Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к радиосвязи. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит формирователь 1 кода Морзе, блок 2 задания режима работы, блок 3 управления, блок 4 звукового и светового отображения знаков кода Морзе, блок 5 изменения последовательности сигналов, блок 6 регистрации, пульт 7 оператора, блок 8 сравнения и блок 9 индикаторов. Цель достигается за счет обеспечения формирования навыков слуховой и зрительной памяти у радиотелеграфистов. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1550632 (51)5 Н 04 L 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (61) 1378078 (21) 4284629/24-09 (22) 14.07.87 (46) 15.03.90. Ъюл. У 10 (72) H.È.Кудряшов, В.А.Кирюхин, В.В.Мухортов, В.Д.Плужников и В.К.Гуторов (53) 681.136.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 1378078, кл. Н 04 L 5/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к радиосвязи. Цель изобретения — расширение

2 дидактических вазможностей устр-ва.

Устр-во для обучения радиотелеграфистов содержит формирователь 1 кода Морзе, блок 2 задания режима работы, блок 3 управления, блок 4 звукового и светового отображения знаков кода Морзе, блок 5 изменения последовательности сигналов, блок b регистрации, пульт 7 оператора, блок

8 сравнения и блок 9 индикаторов.

Цель достигается за счет обеспечения формирования навыков слуховой и зрительной памяти у радиотелеграфистов.

6 ил.

1550632

Изобретение относится к радиосвязи, может найти применение при обучении и профессиональном отборе радиотелеграфистов,и является дополнительным к основному по авт. св.

Н 1378078.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет формирования навы- 10 . ков слуховой и зрительной памяти.

На фиг.1 изображена структурноэлектрическая схема устройства; на фиг.2 — структурно-электрическая схема блока задания режима работы; на 15 фиг.3 — структурно-электрическая схема блока изменения. последовательности сигналов; на фиг.4 — структурноэлектрическая схема блока регистрации; на фиг.5 — структурно-электри- 20 ческая схема блока управления; на фиг.6 — эпюры напряжений, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит формирователь

1 кода Морзе, блок 2 задания режи- 25 ма работы, блок 3 управления, блок

4 звукового и светового отображения знаков кода Морзе, блок 5 изменения последовательности сигналов, блок 6 регистрации, пульт 7 оператора, блок 30

8 сравнения и блок 9 индикаторов, причем блок 4 содержит узел 10 звукового и узел 11 светового отображения знаков кода Морзе, блок 2 содержит первый 12, второй 13 и третий 14 элементы ИЛИ, элемент 15 задержки, первый 16 и второй 17 триггеры, одновибратор 18, первый 19 и второй

20 ключи и элемент 2 1 запрета, блок

5 содержит компаратор 22,.первый 23 40 и второй 24 триггеры, первый 25 и второй 26 элементы запрета, элемент

27 задержки, первый 28, второй 29 и третий 30 элементы ИЛИ и узел 31

tt It индикаторов: транспаранты Память

"Слуховая", "Зрительная", блок 6 регистрации содержит первый 32, второй 33 и третий 34 счетчики, первый 35, второй 36 и третий 37 дешифраторы, первый 38, второй 39, третий 40 и четвертый 41 ключи, элемент

ИЛИ 42, элемент 43 задержки и индикаторы 44, а блок 3 содержит формирователь 45 короткого импульса, одновибратор 46, формирователь 47 импульса паузы между знаками, элемент

48 задержки и элемент 49 запрета, Устройство работает следующим об1 разом.

Для выявления вида образной памяти (слуховая, зрительная, .смешанная) руководитель переключателями в формирователе 1 устанавливает знаки (20 знаков), выбранные в качестве раздражителей (сигналов), которь е предъявляются обучаемому (испыту емому) в следующей последовательности.

Первый знак — вначале предъявляется в виде мелодии, звукового сигнала, а затем — в виде светового раздражителя, т.е. точек и тире, из которых состоит знак кода Морзе.

Второй знак — вначале в виде светового раздражителя, а затем — в виде слухового раздражителя.

Третий знак предъявляется аналогично первому, четвертый — аналогично второму и т.д.

Включают питание ° Регистры и счет- чики устанавливаются в исходное со- стояние, на -первом выходе первого триггера 16 — нулевой (фиг.6а), а на выходе второго триггера.17 — единичный (фиг.бв) потенциал, на первых выходах триггеров 23 и 24 — нулевые потенциалы. При возникновении единичного потенциала на выходе второго триггера 17 его передний фронт запускает одновибратор 18. Импульс с выхода одновибратора 18 через элемент 15 задержки.(фиг.бг) подается на второй вход формирователя 1 и через элементы 21 и 13 — на вход первого триггера 16, перебросив его в первое положение (на первом выходе единичный потенциал). На первом выходе формирователя 1 появляется кодрвая комбинация первого знака (фиг.бд), которая поступает на третий вход бло ка 2 и на первый вход блока 3.

Единичный потенциал с первого выхода первого триггера 16 блока 2 (фиг.ба) прикладывается к первому (управляющему) входу первого ключа

19 и к первому (управляющему) входу первого ключа 38 (второму входу) блока 6. Кодовая комбинация знака (фиг.бд), поступающая на вторые (информационные) входы ключей 19 и 20, проходит через второй вход первого ключа 19 и узел 10 звукового отображения знака кода Морзе, предъявив оператору "мелодию" знака.

Одновременно кодовая комбинация знака, пройдя через третий элемент

HJIH 14,поступает на второй вход бло1550632 ка 8 сравнения, на третий вход которого подаются тактовые импульсы с третьего выхода формирователя 1, записывая в блоке 8 контрольный знак.

По окончачии кодовой комбинации знака на выходе формирователя 47 блока 3 появляется импульс паузы (фиг.бе), который запускает одновибратор 46. Единичный потенциал с выхода одновибратора 46 поступает .на третий вход формирователя 1, прекратив подачу тактовых импульсов с его третьего выхода на третий вход блока

8, на вход пульта 7, задав время ответа, и на первый вход блока 9, высветив транспарант Ответ" (фиг.бж), во время свечения которого оператор должен воспроизвести услышанный знак.

Обучаемый по "мелодии" распозна. ет алгоритм знака и с помощью кнопок пульта 7 воспроизводит его.

Кодовая комбинация с первого и второго выходов пульта 7 подается на первый и четвертый входы блока 8 сравнения, записывая знак ответа обучаемого (фиг.бз).

Если обучаемый правильно воспроизвел алгоритм знака и уложился в заданное на ответ время, .то по окончании импульса с выхода одновибратора 46 блока 3 транспарант "Ответ" в блоке 9 гаснет. Задний фронт импульса с выхода одновибратора 46 сформирует на выходе формирователя 4 короткий импульс, который поступает на вход элемента 48 задержки, обеспечив опережающее поступление нулевого потенциала с выхода второго триггера 17 (фиг.бв), на четвертый вход блока 6, записав в третий счетчик 34 предъявленный сигнал (знак), на пятый вход блока 8, обеспечив появление импульса на его первом выходе. Импульс с первого выхода блока

8 (фиг.би) проходит на первый вход блока 6, зафиксировав в первом счетчике 32 правильный ответ, и через первый вход блока 2 — на первый элемент ИЛИ 12. Импульс с выхода перво го элемента ИЛИ 12 поступает на вход второго триггера 17 и перебрасывает его (фиг.бв), обеспечив íà его выходе нулевой потенциал, прикладываемый к второму входу блока 3.

Импульс с выхода первого элемента

ИЛИ 12 через второй элемент ИЛИ 13 поступает на вход первого триггера

16, перебросив последний во второе положение (фиг.бб). Единичный потенциал с второго выхода первого триггера 16 подается на управляющий вход второго ключа 39 (третий вход блока 6).

Задержанный импульс (фиг.бк) с выхода элемента 48 блока 3 через информационный вход элемента 49, на управляющий вход которого подается нулевой потенциал с выхода второго триггера 17 блока 2 (фиг.бв), поступает на первый вход формирователя 1 и обеспечивает повторное предьявление этого же знака (фиг.бд).

