Обмотчик лентоизолировочного станка

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности. Целью изобретения является повышение качества изолирования путем стабилизации величины натяжения изоляционной ленты при уменьшении ее запаса на шпуле. Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе и связанную с приводом ее вращения. На шпуле размещены катушка с изоляцией и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты. Обмотчик снабжен стабилизатором 31 натяжения изоляционной ленты 32, содержащим двуплечий подпружиненный рычаг 33, шарнирно установленный на шпуле. При этом одно плечо 36 рычага имеет возможность постоянного контакта с катушкой изоляции и перемещения в радиальном направлении относительно ее оси 34, а другое 37 имеет возможность перемещения в радиальном направлении относительно оси тормозных дисков и снабжено подпружиненным тормозным элементом 39, взаимодействующим с дополнительным тормозным диском 35, жестко установленным на верхнем тормозном диске натяжного устройства. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО 64Х

РЕСПУБЛИК

092 (И2

А2 (gI)g H 02 К 15/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1379890 ((21) 4349924/24-07 (22) 28.12.87 (46) 30.04.90. Бюл. Р 16 (7") Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения (72) Г.Д.Ведмеденко (53) 621.318.44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1379890, кл. Н 02 I(15/04, 1986.. (54) ORMOTHHK )II HTOH30lIHPOBOQHOIO

СТАНКА (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин, и может

2 быть использовано в электротехнической промышленности. Целью изобретения является повышение качества изолирования путем стабилизации величины натяжения изоляционной ленты при уменьшении ее запаса на шпуле.

Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе и связанную с гриводом ее вращения. На шпуле размещены катушка с изоляцией и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты.

Обмотчик снабжен стабилизатором 31 натяжения изоляционной ленты 32, содержащим двуплечий подпружиненный рычаг 33, шарнирно установленный на шпуле. При этом одно плечо 36 рычага имеет возможность постоянного кон1561 53 такта с катушкой изоляции и перемещения в радиальном направлении относительно ее оси 34,-а другое 37 имеет вазможность перемещения в радиальном направлении относительно оси тормозных дисков и снабжено падпружиИзрбретение относится к электротехнике,, а именно к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек

* I5 электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Цель изобретения — повышение качества изолирования путем стабилизации величины натяжения изоляционной ленты при уменьшении ее запаса на шпуле.

На фиг.1 показан обматчик в рабоI 25 чем состоянии, общий вид; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 — - сечение Б-Б на фиг.2 (стабилизатар натяжения ленты); на фиг.4 — сечение .В-В на фиг.3 (тормозной элемент стабилизатора).

ЗО

Обматчик лентоизолиравочнаго стан ка содержит корпус 1 . (фиг..1), на котором установлена разъемная шпуля 2, связанная с приводом 3 ее вращения.

На шпуле 2 размещен .„зел 4 для- уста,новки катушки 5 (фиг.2 и 3) с изоляцией, кинематически связанный с натяжным устройством 6, установленным также на шпуле 2. Устройство 6 включает в себя тормозные диски 7 (ниж4О ний) и 8 (верхний); установленные на оси 9 с возможностью вращения друг относительно друга. Механизм 10 обратной намотки ленты содержит фрикционный кольцевой элемент 11 и установленные жестко на валу 12 шкив 13 и зубчатый диск 14. На противоположном конце вала 12 установлен узел 4 для размещения катушки 5 с изоляцией.

Он содержит каркас 15 и жестко свя50 эанный с ним зубчатый диск 16, Зубчатый диск 14 связан зацеплением с зубчатым венцом 17 тармазнога диска 7, а зубчатый диск 16 †с зубчатым вен цом 18 тормозного диска 8. Тормоз- ные диски 7 и 8 поджаты пружиной 19 посредством нажимного кольца 20 и гайки 21 х фланцу 22 оси 9. Тормозненным тормозным элементом 39, взаимодействующим с дополнительным тормозным диском 35, жестко установленным на верхнем тормозном диске натяжного устройства. 4 ил. ной диск 7 снабжен фрикционными накладками 23.

