Способ проветривания метрополитенов

 

Изобретение относится к вентиляции. Цель - уменьшение энергозатрат на проветривание за счет снижения пиковых нагрузок на электродвигатели вентиляторов при противодействии поршневому эффекту от движения поездов путем поддержания постоянной потребляемой вентиляторами мощности. Свежий воздух подают в тоннель вентилятора через перегонные вентиляционные шахты. Перемещают свежий воздух по тоннели, отработанный воздух удаляют вентиляторами через стационные шахты. При приближении поезда к перегонной вентиляционной шахте и удалении от станционной уменьшают производительность и давление вентиляторов. в случае станционного вентилятора постоянство энергопотребления достигается снижением частоты вращения давления и производительности при удалении поезда от вентиляционной шахты. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 Е 21 F 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4415665/31-03 (22) 26.04.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева (72) Н. П. Косарев, В. М. Таугер, В. Г. Россовский, В. Я. Заслов, А. M. Смирнов, К. В. Ланчиков, Г. А. Земцов и С. А. Иванов (53) 622.45?.2 (088.8) (56) Цоди ков В. Я. Вентил яц и я и те плоснабжение метрополитенов. — М.: Недра, 1975, с. 194.

Авторское свидетельство СССР № 1093822, кл. E 21 F 1/00, 1983.

Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для проветривания тоннелей и . станций метрополитенов.

Цель изобретения — уменьшение энергозатрат на проветривание за счет снижения пиковых разгрузок на электродвигатели вентилятором при противодействии поршневому эффекту от движения поездов путем поддержания постоянной потребляемой вентилятором мощности.

На фиг. 1 представлен фрагмент осциллограммы динамического и статического давления, потребляемой мощности вентилятора при прохождении поезда по ближнему к шахте тоннелю; на фиг. 2 — то же, при прохождении поезда по дальнему тоннелю; на фиг. 3 — осциллограмма давления вентиля„„SU,», 1580029 A 1 (54) СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (57) Изобретение относится к вентиляции.

Цель — уменьшение энергозатрат на проветривание за счет снижения пиковых нагрузок на электродвигатели вентиляторов при противодействии поршневому эффекту от движения поездов путем поддержания постоянной потребляемой вентиляторами мощности.

Свежий воздух подают в тоннель вентиляторами через перегонные вентиляционные шахты. Перемещают свежий воздух по тоннели, отработанный воздух удаляют вентиляторами через станционные шахты. При приближении поезда к перегонной вентиляционной шахте и удалени« от станционной уменьшают производительность н давление вентиляторов. В случае станционного вентилятора постоянство энергопотребления достигается снижением частоты вращения давления и производительности при удалении поезда от вент«ляционной шахты. 4 ил. тора за длительный промежуток времени (более 84); на фиг. 4 — схема вентилятора для осуществления спосооа.

Приближение поезда к шахте приводит к увеличению давления «потребляемой мощности (фиг. 1 и 2) . Увеличение мощности достигает 15% от исходной велич«ны. Колебания рабочих цараметров вентилятора носят непрерывный характер в течение всего времени дв«жения поездов (фиг. 3).

Результатом колебаний является увеличение потребляемой вентилятором электроэнергии. В то же время повышение разности статического давления за и перед поездом, особенно проявляющееся при его приближении к перегонной шахте и давлении от станционной, приводит к увеличению энерго1580029

Формула изобретения

55 потребления самого поезда при его движении по тоннелю.

Уменьшение давления и производительности вентилятором при приближении поезда к перегонной вентиляционной шахте и удалении поезда от станционной вентиляционной шахты, которое может осуществляться соответствующим снижением частоты вращения электродвигателя, приводит к снижению мощности, потребляемой электродвигателем в период воздействия поршневого эффекта на вентилятор. Автоматическое поддержание постоянства потребляемой мощности обеспечивает уровень энергопотребления, соответствующий исходной величине мощности. В результате ликвидируются

«горбы» на кривых мощности (фиг. 1 и 2) и, таким образом, энергопотребление сводится к необходимому минимуму.

Одновременно снижение давления вентилятора приводит к снижению разности статического давления перед поездом и за ним, следовательно, и к уменьшению энергозатрат на движение поезда. Некоторое уменьшение средней производительности вентилятора компенсируется подачей воздуха в тоннель за счет поршневого эффекта поезда.

Сущность способа заключается в следующем.

В отсутствие поршневого эффекта (движения поездов нет) вентиляторы имеют исходные величины давления и производительности. Вентиляторы перегонных вентиляционных шахт подают наружный воздух в тоннель, а вентиляторы станционных удаляют его со станций.

