Устройство для обучения решению силлогистических задач

 

Устройство к техническим средствам обучения, в частности обучения логике слепых. Оно может быть использовано при обучении слепых на филологических, исторических, юридических и других факультетах различных вузов общественного профиля. С целью повышения удобства в пользовании и наглядности решения силлогистических задач диаграммным методом, который позволяет максимально облегчить понимание процесса решения и расширить класс решаемых силлогистических задач, предлагается устройство, включающее линейки диаграмм, расположенные на панели одна под другой в последовательности: линейка диаграммы первой посылки силлогизма, линейка диаграммы второй посылки силлогизма, линейка совмещенной диаграммы двух посылок силлогизма, линейка диаграммы заключения силлогизма. Линейки диаграмм, изображенных комбинацией линий и пробелов, содержат 2<SP POS="POST">N</SP> элементарных участков, где N - количество логических переменных. Над линейками диаграмм в основании над каждым из элементарных участков выполнены отверстия для размещения в них отдельно изготовленных элементов, несущих логические символы: "+", "-", ".", пробел и др. Диаграммы на линейках и символы на элементах выполнены рельефно. При решении силлогистических задач слепой, считывая постоянную часть диаграммы на линейке, формирует переменную ее часть путем вставления в отверстия соответствующих элементов. Для удобства элементы, выполняемые в виде фишек, размещаются по периферии основания в желобках. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„jt 575225 (5Е) 5 С 09 В 21 /ОО

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4421723/31-12

),(22) 05.05.88 (46) 30.06.90. Бюл. У 24 (71) Кемеровский государственный университет ! (72) Н.Н.Жалдак (53) 681,3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1427407, кл. Г 09 В 2!/00, 1986..(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕПЕНКО

СИЛЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

: (57) Устройство относится к техническим средствам обучения, в частности обучения логике слепых. Оно может быть использовано при обучении слепых на филологических, исторических > .юридических и других факультетах различных вузов общественного профиля.

С целью повышения удобства в пользовании и наглядности решения силлогистических задач диаграммным методом, который позволяет максимально облегчить понимание процесса решения и расширить класс решаемых силлогисж« ческих задач, предлагается устрой, ство, включающее линейки диаграмм, Устройство относится к средствам обучения логике и предназначено для решения силлогистических задач.

Цель изобретения — повышение удобства в пользовании и наглядности принципа решения задач.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит панель 1, .на которой неподвижно размещены одна

2, расположенные на панели одна под другой в последовательности: линейка диаграммы первой посылки силлогизма, линейка диаграммы второй посылки силлогизма, линейка совмещенной диаграммы двух посылок силлогизма, линейка диаграммы заключения силлогизма. Ли- нейки диаграмм, изображенных комбии нацией линий и пробелов, содержат 2 элементарных участков, где n — - количество логических переменных. Над линейками диаграмм в основании над каждым из элементарных участков выполнены отверстия для размещения в, них отдельно изготовленных элементов, 13 Tt несущих логические символы: + пробел и др. Диаграммы на 3 линейках и символы на элементах выпол- р нены рельефно. При решении силлогистических задач слепой, считывая постоянную часть диаграммы на линейке, формирует переменную ее часть путем вставления в отверстия соответствую-щих элементов. Для удобства элементы, выполняемые в виде фишек, размещаются по периферии основания в желоб.ках. t з.п. ф-лы, t ил. Сл под другой линейки диаграмм. в по, следовательности линейка 2 диаграммы первой посылки силлогизма, линейка 3 диаграммы второй посылки силлогн >ма, линейка 4 совмещенной диаграм.мь посылок силлогизма, линейка 5 диаграммы заключения силлогизма. Линейки 2 — 5 несут выполненные шрифтом Брайля и плоским шрифтом для зря чих символы и рельефно выполненные

1575225 постоянные части диаграмм., состоящие из 2 элементарных участков, различающихся наличием или отсутствием лин напротив символов и перечисляе5 мых. далее слева направо с на линейке 2 — участки АВ, не — АВ, А не — В, не—