Кодовая комбинация знака с первого выхода формирователя 1 через второй ключ 20 блока 2 поступает на вход узла 11 светового отображения знака кода Морзе, предъявив оператору зрительный образ знака в виде точек и тире. Работа остальных элементов устройства аналогична.

Если обучаемый правильно воспроизвел световой образ знака и уложился в заданное время,то импульс с первого выхода блока 8 поступает на первый вход блока 6, зафиксировав во втором счетчике 33 правильный ответ.

Если обучаемый неправильно произвел знак или не уложился в заданное время, то на втором выходе блока 8 появляется импульс, который поступает на первый вход блока 5 (информационные входы элементов 25 и 26 запрета). Так как на управляющий вход второго элемента 26 подан нулевой потенциал с первых выходов триггеров 23 и 24, то импульс с выхода второго элемента 26 (второго выхода блока 5) поступает на второй вход блока 2.

Дальнейшая работа элементов устройства аналогична описанному при правильном ответе.

При втором (четном) ответе оператора импульс правильного (непоавильного) ответа поступает через первый элемент ИЛИ 12 на вход второго триггера 17, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала (фиг.6в), и через второй элемент ИЛИ 13 на вход первого триггера 16, перебросив его в первое положение (фиг.6а). Передний фронт единичного потенциала с выхода второго триггера 17 запускает одновиб1550632 ратор 18, импульс с выхода которого поступает на вход элемента 15 задержки, на управляющий вход элемента 49 блока 3, предотвратив тем самым поступление короткого импульса с

5 выхода формирователя 45, через элемент 48 — на первый вход формирователя 1. Импульс, задержанный элементом 15 блока 2 (фиг.бг), поступает на второй вход формирователя 1, обеспечив появление на его первом выходе следующего (нового) знака, и через элемент 21 запрета, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с третьего выхода блока 5, и второй элемент ИЛИ 13 на вход первого триг"cpa 16, обеспечив его переброс на второе положение (фиг.бб), При новой кодовой комбинации оператору будет предъявлен первым световой (зрительный) раздражитель.

После предъявления 20 знака данного этапа на втором выходе формирователя 1 появляется единичный потен- 25 циал, который поступает на второй вход блока 9, засветив транспарант

"Тренировка", и на пятый вход блока

6, обеспечив подачу двоичной цифровой информации с выходов дешифраторов 35, 36 и 37 в соответствующие индикаторы 44, а с дешифраторов 35 и

36 — в блок 5 (фиг.бл).

Если обучаемый правильно воспроизвел все звуковые и световые сигналы (знаки) или допустил одинаковое число ошибок при ответах на них, т.е. счетчики 32 и 33 зафиксировали одинаковое число правильных ответов, то при считывании информации с выходов дешифраторов 35 и 36 на групповой вход блока 5 на первом выходе кампаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикаторе 31 транспарант Память". Это указывает на то, что оператор обладает смешанной памятью, поэтому знаки .для воспроизведения на следующем этапе (тренировки) будут предъявляться в той же последовательности.

Если число правильных ответов, зафиксированных первым счетчиком

32 больше, чем вторым счетчиком 33, т.е. у оператора преобладает слуховая память, то необходимо тренировать зрительную память. На втором вы55 ходе компаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикаторе

31 транспарант "Зрительная". Это указывает на то, что порядок предьявления знаков в следующем этапе будет изменен, т.е. первым сигналом в паре будет предъявлен световой образ (-.-) до его правильного воспроизведения, а вторым — звуковой образ знака "Мелодия", контролирую" щий зрительную и укрепляющий слуховую память.

Импульс с второго выхода компаратора 22 подается на вход первого триггера 23 (фиг.бм), обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который через второй элемент ИЛИ 29 подается на третий выход блока 5 и на управляющий вход второго элемента 26, запирая последний. Одновременно импульс с второго выхода компаратора 22 подается на P-вход второго триггера 24, обеспечив появление на его втором выходе единичного потенциала, который через первый элемент ИЛИ 28 подается на управляющий вход первого элемента 25, запирая последний (фиг.он).

Единичный потенциал с третьего выхода блока 5 поступает на управляющий вход элемента 21 (четвертый вход блока 2), предотвратив подачу импульса с выхода элемента 15 на вход первого триггера 16, т.е. его переброс в первое положение.

Задержанный импульс с выхода элемента 15 блока 2 поступает на второй вход формирователя 1, переведя его распределитель из двадцатого в первое положение. Первая комбинация с первого выхода формирователя

1 поступает на третий вход блока 2 и на первый вход блока 3. Кодовая комбинация знака с второго выхода блока

2 поступает в узел t1 светового отображения знака кода Морзе, предъявив обучаемому его зрительный образ в виде точек и тире.

Если обучаемый правильно воспроизвел знак, то импульс с правильного ответа с первого выхода блока

8 поступает в .блок 6, зафиксировав правильный ответ, и на первый вход блока 2, перебросив второй триггер

17 — в нулевое. Импульс с выхода элемента 49 (первого выхода блока 3) поступает на вход третьего элемента

ИЛИ 30 блока 5, а с его выхода — на первый вход формирователя 1, обеспе- чив подачу с его первого. выхода ко-

Импульс с третьего выхода компаратора 22 через элемент 27 задержки поступает на вход Р первого триггера 23, обеспечив появление на его втором выходе единичного потенциала, который через первый элемент ИЛИ 28, подается на управляющий вход первого элемента 25, запирая последний. Одновременно импульс с выхода элемента 27 поступает на вход втоРого тРи1 гера 24, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который через второй элемент ИЛИ 29 подается на третий выход блока 5 и на управляющий вход второго элемента

26, запирая последний.

Время задержки элемента 27 выбрано так, что импульс с третьего выхода блока 5 поступает на четвертый вход вход блока 2 после прохождения импульса с выхода элемента 15, через элемент 21 и второй элемент ИЛИ 13, на вход первого триггера 16, перебросив последний в первое положение.

Это обеспечивает прохождение знака с выхода формирователя 1 через первый ключ 19 на вход узла 0 звукового отображения знака кодг Морзе.

Работа узлов и элементов устройства происходит аналогично описанному.

Использование изобретения расширяет дидактические возможности устройства путем формирования навыков как слуховой, так и зрительной памяти, при этом если у обучаемого преобладает зрительная память, устройство обеспечивает подачу первым в каждой паре одинаковых сигналов (знаков кода Морзе) слухового образа мелодии знака до его правильного воспроизведения, причем зрительный образ знака предъявляемый. после слухового, используется для контроля (подсказки) и закрепления зрительной памяти. Если же у обучаемого преобладает слуховая память, то первым в паре одинаковых сигналов предъявляется зрительный образ знака, например . †., до его правильного воспроизведения, а слуховой (звуковой) образ знака, предъявляемый после зрительного (светового), используется для контроля и "=-акрепления слуховой памяти. Если обучаемый обладает смешанной памятью,то

9 1550632 довой комбинации знака на узел 10 звукового отображения.

Если обучаемый неправильно воспроизвел знак, то импульс неправильI 5 ного ответа с второго выхода блока

8 поступает на первый вход блока 5 и через информационный вход первого элемента 25 и третьего элемента 30

ИЛИ вЂ” на первый вход формирователя

1, обеспечив подачу с его первого выхода знака на узел 11 светового отображения, так как второй вход блока 2 заблокирован единичным потенциалом, поданным на управляющий вход 15 второго элемента 26 с первых выходов триггеров 23 и 24 блока 5.

Так обеспечивается повторное предъявление неправильно воспроизведенного знака. 20

После предъявления двадцатого знака второго этапа снова загорается транспарант "Тренировка" блока 9.

При правильном ответе на двадцатый знак импульс с первого выхода блока 25

8 поступает на первый вход блока б и через четвертый ключ 41, на другой (управляющий) вход которого подан единичный потенциал с второго выхода формирователя 1 — на вход эле- 30 мента ИЧИ 42. Импульс с выхода эле- мента ИЛИ 42 обеспечивает подачу двоичной цифровой информации с выходов дешифраторов 35, 36 и 37 в соответствующие индикаторы 44, а с выходов дешифраторов 35 и 36 — и на входы групповые компаратора 22 блока 5.

Так как на данном этапе число правильных ответов в счетчиках 32 и 33 будет одинаковым, то дальнейшая 40 тренировка будет происходить аналогично описанному.

Если число правильных ответов, зафиксированных первым счетчиком

32, меньше, чем вторым счетчиком 33, 45 т.е. у оператора преобладает зрительная память, то необходимо тренировать слуховую память. На третьем выходе компаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикато- 50 ре 31 транспарант "Слуховая". Это указывает на то, что порядок предъяв-, ления последующей информации будет изменен, т.е. первым знаком в паре будет предъявлен звуковой образ — 55

"мелодия" до его правильного воспроизведения, а вторым — световой образ< контролирующий слуховую и закрепляющий зрительную память.

l55 тренировка осуществляется путем поочередного предъявления в паре одинаковых сигналов: то слухового, то зрительного образа знака кода Морзе.

Применение изобретения позволяет сократить время усвоения (запоминания) знаков кода Морзе на начальном этапе обучения радиотелеграфистов.

Формула изобретения ч

Устройство для обучения радиотелеграфистов по авт.св. Р 1378078, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширейия дидактических возможностей за счет формирования навыков слуховой и зрительной памяти, введен блок изменения последовательности сигналов, при этом первый выход блока управления и второй выход блока сравнения подключены соответственно к первому входу формирователя кода Морзе и второму входу блока задания режима работы через блок изменения последовательности сигналов, групповые входы и третий выход которого соединены соответственно с групповыми выходами блока регистрации и четвертым входом блока задания режима работы, второй выход формирователя кода Морзе подключен к пятому входу блока регистрации, причем блок

" изменения последовательности сигна0632 l2 лов содержит компаратор, блок индикаторов, первый элемент запрета, последовательно соединенные элемент задержки, первый триггер и первый элемент ИЛИ, последовательно соединенные второй триггер и второй элемент ИЛИ, последовательно соединенные второй элемент запрета и третий элемент

ИЛИ, при этом первый, второй и третий выходы компаратора подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока индикаторов, третий выход компаратора подключен к входу элемента задержки, выход которого подключен к первому. входу второго триггера, второй выход компаратора подключен к вторым входам первого и второго триггеров, вторые выходы

20 которых подключены к вторым входам соответственно второго и первого элементов ИЛИ, выходы которых подключены к управляющим входам соответственно первого и второго элементов запрета, информационные входы которых являются вторым входом блока изменения последовательности сигналов, первым, групповыми входами, первым, вторым и третьим выходами которого

ЗО являются соответственно второй вход третьего элемента ИЛИ, входы компаратора, выход третьего элемента ИЛИ, выохд первого элемента запрета и выход второго элемента ИЛИ.

1550632

2 374

Фиг.5

1550632

Составитель 0.Андрушко.Редактор Н.Швыдкая Техред Л.Олийнык Корректор М.Кучерявая

Тираж 521

Подписное

Заказ 279

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике

Изобретение относится к технике телеграфной связи

Изобретение относится к радиотехнике

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к телеграфной связи

Изобретение относится к телеграфии , модет использоваться для обучения операторов

Изобретение относится к электросвязи

Изобретение относится к технике электросвязи

Изобретение относится к технике связи и расширяет диапазон скоростей формируемых сигналов

Изобретение относится к технике электросвязи и может быть использовано для обмена документальной информацией между абонентами ведомственных сетей и сетей связи народнохозяйственного назначения

Изобретение относится к технике электросвязи и может быть использовано для организации телеграфной связи между абонентами ведомственных сетей и сетей связи народнохозяйственного назначения

Изобретение относится к телеграфии и может использоваться для автоматического приема и определения элементов кода Морзе

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к технике электросвязи и может быть использовано для обмена документированной (телеграфной и факсимильной) информацией между абонентами ведомственных сетей и сетей связи народнохозяйственного назначения, работающих как на стационарных, так и на подвижных объектах

Изобретение относится к технике связи и может быть использовано в беспроводных системах для компенсации взаимных помех

Изобретение относится к технике связи
Наверх