 и запускающий вход 24, причем эти входы подключены к выходу каждого противо" положного логического значения сравнивающего устройства 25.

Первый и второй токовые генераторы 8 и 18 имеют по одному останавливающему входу 26 и 27, которые состветств@нно соединены с выходами 21 и 11 управляемого коммутирующего эле" мента 12. Сравнивающее устройство 25 опрокидывается с помощью гистерезисной характеристики, его сигнальный вход подключен к выходу вольтметра 15„ 15 а сравнивающий вход - к источнику 28 опорного напряжения.

Если напряжение аккумулятора 7 лежит ниже уровня сравнения, то блок задержки управляет коммутирующим we- 0 ментом 12 с помощью сигналов задержки, соотвествующих циклам 1 и 2 заря" да и разряда, Во время циклов 1 заряда активизируется его выход 21, à во время циклов 2 разряда активизируется 25 его выход 1 I, В начале процесса заряда посредством пуска выхода 21 запускается. с одной стороны второй токовый генератор 18.> а с другой стороны - второй импульсный генератор 1g которые вме сте подают аккумулятору 7 ток, показанный на фиг.1 в цикле 1, В этом

I цикле активное состояние останавливающего входа. 26 обеспечивает блокировку разрядных цеп й. В начале цикла 1 разряда состоя:,ие управляемого коммутирующего элемента 12 изменяется, зарядные цепи отключаются, и ак. тивное состояние запускающего входа

10 запускает первый токовый генера- 4О тор 8 и первый импульсный генератор

9, после чего образуется разрядный ток, показанный на фиг.1 на участке 2.

В начале цикла 2 разряда запускается цепь 2. В начале цикла 2 разряда за" 4э пускается цепь 13 э :держки и в момент времени t (отбор проб) разрешает через цепь 5 измерение напряжения мгновенного значения напряжения на аккумуляторе и поддерживает на своем 50 выходе уровень сигнала.

Этот процесс повторяется до тех пор, пока измеренное в результате отбора проб напряжение О. не достигнет напряжения источника 28 опорного напряжения, В этот момент времени сравни-, вающее устройство 25 опрокидывается и блокирует цепь 22 задержки, а также зарядную и разрядную цепи. С помощью схемы (не показана) изменяется опорное напряжение сравнивающего устройства, чтобы процесс. заряда только тогда был.снова запущен, когда напряжение станет меньше заданного напряжения холостого хода, Этот повторный запуск следует за опрЬкидыванием сравнивающего устройства 25, Вместо обоих токовых генераторов и включенных параллельно с ними импульсных генераторов можно испольэовать другие равноценные схемы, например токовый генератор с регулируемым током источника питания, на управляющие входы которого должны быть поданы сигналы в соответствии с токовыми функциями. формула и эобр ет ения

1. Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора путем проведения зарядно-разрядных циклов, при которых к аккумулятору во время циклов заряда заданной продолжительности подводят ток заданной величины, а во время циклов разряда меньшей, чем зарядный цикл, продолжительности, акку мулятор нагружают током другой заданной величины, причем циклы заряда и разряда попеременно повторяют, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения опасности короткого замыкания между электродами, в начале каждого цикла заряда на ток заряда накладывают один или несколько импульсов тока с крутым фронтом, имеющих то же направление, что и ток заряда, а в начале каждого цикла разряда на ток разряда накладывают один или несколько импульсов тока с крутым фронтом, имеющих то же направление, что и ток разряда, причем в начале отдельных циклов осуществляют по меньшей мере семикратное изменение тока в сравнении с десятой частью номинальной емкости аккумулятора, а амплитуды и энергия ,следующих импульсов тока .с крутым

,фронтом достигают величины не более амплитуды и энергии соответственно первого импульса тока.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что ток заряда заданной величины выбирают не более трех" кратного значения тока, соответствую" щего десятой части номинальной емкости аккумулятора.

154 7716

3. Способ по пп. 1 или 2, о т л ич а ю шийся .тем, что ток разряда заданной величины составляет не более половины, но по меньшей мере одну

5 треть заданной величины тока заряда.

