Способ изготовления стержня обмотки электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве стержневых обмоток электрических машин. Целью изобретения является улучшение качества стержня путем прочного скрепления проводников в стержне. Для этого в качестве изоляционных прокладок использован препрег (стеклоткань, пропитанная связующим), а термопрессование ведут в два этапа. Сначала создают предварительное давление, нагрев до 80-120°С и выдержку при этих условиях, а потом нагревают до 140-180°С, доводят до полного давления путем поочередного частичного его повышения в горизонтальном и вертикальном направлениях и выдерживают при этих условиях. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 К 15/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ! <

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

l1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4263503/24-07 (22) 16 ° 06.87 (46) 23.10.89. Бюл. У 39 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.М. Кирова и Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт электроиэоляционных материалов и фольгированных диэлектриков (72) В.И. Самко, Б,А. Викторжак, В,М.Спиридонов, А.А. Житомирский, Т.А.Гуреева и М.И, Кадыков (53) 628.318.44(088.8) (56) Влюменкранц Д.M. и др. Технология крупного электромашиностроения.

М.: Энергия, 1966, с. 55.

Авторское свидетельство СССР

В 936248, кл. Н 02 К 15/04, 1980.

Изобретение относится к электрома" шиностроению и может быть использовано в производстве стержневых обмоток электрических машин.

Цель изобретения — улучшения качества стержня путем прочного скрепления проводников стержня, На фиг.1 показана схема осуществления предлагаемого способа; на фиг.2 — режимы способа; на фиг.3 —диаграмма изменения давлений.

Способ изготовления стержня обмотки электрической машины осуществляют следующим способом. !

Сначала осуществляют сборку стержня из нескольких столбцов элементар„„SU„„1517099 А 1

2 (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕРЖНЯ ОБМ0ТКН ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностооенню и может быть использовано в производстве стержневых обмоток электрических машин. Целью изобретения явлется улучшение качества стержня путем прочного скрепления проводников в стержне. Для этого в качестве изоляционных прокладок использован препрег (стеклоткань, пропитанная связующим), а термопрессование ведут в два этапа. Сначала создают предварительное давление, нагрев до

80-120 С и выдержку при этих услоо виях, а потом нагревают до 140-180 С, доводят до полного давления путем поочередного частичного его повышения в горизонтальном и вертикальном направлениях и выдерживают при этих ус- С ловилх. 3 ил.

liest ных проводников 1 между столбцами устанавливают прокладки на основе предварительно пропитанной и подсущенной стеклоткани- 2 с избыточным сО содержанием связующего. На узкие rpa- CO ни наносят выравнивающую замазку 3, стержень обматывают антиадгеэионной пленкой 4 и технологической лентой 5, фиксирующей стержень. Стержень уста-, а навливают между контрольными планками 6 и нагревательными плитами 7, 3атем создают предварительное давление

Р„ и включают электронагрев плит, При достижении температуры 80 †120 производят выдержку, в течение которой скрепляющий лак приобретает теку1517099

5 l0

20 чес.ть и заполняет зазоры между проводниками. После окончания выдержки до полного P„, а температуру до 140а

180 С (фиг. 2), при этом переход к полному давлению осуществляется путем поочередного частичного повьппения давления в горизонтальном и вертикальном направлениях (фиг.3). Когда повьппают давление в горизонтальном направлении, скрепляющий лак заполняет зазоры между проводниками, а когда повьппают давление в вертикальном направлении — излишки скрепляющего лака вытесняются на внешние, прилегающие к прессующим поверхностям грани стержня. При достижении полного давления и температуры 140180 С производят выдержку, которая обеспечивает полимеризацию связующего и скрепление проводников в течение

0,5-1 ч.

II р и м е р. Изготавливают партию стержней обмотки статора гидрогенератора СВ из элементарных проводников.

Между двумя столбцами элементарных проводников марки ПСД-1 сечением

2,6 8 мм, имеющих оплетку из стеклонитей, устанавливают прокладки из препрега на основе стеклоткани, и 1 питанной в эпоксиноволачном связующем с отвердителем — аминным комплексом ВГ, при этом содержание связующего в препреге около 607., толщина 1,0-1,2 мм. На узкие грани стержня наносят замазку на основе аналогичного связующего с мелкодисперсным неорганическим наполнителем, слой антиадгеэионной пленки иэ фторопласта Ф4-МБ и слой пленки иэ полиэтилентерефталата, Устанавливают стержень между плитами пресса, создают предварительное давление 1,5 MIIa и включают обогрев, При достижении 100 С делают выдержку 20 мин, затем поднимают давление до 4 МПа путем четырехступенчатого поочередного повышения давления в горизонтальном и вертикальном направлениях, при этом при повышении давления в одном направлении осуще25

50 стнляют снижение давлвния в другом до значения, на 1О превышающего давление на предыдущей ступени, Затем производят нагрев до 160 С, выдержку под давлением в твченнв 30 мин, после чего стержень охлаждают до комнатной температуры и распрвссовывают, Полученный стержень имеет высокую ,монолитность,,так как зазоры между проводниками заполнены связующим препрега и выравнивающей замазки, и хорошую форму сечения, Использование изобрвтения позволит улучшить качество стержней за счет лучшего заполнения зазоров между элементарными проводниками стержня скрепляющим лаком.

Формул а и з о бр е т е ни я

Способ изготовления стержня обмотки электрической машины, согласно которому собирают ствржень из столбцов элвментарных проводников, размещают между столбцами изоляционные прокладки, наносят на стержень выравнивающие и скрепляющие составы, антиадгезионные пленки и твхнологические ленты, устанавливают стержень между контрольными планками и нагревательными плитами и термоопрессовывают при заданных температуре и давлениях со стороны контрольных планок и нагревательных плит, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества путем прочного скрепления проводников в стержне, изоляционные прокладки выполнены иэ стеклоткани, пропитанной связующим веществом, а термоопрессование ведут в два этапа, на первом из которых создают предвари» тельное давление нагрев до 80-120 С и выдержку при этих условиях, а на втором создают полное давление, нагрев до 140-180 С и выдержку при этих условиях, при этом переход к полному давлению осуществляют путем поочередного частичного повышения давлений со стороны контрольных планок и нагревательных плит.

15! 7099

Фиг, 4

Pnoë npel

Составитель И. Белая

Редактор А.Мотыль Техред А.Кравчук

Корректор T.Колб

Заказ 6399/55 Тирал 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ изготовления стержня обмотки электрической машины Способ изготовления стержня обмотки электрической машины Способ изготовления стержня обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изготовления и ремонта электрических катушек

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении катушек жесткой двухслойной обмотки с овально винтовой лобовой частью

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изготовления статорных обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в качестве технологического оборудования для изготовления обмотки электрической машины с беспазовыми ротором или статором

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления и укладки многосекционной обмотки в пазы якоря

Изобретение относится к области электротехнике и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для изготовления катушек электротехнических изделий

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при наложении корпусной изоляции на полюсные и витковой изоляции на компенсационные катушки электрических машин

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической и автомобильной промышленности

Изобретение относится к области., электротехники, а именно к оборудованию для изготовления статоров электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промьппленности

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх