Двухканальный светоприемник для управления положением машины

 

Изобретение относится к автоматизации землеройной техники. Цель изобретения - расширение области применения за счет обеспечения автоматического управления напряжением машины при движении по заданной траектории. Устройство содержит источник 1 модулированного света, двухканальный светоприемник 2 с объективами 3 и 4, усилитель 9, противофазный 10 и синфазный 11 сумматоры сигналов, фазовращатель 12, усилитель 13-15, 17, исполнительный двигатель 18, кинематически связанный с оптической осью светоприемника 2. Дополнительно измеряют угол поворота оптической оси светоприемника 2 между продольной осью машины и направлением на источник света датчиком угла 19. Полученный аналоговый сигнал угла преобразуют в цифровой с помощью АЦП 20 и обрабатывают в блоке 21 вычисления отклонения действительного курсового угла по заданным алгоритмам. Там же обрабатывают информацию, поступающую с устройства 22 ввода-вывода и измерителя 24 пройденного пути, связанного через согласующий блок 23 с блоком 21. Сигнал управления землеройной машины с выхода блока 21 через ЦАП 25 и усилитель 26 мощности поступает на исполнительный элемент 27 механизма поворота машины. 4 ил.

Союэ совЕтсних социллистичесних

РЕСПУБЛИН

09) (И) (51)5 Е 21 С 35/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ф:.

ГОсудАРст8енный нОмитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ пРи Гннт сссР (61) 613104 (21) 4433553/31-03 (22) 31.05,88 (46) 23.06.90, Бюл. ¹ 23 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В,В.Куйбьппева (72) В.С.Щербаков, E.А,Зимин и A.À.Õoçÿèíoâ (53) 622.232.83(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹- 613104, кл. Е 21 С 35/24, 1976. (54) ДВУХКАНАЛЬНЫЙ СВЕТОПРИЕМНИК ДЛЯ

УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к автоматизации землеройной техники. Цель изобретения — расширение области применения за счет обеспечения автоматического управления напряжением машины при движенйи по заданной траектории.

Устр-во содержит источник 1 модулированного света, двухканальный светоприемник 2 с объективами 3 и 4, усилитель 9, противофазный 10 и синфаз2 6

2 ный 11 сумматоры сигналов, фазовращатель 12, усилители 13 — 15, 17, исполнительный двигатель 18, кинематически связанный с оптической осью светоприемника 2. Дополнительно измеряют угол поворота оптической оси свето- приемника 2 между продольной осью машины и направлением на источник света датчиком 19 угла. Полученный аналоговый сигнал угла преобразуют в цифровой с помощью АЦП 20 и обрабатывают в блоке 21 вычисления отклонения действительного курсового угла по заданным алгоритмам. Там же обрабатывают информацию, поступающую с устройства 22 ввода-вывода и измерителя 24 пройденного пути, связанного через согласующий блок 23 с блоком

21. Сигнал управления землеройной машины с выхода блока 21 через ЦАП 25 и усилитель 26 мощности поступает на исполнительный элемент 27 механизма . поворота машины. 4 ил.

1573166

Изобретение относится к области автоматики землеройной техники, может быть использовано для автоматическоГо управления землеройными машинами, например траншеекопателем, и является усовершенствованием устройства по

Основному авт. св. N 613104.

Цель изобретения — расширение

Области применения за счет обеспече1 ия автоматического управления полоФением машины при движении по заданНой траектории.

На фиг. 1 изображена структурная хема светоприемника; на фиг. 2 и — блок-схема алгоритма программы втоматического управления движени-! ем машины; на фиг. 4 — расчетная

Схема траектории движения майины на примере траектории с тремя прямолинейными участками.

Светоприемник содержит источник 1

Модулированного света, двухканальный йриемник 2 с объективами 3 и 4, оптиЧеские оси которых параллельны. Вблизи фокальных плоскостей объективов 3 и 4, против окон 5 непрозрачной диафрагмы 6, установлены фоточувствительные элементы 7 и 8 ° Устройство имеет также усилитель 9, противофазный 10 и синфазный 11 сумматоры сигналов, фазовращатель 12, усилители ,13-15, детектор 16, усилитель 17, исполнительный двигатель 18, кинематически связанный с оптической осью ,светоприемника, которая в свою оче1 едь кинема ически связана с потен циометрическим датчиком 19 угла между продольной осью машины и направлением на источник света, аналоговоцифровой преобразователь (АЦП) 20, блок 21 вычисления действительного курсового угла, устройством 22 вводавывода, согласующий блок 23, измеритель 24 пройденного пути, цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 25, усилитель 26 мощности. Последний связан с. исполнительным элементом 27 механизма поворота машины.

Для пояснения работы устройства приняты следующие обозначения на расчетной схеме траектории движения машины и на блок-схеме алгоритма работы программы автоматического управления движением машины: 0 — .точка на местности, в которой установлен источник модулированного света; Б — исходная точка начала движения; БДЕЖ вЂ” необходимая траектория движения машины, 1Ц 5

А = (ОБ) — расстояние от источника света до исходной точки начала движения машины; N — - номер прямолинейного участка траектории движения машины; N „ число прямопинейных участков траектории (Ha фиг. 4 NÄai= 3);

S(N) — длина N-го прямолинейного участка траектории; (1 „(N) — курсовой угол (угол между продольной осью машины и направлением на источник света) в начальный момент времени в исходной точке каждого N-ro прямолинейного участка траектории; Н— величина пути, пройденного машиной; (1 — величина расчетного (теоретического) курсового угла для определенного положения машины на тректории движения, Д S — отрезок пути, после прохождения которого машиной, устройство, в зависимости от пройденного пути, рассчитывает теоретический курсовой угол и сравнивает его c действительным курсовым углом, а по результатам сравнения выдается команда на исполнительный механизм поворота машины для поворота ее в соответствующую сторону; I — число отрезков пути Н, составляющих отрезок (на фиг, 4 для первого участка

= 5); (7 — величина действительного курсового угла, постоянно определяемого потенциометрическим датчиком устройства и поступающего через аналого-цифровой преобразователь в вычислительный блок; К вЂ” число команд, поступивших от блока сопряжения и импульсного измерителя в вычислительный блок;  — расстояние между источником света и машиной в конечной точке N-го прямолинейного участка траектории; g(— угол между направлением на источник света и направлением на исходную точку N-ro прямолинейного. участка в конечной точке этого участI ка, N„»- наибольший номер прямолинейного участка для расчетной траектории движения (на фиг. 4 и = 3);

Д(— разность между действительным и расчетным курсовыми углами для определенной точки на траектории движения.

Светоприемник работает следующим образом.

Предположим, машине, находящейся в исходной точке Б (фиг. 4), необходимо прокопать канал на местности по ломанной кривой БДЕЖ, с тремя прямолинейными участками (N „= 3), Ис5 15 точи»к 1 света расположен в точке О, а кривая БДЕЖ находится в зоне, в которой чувствительность фотоэлемента 7 обеспечивает надежную работу устройства. Предварительно необходимо определить начальный курсовой угол g„(N) в точках Б, Д и Е для каждого прямолинейного участка, а также определить расстояние от источника 1 света, находящегося в точке О, до точки Б (величина А),начала движения машины, а также определить длину каждого прямолинейного участка кривой БДЕЖ (величина S(N). Кроме этого, для обеспечения необходимой точности управления машиной определяется для каждого прямолинейного участка длина пути, S(N), после прохождения которого машиной устройством производится проверка курсового угла. Полученные величины посредством устройства 22 ввода-вывода вводятся в ОЗУ блока 21, В исходном положе— нии продольная ось машины совпадает с направлением движения на первом прямолинейном участке траектории движения, а оптические оси объективов 3 и 4 (фиг. 1) совпадают с направлением на источник 1 света, при этом на светочувствительную поверхность фотоэлементов 7 и 8 проектируются равные по величине изображения источника света (световые пятна и на выходе усилителей 9 и 13 появляется напряжение, модулированное по амплитуде с частотой, равной частоте модуляции источника света (1000 Гц), причем фазы этих напряжений совпадают.

Фазовращатель 12, установленный на входе усилителя 13, изменяет фазу напряжения на 180, не изменяя амплитуды. На сумматоре 10 происходит суммирование напряжений. Так как они находятся в противофазе и равны по величине, то на выходе сумматора 10 сигнал рассогласования равен О, сле. довательно, двигатель 18 не работает, На сумматоре 11 происходит суммирование напряжений, совпадающих по фазе, т.е, происходит формирование опорного сигнала.

При отклонении оптической оси от. направления на источник 1 света (вследствие движения машины не на источник света или ее поворота) напряжения на выходе усилителей 9 и 13 изменяются, так как изменяется вели73166 6 чина световых пятен на фоточувств»тельных элементах 7 и 8, Нр» этом сумма напряжений остается практически неизменной, На выходе сумматора 10 появляется сИгнал рассогласования, который усиливается усилителем 14 » подается на один из входов детектора 16.

На второй (управляющий) вход детектора 16 поступает опорный сигнал, усиленный усилителем 15. Постоянное напряжение на выходе детектора 16, величина и полярность которого зависит от угла рассогласования (угла между оптической осью фотоэлектрического приемника и направлением на источник света), усиливается усилителем 17 и отрабатывается исполнитель20 ным двигателем 18 (поворотом оптической части. светоприемника 2) . Иными словами, оптическая ось светоприемника автоматически отслеживает направление на источник света ° Информация

25 об угле поворота оптической оси светоприемника 2 относительно продольной оси машины от потенциометрического датчика 19, через АЦП 20 поступает в блок 21 вычисления. Кроме этого, 30 на вход блока 21 вычисления поступает информация о пройденном пути машиной, которая подается в виде команд О или

1, получаемых в согласующем блоке

23 после. преобразования импульсов напряжения, поступающих от импульсного измерителя 24 пройденного пути при перекатывании измерительного колеса по поверхности грунта при движении машины. Поступающая информация о

40 пройденном пути и действительного курсвого угла обрабатывается в блоке

21 вычисления по алгоритму, приведенному на фиг. 2 и описанному ниже, В результате обработки информации

45 блок 21 вычисления вырабатывает сигнал об отклонении действительного курсового угла от расчетного для определенной точки траектории, который поступает в ЦАП 25, где он преобра5О зовывается в аналоговый сигнал, затем в усилителе 26 этот сигнал усиливается и поступает на исполнительный элемент 27, например, злектрогидрораспределитель механизма поворота машины, который в зависимости от знака Д(производит поворот машины в ту или иную сторону, а от абсолютной величины 6 зависит величина радиуса поворота машины.

1573166

Алгоритм обработки информации в вычислительном блоке может состоять, например, иэ следующих операций (фиг. 2): начало программы (1); опиСание переменных, используемых в про5 грамме (2); ввод исходных значений (3); А — расстояние между источником авета и машиной, находящейся в исход ой точке; N с, — число прямолинейных участков на траектории движения машины; Л S — отрезок пути, после про— хождения которого определяется курсо—

Вор отклонение и производится коррекЦия курса движения; S(N) — длины пряд 15 молинейных участков траектории двия ения машины; „(N) — начальный курсовой угол для исходной точки и точек

1 перехода с одного прямолинейного участка траектории на другой, Н вЂ” величи20 на пройденного машиной пути за период ,поступления сигналов импульсного из1 ,мерителя пути, включение счетчика номера прямолинейного участка траек1тории движения машины (4); обнуление 25 счетчика импульсов от измерителя пут (5), присваивание переменным у, Б!и g S значений, соответствующих

М -му участку траектории (6); проверка текущего участка траектории (7). Если 30

N ) 1, то переменной А присваивается значение В (8); вычисление вспомогательных параметров (9); отрезка В, угла р(, и количества импульсов Т измерителя пути, соответствующих заданному отрезку измерения для N — ro уча35 стка траектории, запрос текущего значения курсового угла g (10), определение разности текущего и расчетного курсовых углов (в начале движения машины на первом или новом участке траектории расчетный курсовой угол <11 равен начальному углу ((N) соответствующего участка) (11 ; проверка условия выполнения поворота (12.1); ин- 45 дикаиия курсового рассогласования на пульте машины (12,2); при отрицательном рассогласовании курсового уГла подается сигнал на поворот вправо (13); при положительном рассогласовании курсового угла подается сиг50 нал на поворот влево (14) .

Описанные выше операции при пуске программы производятся до начала движ Вния машины. После начала двюкения машины включается счетчик импульсов измерителя пути (15); проводится провЕрка прохождения пути, равного интЕрвалу измерения курсового рассогласования и управления QS (16), происходит обнуление счетчика импульсов измерителя пути при прохождении отрезка g S (17); вычисление расстояния до конца N-ro участка траектории S (18); проверка оставшегося расстояния до конца N-го участка траектории (19) . Если 8 О, то вычисляется расчетный курсовой угол и осуществляется переход к элементу 10 (запрос текущего значения курсового угла) (20); если S = 0 (N-й участок пройден), то номер участка траектории увеличивается на единицу (переход к (N+1)-му участку) (21). Происходит проверка на максимальный номер участка траектории. Если N (N то

max осуществляется переход к элементу 5 (22), если N ) N x, то наступает конец программы (23) .

Кроме того, существует воэможность прерывания выполнения программы управления оператором с целью ручной коррекции положения машины и коррекции исходных данных программы управления с последующим перезапуском.

Таким образом, после предварительной разметки траектории движения по карте местности и ввода исходных данных в вычислительный блок, предлагаемое устройство позволяет управлять движением землеройной машины по любой сложной траектории без перестановки источника опорного светового сигнала.

Формула изобретения

Двухканальный светоприемник для управления положением машины по авт. св. - 613104 отличающий— с я тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения автоматического управления положением машины при движении по заданной траектории, в него введены датчик угла между продольной осью машины и направление на источник света, аналого-цифровой преобразователь, блок вычисления отклонения действительного курсового угла, цифроаналоговый преобразователь, усилитель мощности, согласующий блок, измеритель пройденного пути и устройство ввода-вывода, входная и выходная шины которого соединены с соответствующими шинами блока вычисления отклонения действительного курсового угла, выход

9 15731 которога через цифроаналоговый преобразователь соединен с входом усилителя мощности, выход датчика угла между продольной осью машины и направлением

S на источник света через аналого-цифровой преобразователь соединен с первым

66 1О входом блока вычисления отклонения

J действительного курсового угла, выход измерителя пройденного пути через согласующий блок соединен с вторым входом блока вычисления отклонения действительного курсового угла.

Фиг. 2

1573 1бб

1573166

Составитель . Б. Барбараш

Техред Л. Сердюкова Корректор Н. Король

Редактор E.Ïàïï

Заказ .1628 Тираж 388 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины Двухканальный светоприемник для управления положением машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано в электроприводах горных машин

Изобретение относится к автоматике горных машин и может быть использовано в электроприводах шахтных конвейеров и других горных машин для защиты их от резких динамических перегрузов

Изобретение относится к горному делу и предназначено для автоматического контроля взаимодействия вмещающих пород очистного забоя с секциями 4 механизированной крепи (МК)

Изобретение относится к горному делу и предназначено для автоматического контроля качества изображения, получаемого шахтными устройствами визуализации (ШУВ) на основе контраста и видимости искомого объекта наблюдения

Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано для автоматизации управления очистными комплексами

Изобретение относится к горной автоматике и предназначено для дистанционного управления добычными машинами и комплексами

Изобретение относится к горному делу и предназначено для автоматизации управления очистными комплексами путем контроля и управления положением элементов комплекса

Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить надежность угледобывающего комбайна /УДК/ за счет снижения на приводе резания пиковых перегрузок /ПП/ большой длительности

Изобретение относится к автоматическому управлению подвижными объектами и может быть использовано для автоматизации направленного движения самоходных горнопроходческих машин

Изобретение относится к шахтной автоматике и может быть использовано в системах контроля и дистанционного управления электроприводами забойных машин

Изобретение относится к горной промышленности, преимущественно к подземной разработке угольных месторождений угледобывающими комплексами и агрегатами, и служит для повышения точности контроля и управления движением комплекса или агрегата по гипсометрии и в плоскости пласта

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для подземной разработки угольных месторождений

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для речевого оповещения горнорабочих в подземных выработках об авариях, вызова индивидуального абонента на связь к телефону и для передачи информации технологического характера

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для беспроводной передачи информации с дневной поверхности на подземные выработки

Изобретение относится к горной промышленности, преимущественно к очистной выемке пластовых угольных и рудных месторождений с применением очистных комбайнов и механизированных крепей
Наверх