Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей

 

Изобретение относится к испытательной технике. Цель изобретения - повышение точности за счет исключения повреждения деталей и влияния объемной деформации. На испытуемое соединение устанавливают емкость для хладагента. Нагружают соединение силой, не превышающей нижнего предела прочности, и измеряют взаимное смещение деталей. Затем охлаждают охватываемую деталь, заливая хладагент в емкость, и повторно измеряют смещение деталей. Разность смещений характеризует прочность соединения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) f51)5 (01 И 3/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4480888/25-28 (22) 12.09.88 (46) 23,06,90. Бюл. № 23 .(72) Ю.Н.Кузуб (53) 620.!78 (088.8) (56) Балацкий Л.Т ° Прочность прессовых соединений. Киев: Техника, 1982, с,25-27. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ

СОЕДИНЕНИЯ КОАКСИАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к испытательной технике. Цель изобретения—

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность.

Цель. изобретения - повьппение точности за счет исключения повреждения деталей и влияния объемной деформации.

На чертеже представлена схема устройства, иллюстрирующая предлагаеьый способ.

Устройство содержит узел нагружения испытуемых соединений (пресс), состоящий иэ опорной плиты 1, направляющих стое к 2 с пазами для шариков

3 качения, удерживаемых сепаратором 4, От винта 5 усилие Р (испытательная сила Р„,„ и ) воздействует на нспыиси, мИн туемое соединение деталей (вал 6 и втулка 7 в сборе) через промежуточные нажимные элементы 8 с встроен- ным индикатором 9 величины испытательной силы и шарик 10, Охлаждение одной из деталей соединения (вала) осуществляют с помощью хпадагента 11, 2 повьппение точности за счет исключения повреждения деталей и влияния объемной деформации. На испытуемое соединение устанавливают емкость для хладагента, Нагружают соединение силой, не превьппающей нижнего предела прочности и измеряют взаимное смещение деталей, Затеи охлаждают охватываемую. деталь, заливая хладагент в емкость, и повторно измеряют смещение деталей, Разность смещений характеризует прочность соединения, ил, заливаемого при контроле в емкость

12. Испытуемое соединение, состоящее из деталей 6 и 7 (вал, втулка), устанавливают на подставке 13, в состав которой дополнительно входит датчик 14 для измерения относительного микросмещения деталей 6 и 7 испытуемого соединения, Сигнал с датчика поступает на вход усилителя 15, выход которого подключен к регистрирующему прибору.

Способ осуществляется следукицим образом.

Контролируемое соединение, состоящее иэ деталей 6 и 7 (вал,втулка) устанавливают на подставке 13, которая расположена па опорной плите 1 узла нагружения испытуемых соединений, Затем на вал 6 испытуемого соедине- ния устанавливают емкость для хладагента, шарик 10 прижимается к торцу вала испытуемого соединения про.межуточными нажимными элементами 8, с помощью винта 5 оператором устройст1573390 ва прикладывается контрольная нагрузка, Применение шарика 10, а также направляющих стоек 2 с пазами для шариков Э качения, удерживаемых сепаратором 4, обеспечивает приложение контрольной нагрузки строго по оси испытуемого соединения.

Перемещая промежуточные нажимные элементы 8 с помощью винта 5, опера- 10 тор нагружяет испытуемое соединение уменьшенной испытательной силой

Ри,„„и . Величина уменьшенной испытательной силы Рисп мии задается заранее по условиям испытаний соединений и может достигать значения

Рс мин пустимая прочность испытуемого соединения.

В процессе нагружения испытуемого 2р соединения на выходе усилителя !5 с помощью регистрирунщего прибора регистрируется величина раэбаланса измерительного моста, пропорциональная величине микросмещения вала 6 от- 25 носительно втулки 7, с учетом объемной деформации материалов деталей соединения и подставки 13 ° Величина микросмещения 1 оценивается оператором

ОБЩ устройства по графической зависимости, полученной при калибровке датчика микросмещения деталей соединений, При этом общее микросмещение чувствительного элемента датчика, контактирующего с торцом вала в соединении, описывается следующим выражением: где 1 -. величина относительного !О микросмещения деталей испытуемых соединений под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки Pèñï м ин величина объемного деформирования ма-: териала втулки под воздействием умень-45 шенной контрольной нагрузки; 1 — величина объемного деформирования мате —. риала вала под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки Р„,„„и, величина объемного деформи- 50 рованйя опорного момента (подставки

13) под воздействием уменьшенной контРольной на -Рузки Рис п. мии °

Затем проводится заливка тариро. ванного объема жидкого хладагента (например, жидкий азот) в емкость 12, установленную с уплотнением на валу соединения, и продолжает непрерывно измеряться величина относительного микросмещения деталей соединения в процессе охлаждения вала 6. Величина относительного микросмещения деталей в процессе охлаждения вала увеличивается, так как посадочный размер вала уменьшается и уменьшается прочность испытуемого соединения.

Исходное значение натяга 3 в контролируемом соединении определяется соотношением размеров посадочных поверхностей d<. вала и d втулки,.измеренных при одинаковых температурах деталей . .= d, — d,.