Движение поездов приводит к возникновению поршневых эффектов, при которых давление воздуха перед поездом повышается по сравнению с исходной величиной и понижается за поездом. Это обуславливает повышение потребляемой мощности электродвигателя перегонного вентилятора при приближении поезда к вентиляционной шахте, а станционного вентилятора — при удалении поезда от вентиляционной шахты. По мере приближения поезда к перегонной шахте давление и производительность вентилятора уменьшают. Это обеспечивается вентилятором (фиг. 4). В вентилятор 1, содержащий привод, в состав которого входит электродвигатель 2, введены тиристорный преобразователь 3 частоты вращения электродвигателя (например, ПЧТ-12210) и устройство 4 для автоматического поддержания постоянного энергопотребления. В качестве устройства 4 может быть использован блок

ПЧТ-1 тиристорного преобразователя частоты.

В момент, когда потребление электроэнергии электродвигателем 2 достигает некоторого порогового значения, большего, чем номинальное, устройство 4 для автоматичес5

40 кого поддержания постоянного энергопотребления вырабатывает управляющий сигнал, поступающий на тиристорный преобразователь 3 частоты вращения электродвигателя

В соответствии с сигналом частота вращения ротора вентилятора уменьшается, что приводит к снижению производительности и давления. Мощность на валу вентилятора зависит от третьей степени частоты вращения, поэтому одновременно с производительностью и давлением уменьшается мощность (по сравнению с фиг. 1), оставаясь практически равной своему исходному номинальному значению.

Изменение производительности вентилятора можно регулировать и другими способами, например, изменением угла установки лопаток на колесе, изменением угла установки лопаток спрямляющих и направляющих аппаратов, дросселированием вентилятора (введение сопротивления в вентиляционную сеть), перепуском части воздуха «накоротко» с выхода вентилятора на вход.

После прекращения влияния поршневого эффекта аэродинамическое сопротивление вращению ротора падает, соответственно уменьшается энергопотребление электродвигателя 2. Устройство для автоматического поддержания постоянного энергопотребления вырабатывает управляющий сигнал на увеличение частоты вращения электродвигателя, в результате чего производительность н давление достигают исходной величины, а мощность вентилятора остается практически постоянной.

В случае станционного вентилятора постоянство энергопотребления достигается снижением частоты вращения, давления и производительности при удалении поезда от вентиляционной шахты.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет свести к минимуму энергопотребление как вентилятора, так и поезда.

Способ проветривания метрополитенов, включащий подачу свежего воздуха в тоннель вентиляторами через перегонные вентиляционные шахты, его перемещение по тоннелю и удаление отработанного воздуха вентиляторами через станционные шахты, отличаюи ийся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат на проветривание за счет снижения пиковых нагрузок на электродвигатели вентиляторов лри противодействии поршневому эффекту от движения поездов путем поддержания постоянной потребляемой вентиляторамн мощности, производительность и давление вентиляторов уменьшают при приближении поезда к перегонной вентиляционной шахте и удалении от станционной.

1580029

N, xSm Psu; Р(у П0

20 т zo зо о ло sv z ю .ю и e,c

4D/Г 7

Ps(r Рбо, 0и

t,C юг.2

Рц„оа

500 ао

ZO0 гоо

0,v

Составитель Л. Серова

Редактор О. Головач Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай

Заказ 1996 Тираж 377 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ проветривания метрополитенов Способ проветривания метрополитенов Способ проветривания метрополитенов Способ проветривания метрополитенов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в вентиляторных установках главного проветривания

Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано при проветривании шахт и рудников

Изобретение относится к горной пром-сти

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для аварийного сброса закладочной смеси из вертикального става в случае образования пробок в закладочном трубопроводе

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при подземной разработке месторождений полезных ископаемых с закладкой выработанного пространства и возведением опорных полос

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для борьбы с газовыделением при отработке высокогазоносных угольных пластов пологонаклонного залегания с прямоточной схемой проветривания с подсвежением исходящей струи выемочного участка

Изобретение относится к смеси для закладки выработанного пространства

Изобретение относится к области шахтных подъемных установок для избирательного перемещения полезного ископаемого, вмещающих пород и других материалов по крутонаклонным и вертикальным стволам глубоких шахт, рудников, без использования подъемных канатов, тяговых органов, с грузоносителями перемещаемыми гидроприводом по разомкнутым и замкнутым проводникам, по прерывной и беспрерывной схеме выдачи

Изобретение относится к горному делу и предназначено для перекрытия зазора между стенкой шпура и трубой при нагнетании жидкости в трещиноватый массив горных пород

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к устройствам для охраны выемочных штреков при отработке лав

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к скребковым конвейерам очистного забоя

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для регулирования расхода воздуха в вентиляционных сетях
Наверх