4. Способ по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что энергия импульсов тока заряда, соответственно разряда, используемых при 1п циклах заряда и разряда, составляет от 3 до 5 мВтс.

5. Способ по пп.1-4, о т л и ч а ю шийся тем, что в начале отдельных циклов осушествляют по одному 15 полному изменению на противоположный ток, причем эти токи выбирают равной величины.

6. Способ по пп.t-5, о т л и ч а юшийся тем, что напряжение нагру- 20 женного аккумулятора измеряют во время отдельных циклов разряда с задержкой после их начала в определенные моменты времени снятия измерения и процесс заряда прекращают тогда, ког- 25 да это напряжение превосходит определенное пороговое значение.

7. Схема для заряда никель-кадмие-, вого щелочного аккумулятора, содержа- щая клеммы для подключения аккумулятора, цепи заряда и разряда, подключенные к этим клеммам и содержащие соответственно. первый и второй генераторы тока, входы запуска и останов- . ки которых соединены с выходом управляемого коммутирующего, элемента, так что управляющий. вход управляемого коммутирующего элемента соединен с блоХ ком задержки, определяющим циклы заряда и разряда, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД заряда и уменьшения времени процесса; в схему дополнительно введены первый и второй генераторы импульсов, подключенные параллельно. соответствующим генераторам тока цепей, заряда и раз\ радя и объединенные по входам запуска. и остановки с соответствующими входами генераторов тока, причем импульсы тока генераторов импульсов накладываются на заданные токи соответствующих генераторов тока и имеют с ними одинаковое напряжение.

8, Схема по п.7, о т л и ч а ющ а я с я тем, что первый и второй генераторы тока и первый и второй генераторы импульсов реализованы за счет генератора тока, регулирующего ток источника питания, к входу управления которого подключен генератор 1 сигналов, подающий в циклах заряда и разряда сигналы тока заданного временного интервала.

9. Схема попп. 7 или 8, о т л ич а ю щ а я с я тем, что выход управляемого коммутирующего элемента соединен через цепь задержки с запускающим входом вольтметра, подключенного к аккумулятору, а выход вольтметра соединен с сигнальным входом сравнивающего устройства, подключенного; своим выходом к запускающему и останавливающему входам блока задержки, опорный вход которого соединен с источником опорного напряжения.

154уу16

1547716

1547716

Составитель И.Найдина

Техред N. Ходанич

Реда ктор А.йежнина

Корректор М.Кучерявая е

Заказ 88 Тираж 358 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления Способ заряда никель-кадмиевого щелочного аккумулятора и схема для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к устройствам для питания электрохимической нагрузки асимметричным током синусоидальной формы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для автоматического прекращения заряда аккумулятора и отключения его от пульсирующего источника зарядного тока по достижении заданного состояния заряженности

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к резервированным системам питания в автоматических электропитающих установках

Изобретение относится к электротехнике и касается совершенствования основных характеристик аппаратуры заряда аккумуляторной батареи (АБ)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к многоцелевым источникам питания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для подзаряда аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам заряда аккумуляторных батарей (АБ), и может быть использовано для ускорения заряда никелькадмиевых герметичных батарей преимущественно большой емкости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в преобразователях переменного тока в постоянный, преимущественно для потребителей, требующих регулирования тока наряду с регулированием напряжения, например аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано в системах гарантированного электропитания

Изобретение относится к электротехнической промьшшенности и может быть использовано для автоматического заряда химических источников тока, преимущественно герметичных аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к способу подзарядки аккумуляторной батареи (АБ) наземного транспортного средства, моторной лодки и т.д

Изобретение относится к электротехнической промышленности и касается способа заряда никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) со связанным раздельным хранением водорода при эксплуатации их в различных условиях

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве и эксплуатации аккумуляторных батарей для восстановления работоспособности аккумуляторов в процессе их длительного хранения в заряженном состоянии

Изобретение относится к электротехнической промышленности и предназначено для заряда герметичных аккумуляторных батарей (АВ) в условиях отрицательных температур

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано в щелочных аккумуляторах с отрицательным цинковым электродом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для накопления электрической энергии большой энергоемкости в автономных системах электропитания
Наверх