А — не — В; на линейке 3 — участки

АС, не — АС, А не — С, не — А — не С; на линейке 4 - участки АВС, не — АВС, 1О

А не - ВС, не - А не - ВС, АВ не — С, не АВ не С, А не В не С, не - A не—, В не — С; на линейке 5 †. участки ВС, не - ВС, В не - С, не - В не — С. .Линейки 2 и 3 расположены так, что каждый из элементарных участков находится точно над одним из двух одноименных элементарных участков линейки 4: участок AB над участком АВ (АВС) и т.д.; участок АС над AC (А не - ВС) и т.д. Над каждой из линеек на каждом из элементарных участ:ков в панели (основании) 1 выполнены отверстия б,предназначенные для разме- щения в них на соответствующих элемен- 25

1 тарнь1х участках диаграмм: фишек 7, несущих, например, рельефно выполненные логические символы, которые могут быть.

Для обеспечения решения задач кэрроловской силлогистики для данного уст° ройства необходимо: фишек 7 с. символом несуществования (например,"-. )

7 штук элементов с символом сущестl - вования (например, "+ ) — б штук.

Устройство может быть применено так35 же для решения всех задач расширенной силлогистики, использующей символы

"+", "." и оперирующей не только описанными Кэрролам двойными, но и тройными, четверными суждениями.

В этих случаях фишек 7 с каждым из... символов "-", "+", "." и др, требуется в количествах, равных количеству отверстий над всеми линейками 2 — 5, нт т.е. по 20 каждого элеме а.

По периферийным участкам жесткой панели 1 выполнены желобки 8 для размещения фишек 7.

Силлогизм, в узком смысле этого слова, это умозаключение, которое состоит из трех категорических суждений: двух посйлок и заключения. Посылки состоят из трех терминов. Условно эти термины могут быть обозначены буквами А, В, С или любыми дру- 55 гиии. Два из них называются крайними (В, С). Каждая из двух посылок содержит по одному крайнему термину. Тре-тий же термин (А) входит в каждую из посылок, Обычно, он называется средним термином. Кэррол называет его исключаемым термином, поскольку он не входит в заключение что и пока"

) зана на линейке 5 диаграммы заключения, В заключение входят только крайние термины. В посылках крайние термины связаны между собой через посредство среднего, а в заключении эта связь выражается непосредственно.

Суть силлогизма заключается в том, чтобы, зная, как связано В с А и

С с А, выяснить, как связаны В и С.

Для этого информация об отношениях объемов терминов посылок, которая фиксируется вначале на раздельных двухбуквенных диаграммах, соединяется на трехбуквенной совмещенной диаграмме посылок. При этом соединении на трехбуквенной диаграмме возникает новая информация, которая переводится затем на двухбуквенную диаграмму заключения. Поскольку из двух произвольно взятых суждений с общим (средннм) терминам многократно реже следует правильное заключение, чем не следует, постольку и есть потребность в специальных методах и устройствах.

Устройство работает следующим образом.

Перед решением задачи элементы-фишки 7 расположены по периферии панели 1 в желобках 8, желательно с разделением пространством одного вида логических символов ат другого. Получив условие задачи, обучаемый сначала считывает постоянную часть диаграммы на линейке 2 и в отверстия 6 над линейкой 2 устанавливает соответствующие фишки 7, выполняя переменную. часть диаграммы первой посылки силлогизма. Аналогичным образом строится переменная часть диаграммы второй посылки над линейкой 3., совмещенной диаграммы над линейкой 4 и диаграммы заключения няд линейкой 5, .

Проверка хода решения осуществляется попеременным считыванием всех элементарных участков построенных диаграмм, любой из которых охватывается по вертикали и может осязательно восприниматься в одно касание пальцев одной руки слепого.

Л р и м е р 1.,При построении диаграмм проверки силлогизма, имеющего структуру "Ни одно А не есть В.

Некоторые С есть А. Следовательно, некоторые С есть не — В", выполняются следующие операции:

1575225 б

В отверстие над линейкой 2 диаграммы первой посылки силлогизма на учавтке АВ ставят *ишку со знаком "+".

В отверстие над линейкой 2 на

5 участке А не — В ставят фишку с симВОЛОМ

В отверстие над линейкой 2 на участке В не — А (не — АВ) ставят фишку с символом - + . Полученная совмещенная диаграмма посылок 1 и 2 является диаграммой заключения, которое далее служит первой посылкойдля силлогизма,состоящего из трех терминов, и имеет форму:"Не только всякое А есть

1! fl

В или Только из В некоторые есть А". (затем строится умозаключение с посылками 3 — 5, заключение которого есть вторая посылка силлогизма, состоящего иэ трех терминов).

В отверстия над линейкой 3 диаграммы второй посылки силлогизма, состоящего из трех терминов, на участке С не — А (не — АС) ставят фишку с сим2э волом "+".

В отверстие над линейкой 3 на участке не — С не — А (не — А не — С) ставят фишку с символом "- .

35

А ——

С—

В-С—

А-В—

В

С --—

40 панель 1 устанавливают на горизонтальную поверхность;

:проверяют отсутствие фишек в отверстиях над линейками и фишки устанавливают в канавки-кассы так, чтобы фишки с одинаковыми символами были рядом; в отверстие на элементарном участ ке АВ над линейкой 2 первой диаграммы посылки силлогизма вставляют фишку с символом

11 ll ° C в отверстие на участке СА (АС) над линейкой 3 диаграммы второй посылки силлогизма вставляют фишку с символом "+"; в отверстие на участке АВС над линейкой 4 совмещенной диаграммы посылок силлогизма вставляют фишку с символом "-"; в отверстие над линейкой 4 на участке АВ не — С вставляют фишку с символом "-"; .в отверстие над линейкой 4 на участке СА не — В (А не — ВС) вставляют фишку с символом "+"; в отверстие над линейкой 5 диагра мы заключения силлогизма на участке

С не — В (не — .ВС) вставляют фишку с символом "+".

Полученная диаграмма заключения соответствует заключению "Некоторые

С есть не — В".

Затем фишки убирают в желобки.

При этом получаются следующие диаграмMH a

Пример 2. При построении ди- 4 аграмм для выведения заключения иэ посылок со структурой: 1. — "Все А есть В". 2, — "Не каждое В есть А".

3. — "Только С есть не . — А". 4.

"Некоторые А есть не — С". 5. — "Ни одно А не есть С", выполняют следующие операции.

Панель кладется на горизонтальную поверхность. Вначале строится умозаключение с посылками 1 и 2, состоящее иэ двух терминов (А, В), заключение которого есть первая посылка силлогизма, состоящего из трех терминов, В отверстие над линейкой 3 на участке А не — С ставят фишку с симВОЛОМ + °

B отверстие над линейкой 3 на участке АС ставят фишку с символом

Полученная совмещенная диаграмма посылок 3 — 5 является диаграммой заключения, которое служит второй посылкой для силлогизма, состоящего из терминов А, В, С и имеет форму:

"Все, кроме А, есть С" ("Все, кроме

С, есть А") °

В отверстие над линейкой 4 совмещенной диаграммы посылок силлогизма, состоящего иэ терминов А, В, С, на участке А не — ВС ставят фишку с

СИМВОЛОМ

В отверстие над линейкой 4 на участке А не — В не — С ставят фишку с символом "-".

В отверстие над линейкой 4 на участке АСВ (АВС) ставят фишку с символом

В отверстие над линейкой 4 на участке не — А не — СВ (не - АВ не—

С) ставят фишку с символом "-".

В отверстие над линейкой 4 на 1 участке не - А не — С не — В (не - .

А не — В не С) ставят фишку с симВОЛОМ °

1575225

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что панель имеет по периферии желобки для хра35 кения фишек. ит. д.

В отверстие над линейкой 4 на участке AR не - С ставят фишку с символом "+".

В отверстие над линейкой 4 на участке не — АВС ставят фишку с символом +

В от*ерстие над линейкой 4 на участке не — АС не В ставят фишку с

СИМВОЛОМ " ° " °

В отверстие над линейкой 5 диаграммы заключения силлогизма на участ» ке ВС ставят фишку с символом "+".

В отверстие над линейкой 5 на участке не — ВС ставят фишку с сим1

tl I I

ВОЛОМ ° °

В отверстие над линейкой 5 на на участке В не — С ставят фишку с

CRMBOJIOM "+"..

В отверстие над линейкой 5 на участке не — В не - С ставят фишку с символом "-". Полученная диаграмма заключения соответствует суждениям, имеющим AopMy: "Есть С, и не только всякое не — С есть В" или "Есть 25

С, и не только из В некоторые есть не - С" (разумеется, эти заключения, несущие полную информацию. диаграммы, могут быть упрощены). При этом получаются следующие диаграммы: 30

++ ++- -+- +- » + +А -- А - « А - - - - В -В С-- В -- -- С—

С вЂ”вЂ” .V

Формула изобретения

1. Устройство для обучения решению силлогистических задач, включающее линейку, которая несет постоянную часть диаграмм силлогизмов, состоящую из 2 элементарных участков, где n— л количество терминов, обозначенных на линейке, и носитель переменной части совмещенной диаграммы посыпок, о т л.и ч а ю щ е е с я тем, .что, с целью повышения удобства в пользовании и наглядности принципа решения задач, оно имеет. панель и дополнительные линейки диаграмм, две из которых расположены над основной линейкой и несут обозначения одна пер,вой, другая второй посылки, а третья линейка расположена под основной и несет обозначения терминов заключения, при этом все линейки расположены на панели, средство для представления переменной части диаграмм состоит из фишек с условными обозначениями существования и несуществования, а в панели над каждой из линеек в зонах расположения элементарных участков диаграмм выполнено 2 окон, ь предназначенных для установки фишек.

Составитель P.Óæâèé

Редактор А.Ревин Техред Л.Сердюкова Корректор М.Иаксимишинец

Заказ 1787 Тираж 383 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обучения решению силлогистических задач Устройство для обучения решению силлогистических задач Устройство для обучения решению силлогистических задач Устройство для обучения решению силлогистических задач Устройство для обучения решению силлогистических задач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к биотехнике и предназначено для контроля точности бесклавишного координатно-моторного биоуправляемого ввода информации

Изобретение относится к средствам обучения и приспособлениям для ориентации слепых и слепоглухонемых людей

Изобретение относится к устройствам для обучения и общения со слепыми и слабовидящими

Изобретение относится к оргтехнике и предназначено для отображения и восприятия информации в рельеф- Hoi i форме слепыми путем осязания

Изобретение относится к области оргтехники

Изобретение относится к тренажерам и предназначается для выработки квазиречевого рефлекса в виде способности оператора воспринимать зна- jTll (Л N) Й/г;; ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1 Страница 2Формула:Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11Описание:Страница 11 Страница 12Рисунки:Страница 12 Страница 13 Страница 14 Страница 15 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 34-1995 (73) Патентообладатель: МЯГКОВ Ю.Г

Изобретение относится к технике для обучения слепых, а именно к устройству для незрячих математиковпрограммистов , имеющих дело с электронными вычислительными машинами, в которых используются устройства ввода-вьшода информации на перфоленту

Изобретение относится к средствам для считывания информации слепыми тактильным способом и позволяет повысить удобство в пользовании путем использования ленточного перфорированного носителя информации

Изобретение относится к компьютерной технике и может применяться при производстве тактильных дисплеев для слабовидящих и незрячих людей

Изобретение относится к способам преобразования зрительной информации в другие виды ее восприятия

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для приема информации в приборах и системах управления, а также для расширения возможностей и границ общения между людьми с нарушениями зрения и слуха для обучения работе на клавиатуре

Изобретение относится к устройствам для формирования рельефно-точечного изображения и может быть использовано в тифлотехнике

Изобретение относится к техническим средствам компенсации отсутствия зрения человека и обеспечивает расширение восприятия информации слепыми и слепоглухонемыми людьми

Изобретение относится к тифлотехнике и позволяет отображать информацию в виде, удобном для тактильного считывания людьми с ограниченными физическими возможностями по зрению

Изобретение относится к средствам общения между слепоглухонемыми, между глухонемыми и слепоглухонемыми, между зрячими и слепо- и глухонемыми, между зрячими в тех случаях, когда обмен информацией известными способами не позволяют осуществить внешние условия, а также к средствам обучения в вышеперечисленных случаях

Изобретение относится к тифлотехнике и предназначено для ввода буквенно-цифровой информации в ЭВМ человеком с ограниченными физическими возможностями по зрению (оператором), а также вывода этой информации
Наверх