Если температура деталей соединения изменяется, то произойдет изменение посадочных размеров деталей соединения, вследствие чего изменится Рп в соединении на величину 65

Ь3 = 2 (К,в,т,- o(zR т,), где M<,о4, Т,, T> — коэффициенты линейного расширения материалов деталей соединения и температуры вала до и после нагрева соответственно, значения R, и R< определяются по формуламм

d-сЬ

1 2

d< Й

R Ф

2 где Й1 — диаметр вала в соединении;

d — внутренний диаметр втулки соединения;

d — внешний диаметр втулки соединения, Измененныи натяг и в соединении после охлаждения вала соединения в таком случае определяется выражением

3 = F, +at, Расчет прочности Рс соединений с натягом, независимо от спо соб а их формирования, производится для осесимметричных деталей цилиндрической формы при осевом нагружении соединений по формуле с н и

Л, где SH и d 1 — номинальная пло5 2 щадь посадки,мм

R н

Рс н(Ен

f — коэффщиент трения при выпрессовке, соответствукщий начапьному моменту взаимного осевого смещения (сдвига) деталей;

15 — длина посадкию

d — диаметр сопрягаеми поверхностей деталей соединения;

R — контактное давление в месте соединения, определяется по формуле

1. (— -+ )

С С2

Е, Ег

1 причем для обеспечения целостности

5 контролируемых соединений степень охлаждения вала выбирается из условия обеспечения при испытаниях цело: стности соединений с минимально допустимой рочностью Рс мин, т.е. при нагружении и охлаждении вала испытуе" мого соединения должно выполняться, условие

Р <Р -Р исп. мин с, Фин

:После подстановок значений и упрощений получим следующее выражение: при этом

1 +(— )

d

С m — — — — — - — пю °

I !"-, У г

1-(— 1)

1 2

1+(— — )

d2

С вЂ” — — — - — -+л4 и (%2 ф

Д г

1-(— - )

dz где d — диаметр посадочной поверхности втулки соединения, d2 — наружный диаметр втулки;

d — диаметр отверстия в вале,; М - коэффициент Пуассона; — натяг между деталями соео динения, Кратковременное уменьшение натяга 63 в испытуемом соединении после охлаждения вала уменьшает контактные давления в зоне сопряжения деталей соединения на величину. АКне аР

hR н С(С

d(+ Й)

Ei Е2

Таким образом, после охлаждения вала соединения прочность соединения

P кратковременно уменьшится на веC личину ЬР

ДРс f и Д н °

Прочность Р с, контролируемого соединения после охлаждения вала в таком случае определяется по формуле

Д1 1-1

20 о

Анализ полученного выражения показывает, что на результаты таких измерений не оказывает влияния объемное деформирование материалов деталей соединений и подставки, что существенно повышает точность контроля.

Оператор устройства, используя эталонную графическую зависимость. полученную для однотипных соединений

ЗО по значению дополнительного микросмещения Д 1 определяет исходньп натяг в соединении, т, е, прочность испытуемого соединения.

Формула изобретения

Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей, заключающийся в том, что осуществляют воздействие механической нагрузки на одну из деталей испытуемого соединения, измеряют смещение деталей друг относительно друга и определяют прочность соединения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности за счет исключения повреждения деталей и влияния объемной деформации, предварительно на эталонное соединение последовательно воздействуют хладагентом и механической нагрузкой, не превышающей нижнего предела прочности соединения на величину уменьшения прочности от воздействия хладагента

5 .на эталонном соединении, после измерения смещения на внутреннюю деталь испытуемого соединения воздействуют

i хладагентом, измеряют смещение дета1573390 дора

Составитель В.Лазарева

Редактор С,Патрушева Техред А. Кравчук

Корректор О,Кравцова

3 аказ 1640 Тираж,499 Подпи сно е

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно †издательск комбинат "Патент". r.Óæãñðoä, ул. Гагарина,101 лей после захолаживания, а прочность соединения определяют с учетом разности смещений после воздействия хладагента и до него,

Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам исследования механических свойств резин

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям на изгиб

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к области обработки металлов давлением

Изобретение относится к механическим испытаниям образцов металлов в контакте с жидким припоем, в частности к испытаниям на определение зарождения и роста трещины под действием растягивающих напряжений

Изобретение относится к испытаниям механических свойств металлов и сплавов и может быть использовано для оценки критической температуры хрупкости низколегированной стали
Изобретение относится к методам неразрушающего контроля и может быть использовано для определения остаточных напряжений на поверхности объекта

Изобретение относится к испытательной технике, в частности, к способам испытания конструкционных материалов на прочность в широком диапазоне температур

Изобретение относится к промысловой геофизике, в частности к устройствам неразрушающего контроля технического состояния обсадных ферромагнитных труб скважин

Изобретение относится к методам исследования механических свойств резин

Изобретение относится к области испытательной техники, предназначенной для испытаний листовых материалов на растяжение

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов на растяжение, сжатие и изгиб в различных средах при высоких температурах и давлениях
Наверх