Фракционный кольцевой элемент 11 может быть выполнен в виде, например, части клинового ремня, вставленного a оправку 24, закрепленную на держателе 25. Угол обхвата шпули 2 кольцевым элементом 11 должен быть не менее 180 . Фрикционный элемент 11 может быть скреплен с оправкой 24 с помощью, например, клея. Для абеспечеI ния возможности аксиального переме- /

/ щения держатель 25 установлен на направляющих 26, закрепленных на корпусе 1 абмотчика и снабжен регуФ лировочным винтом 27. Шкив 13, взаимо действующий с кольцевым элементом 11, выполнен в виде конического диска.

Катушка 5 с изоляционной лентой удерживается от смещения на каркасе 15 крышкой 28. Для обеспечения вазможности ввода изолируемого иэделия 29 в зону лентоизолирования шпуля 2 снабжена легкасъемным секторам 30. На шпуле 2 установлен также стабилизатор

31 (фиг.3 и 4) натяжения изоляционной ленты 32. Он содержит двухплечий подпружиненный рычаг 33, шарнирно установленный на шпуле 2 посредством оси 34, и дополнительный гормозной диск 35, жестко установленный на верхнем тормозном диске 8. Рычаг 33 выполнен двуплечим, его плечи 36 и 37 расположены друг относительно друга пад некоторым углом, йриближающимся к прямому. При этом ось 34 рычага 33 установлена между узлами 4 и 6. <орма рычага 33 и положение его оси 34 качания обеспечивает постоянный контакт плеча 36 с катушкой 5 изоляции посредством, например, ролика 38, установленного на ега конце,и возможность совершать перемещения в радиальном направ-. лении атносительноее оси,а плечу 37возможность перемещения в радиальномнаправлении относительно аси дисков 7,8 и 35. Плечо 37 снабжено тормозным эле5 15611 ментом 39, установленным в пазу 40 с возможностью перемещения параллельно оси 34 и поджатым пружиной 41. к тормозному диску 35 посредством регулировочного винта 42 и крышки 43, шар5 нирно установленной на рычаге 33 посредством оси 44. При этом пружина 41 одним своим концом закреплена на крышке 43. Рычаг 33 нагружен пружиной 45 с возможностью ее регулировки посредством винта 46. В зависимости от конкретного исполнения обмотчика, на шпуле 2 может быть размещено от одной до нескольких пар узлов 4 и 6, снабженных стабилизатором 31, что позволяет производить наложение изоляции в несколько слоев одновременно, Обмотчик лентоизолировочного станка работает. следующим образом. 20

Изолируемое изделие 29 (фиг.1) вводят внутрь шпули 2 через вырез, закрываемый легкосъемным элементом 30, и устанавливают на механизме перемещения (не показан). 25

Катушку 5 с изоляционной лентой устанавливают на кар.-::ace t5 и закрепляют с помощью крьш:.-.и 28. Свободный конец изоляционной ленты 32 вручную закрепляют на изолируемой по- 30 верхности иэделия 29.

Тормозные диски 7 и 8 натяжного устройства 6 поджаты с усилием, обеспечивающим требуемую плотность намотки изоляции.

Фрикционный кольцевой элемент 11 с помощью винта 27 поджат к шкиву 13 с усилием, обеспечивающим его враще-. ние при наличии тормозного момента на диске 7, что достигается регулиро- 40 ванием гайки 21 и винта 27.

Тормозной элемент 39 рычага 33 поджат пружиной 41 к боковой поверхности диска 35, а пружина 45 отрегулирована при этом так. что крутящий момент, создаваемый ею, обеспечивает возможность вращения рычага 33 вокруг оси 34, преодолевая при этом сопротивление, возникающее при взаимодействии тормозного элемента 39 с дис- 50 ком 35.

При включении привода 3 шпуля 2 вращается в направлении. укаэанном стрелкой 47 (фиг.1 и 3), наматывая изоляционную ленту на изделие 29.

В этом случае, если иэолируемая часть изделия 29 расположена не в цент ре О вращения шпули 2, а на некбтором

53 6 расстоянии от него, процесс намотки протекает следующим образом.

На участке "а-б-в" кольцевого пути катушка 5 вместе с каркасом 15 вращается вокруг своей оси под действием сил натяжения изоляционной ленты, поскольку расстояние между катушкой 5 и иэолируемой поверхностью увеличивается. Посредством зубчатого диска 16, связанного с каркасом 15, вращение передается на постоянно приторможенный диск 8, тормозной момент которого определяет величину натяжения наматываемой изоляционной ленты.

Диск 7, контактирующий с диском 8, при этом не вращается, поскольку его собственный тормозной момент всегда больше крутящего момента, создаваемого вращением диска 8.

При подходе ка ушки 5 к точке "в" шкив 13 начинает взаимодействовать с кольцевым элементом 11, в результате чего происходит вращение вала 12, зубчатого диска 14, тормозного диска 7

/ в сторону, противоположную вращению диска 8, На участке "в-г-а" кольцевого пути расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью сокрашается, поэтому сила натяжения со стороны ленты, создающая крутящий мсмент на катушке 5, исчезает. Следовательно„ ее вращение вместе с каркасом 15 вокруг своей оси прекращается. Одновременно прекращается и вращение кинематически связанного с ним диска 8.

В момент останова указачных звеньев диск 7, получающий вращение от шкива 13, увлекает за собой диск 8 в на".равлении, противоположном первоначальному его вращению, в результате чего катушка 5 с каркасом 15 закручи- вается в обратную сторону, наматывая на себя избыток ленты. усилие натяжения ленты в фазе ее обратной намотки на .катушку 5 также, как и при смотке определяется величиной тормозного момента на диске 8.

Причем в данном случае этот диск выполняет уже функцию ведущего звена, крутящий момент которого равен ere тормозному моменту. .При дальнейшем вращении шпули в начале участка пути "а-б", когда рас-. стояние от катушки 5 до иэолируемой поверхности начинает снова увеличиваться, под действием сил натяжения ленты катушка 5 вновь начинает враОбмотчик лентоизолировочного станка по авт. св. У 1379890, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества изолирования, пу" тем стабилизации величины натяжения ленты при уменьшении ее запаса на шпуле, он снабжен тормозным диском, жестко установленным на верхнем диске натяжного устройства и стабилизатором натяжения изоляционной ленты, выполненной в виде двуплечего подпружиненного рычага, шарнирно установленного на шпуле, одно плечо которого имеет возможность перемещения в радиальном направлении относительно оси узла установки катушки, а пругое — относительно оси тормозных дисков и снабжено тормозным элементом, имеющими возможность взаимодействия с дополнительным тормозным диском, 7 1561153 в щаться в сторону размотки ленты, пре- катушки 5 сохраняет установленное одолевая сопротивление, оказываемое значение. диском 8.

В этот момент диск Я начинает вра- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я щаться навстречу вращению диска 7.

Затем. после выхода шкива 13 из зоны взаимодействия с кольцевым элементом

11 шкив 13 и кинематически связанный с ним диск 7 прекращают свое вращение„ становясь тормозом для диска 8, В процессе изолирования по мере убывания изоляционного материала в ка тушке 5 контактирующий с ней рычаг 33

1 15 под действием пружины rr5 постепенно поворачивается. Его плечо 37 вместе с установленным на нем подпружинен ным тормозным элементом 39, взаимодействующим с диском 35, перемещается к центру его вращения, Зто приводит

20 к уменьшению тормозного момента на диске 35, а следовательно, к умень,,шению суммарного тормозного момента, препятствующего вращению катушки 5 при намотке, в результате чего натя жение ленты при уменьшении диаметра д 2

1561153

i 561153

Составитель F. ° Скороходов

Техред M,ÄHäûê КоРРектоР Л,Бескид

Редактор Л.Пчолинская

Тираж 441 Поднисное

BHHKIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям ири ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 981

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин постоянного тока, например тяговых электродвигателей, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин, например тяговых электродвигателей, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в производстве явнополюсный синхронных компенсаторов и других электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к технологическому оборудованию для изготовления секций петлевой якорной обмотки, и может быть использовано в производстве электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изготовления обмоток линейных цилиндрических электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в качестве технологического оборудования для изготовления обмотки электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии производства электрических машин, в частности к оборудованию для изготовления замкнутых многовитковых секций обмоток

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве стержневых обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изготовления и ремонта электрических катушек

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении катушек жесткой двухслойной обмотки с овально винтовой лобовой частью

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх