Опора скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипника путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пуска и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим в работу включается износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЩМЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„155 79 (5()5Г 16 С 1 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4467072/31-27

1 (22) 21.07.88 (46) 15.04,90, Бюл. и 14 (71) Днепропетровский химико-технологический институт им.ф.Э.(1зержинского (72) И,П,Казимиров, И.Г,Плошенко, В,П,Бурдиян, И.Н.Пистунов, А.В.Балев и О.В ° Коваленко (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ((907278, кл. F 01 D 05/16, F 16 С 17/20, (980, (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения — повышение

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы.

На фиг, 1 изображена опора, осевое сечение; на фиг. 2 - сечение A-A на фиг. 1 (торцовое сечение по сто" порному штиФту); на фиг. 3 - сечение

Б-Б на фиг, 1 (торцовое сечение по пружине возврата).

Опора состоит из корпуса 1, внутри которого установлен поворотный вкладыш 2 из износостойкого материала. Внизу с о стороны внутренней цилиндрической поверхности вкладыша размещен вкладыш 3 из антифрикционного материала, охватывающий угол oL .

2 надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пус" ка и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим — износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил

Между корпусом и вкладышем с двух сторон опоры по всей длине окружности установлены ролики 4, а в пазах корпуса — спиральные возвратные пружины 5, один конец которых соединен с корпусом, а другой — с вкладышем.

Направление навивки пружины выбрано таким, что при вращении вкладыша в направлении вращения вала пружины закручиваются. В корпусе установлен стопорный штифт 6, конец которого выходит в кольцевую канавку на наружной поверхности вкладыша, охватывающую часть окружности на угле М .

Опора скольжения функционирует следующим образом.

В момент начала вращения вала, установленного во вкладыше опоры, когда между валом и вкладышем отсутствует достаточное количество смазки, 1557379 где (R

- угловая жесткость пружины;

- угол поворота вкладыша;

- радиус вала подшипника;

- вес агрегатов, установленных на валу; коэффициент трения вала об антифрикционный материал в силы сцепления удерживают эти поверхности во взаимном контакте. Под действием крутящего момента от вала вкладыш начинает поворачиваться на роликах вплоть до упора стопорного штифта в конец кольцевой канавки, при этом пружина закручивается. В этом положении антифрикционный слой вкладыша размещается в нижней части опоры скольжения под валом, при этом обеспечивается уменьшение сцепления между валом и вкладышем, что способствует быстрому набору скорости вращения вала. При выходе установки на стационарный режим за счет улучшения смазки в подшипнике силы трения между валом и вкладышем уменьшаются. При достижении этими силами значений, меньших величины силы упругости закрученной возвратной пружины, последняя начинает поворачивать вкладыш в первоначальное положение, обеспечивая выход из контакта антифрикционного участка вкладыша и включение в работу износостойкого участка. Выход антифрикционного участка из зоны трения обеспечивается расчетом жесткости пружины по формуле

RP t ff f<)

У режиме граничного трения;

f - коэффициент трения вала об и износостойкую часть вкладыша в режиме гидродинамического трения.

Изобретение позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью и обратно, Формула изобретения

1. Опора скольжения, содержащая корпус с расположенными в нем износостойким и антифрикционным установленным с возможностью поворота

20 вкладышами, средства для поворота, возврата и ограничения поворота антифрикционного вкладыша вокруг оси, о т л и ч а ю щ а я с.я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем снижения износа при нестационарных режимах работы, износостойкий вкладыш выполнен с полостью на внутренней поверхности, а антифрикционный вкладыш - в виде сегмента, установленного в упомянутой полости, средство возврата выполнено в виде спиральной пружины, концы которой скреплены соответственно с вкладышем и корпусом, а средство поворота - e виде роликов, размещенных между корпусом и вкладышем.

2. Опора по и.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что угол поворота вкладыша превышает угол охвата антифрикционного вкладыша.

1557379

6 б

Фиг. 1

А-А

Фиг. 2

1557379

Составитель А.Долинский

РеДакчnI А.Пежнина ТехРеД !т.Олийнык Корректор 3, По якова

Тираж 536

Заказ 7ОЧ

Подписное

8НИ11!!И ос>да!н т венного комитета по изобретениям и открытиям при I !

113!!35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Произв л i. alii.> издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уя. I а . i :,t:i, !" !

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям машин, в частности к упругодемпферному сегментному подшипнику скольжения, и может быть использовано в высокоскоростных центробежных компрессорах, насосах, турбинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в радиальных подшипниках скольжения высокооборотных турбомашин

Изобретение относится к области ;машиностроения и может быть использовано в шпиндельных узлах шлифовальных и токарных станков с числовым программным и адаптивным системным управлением

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных системах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к опорным подшинникам скольжения

Изобретение относится к шпиндельным подшипникам станков и других машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации судовых двигателей с газотурбинным наддувом

Изобретение относится к опорным подшипникам скольжения, а именно к подшипнику с сегментным вкладышем, и может быть использовано в качестве опоры высокооборотных валов, в частности для валов паровых турбин

Изобретение относится к подшипникам, предназначенным для использования в качестве смазываемых водой несущих опор валов гребных винтов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным подшипникам вращающихся валов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механическим средствам для удерживания самоустанавливающихся сегментов внутри сегментного подшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других роторных машинах
Наверх