Реверсивный электропривод постоянного тока
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматики, телемеханики. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит двигатель, якорная обмотка которого подключена к источнику питания через мостовую схему, переключатель, выход которого через мажоритарные элементы подключен к группам реле прямого хода и реверса. Вал электродвигателя соединен с датчиком положения, выход которого подключен к блоку анализа работы устройства. В данном устройстве полностью исключается возможность короткого замыкания источника питания через элементы мостовых схем при их резервировании, а также при одновременной подаче на входы мостовых схем управляющих сигналов. 1 ил.
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ
РЕСПУБЛИН (51) H 02 P 5/06
В |- .;) ЦЙа)() . .зр c+Jj!, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ го хода 8-11 и реверса 12-15, а С концевые выключатели 3 через элемент
4 задержки и непосредственно — с первыми выводами обмоток соответствую щих реле 1 6-1 9 концевых выключателей .3, Замыкающие контакты реле 8-15 соединены последовательно, причем неподвижные контакты соединены с шиной питания, а точки их соединения через размыкающие контакты управляющих реле прямого хода 8-11 и реверса
12-15 подключены соответственно к Ь обмоткам первой и второй групп исполнительных реле прямого хода .
20-22 и реверса 23-25, вторые концы которых соединены соответственно
3> через последовательно соединенные Ь размыкающие контакты реле первой
26-28 и второй 29-31 групп исполнительных реле реверса и через последо-. вательно соединенные размыкающие контакты первой 20-22 и второй 23-..25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ WHT СССР (21) 4205576/24-07 (22) 04.03.87 (46) 30 ° 07. 9О. Бюл. 11- 28 (72) В. И, Редченко (53) 621.3)6.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1243588, кл. Н 02 P 5/06, 1984. (54) РЕВЕРСИВНЫИ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматики. телемеханики, Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит двигатель, якорная обмотка
Изобретение .относится к электротехнике и может быть использовано в системах и устройствах автоматики, телемеханики, информационно-измерительной техники, а также в механизмах, работающих в системах програм-. много управления и регулирования дав-. ления, Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого электропривода.
Реверсивный электропривод постоянного тока содержит электродвигатель
1, источник 2 питания, два концевых выключателя 3 и элемент 4 задержки, Входные шины устройства через переключатель 5 и мажоритарные элементы
6 и 7 прямого хода и реверса соеди- . нены соответственно с первыми выводами обмоток управляющих реле прямо„„Я0„„1 2 2 А3 которого подключена к источнику питания через мостовую схему, переключатель, выход которого через мажоритарные элементы подключен к группам реле прямого хода и реверса. Вал электродвигателя соединен с датчиком положения выход которого подключен к
) блоку анализа работы устройства.
В данном устройстве полностью исключается возможность короткого замыкания источника питания через элементы мостовых схем при их резервировании, а также при одновременной подаче на входы мостовых схем управляющих сигналов.,! ил.
1582312 групп исполнительных реле прямого хода — с переключающими контактами г!ервых реле первой 20-22 и второй
29-31 групп исполнительных реле прямого хода и реверса, остальные переключающие контакты которых соединены по мостовым схемам, в одну диагональ
Которых включены обмотки электродвиг àòåëÿ 1, в другую — шины источника 1О .2 питания, причем размыкающие кон акты реле в диагонали электродвигателя 1 подключены к элементам 32 и
1 3 торможения, а электродвигатель 1 ммеханически соединен с датчиком 34 положения, выходы которого совместно
С выходами мажоритарных элементов ( и 7 прямого хода и реверса подключены к входам блока 35 анализа работы, один из выходов которого соединен выключателем 36, а второй является информационным выходом, к второму ( ходу выключателя 36 подключена шина Исходное", а шины источника 2 питаНия соединены соответственно с датчи- 25
Ком 34 положения, вторыми выводами обе
Моток управляющих реле 8-15 прямого ,хода и реверса, концевыми контактами 3 и обмотками реле 16-19 концевых выключаталей 3.
Реверсивный электропривод работа,ет следующим образом, При замыкании выключателя 36 сра;
35 батывают реле 8-15. Вследствие нали чия элемента 4 задержки первыми сра- батывают реле 18 и 19, которые включают свои замыкающие контакты, а обмотки реле 16 и 17 остаются невключенными. Вследствие этого срабатывают реле обеих групп 20, 24, 23, 25, которые включают мостовые. схемы в режим прямого хода, При приводе мех..анизма в крайнее положение для прямого хода срабатывает соответствующий 45 концевой выключатель 3, т.е. его контакты размыкаются — снимается напряжение с реле 18 и 19 концевых. контак- тов, контакты которых возвращаются
s исходное состояние, а реле 16 и 17 срабатывают и переводят электродвигатель 1 в состояние реверса, которое продолжается до срабатывания соответствующего концевого выключателя 3.
Далее процесс продолжается, обеапечивая работу в "челночном" режиме.
Оператор или ЦВМ в зависимости от направления начального вращения электр тропривода при необходимости выдает сигнал прямого хода (ПХ) или реверса (Р) на мажоритарные элементы 6 и 7, При осуществлении ПХ срабатывают реле 8 и 11, замыкая контакты реле
8 и 11, вследствие чего срабатывают цепи ПХ реле 20, 22, 23, 25, при этом реле 10.и 11 размыкают свои контакты в цепи Р, снимая команды с концевых контактов, если таковые присутствуют, Обмотки электродвигателя 1 параллельно резервированы, и для устранения короткого замыкания источника питания через мостовые схемы каналов управления из-за различных времен срабатывания реле последовательно с группами исполнительных реле ПХ включены размыкающие контакты реле реверса 27 и 28, а. последовательно с группами исполнительных реле реверса — размыкающие контакты исполнительных реле ПХ 27 и 24, т.. е ° переход с
ПХ íà P или наоборот происходит толь-. ко после полного прекращения прохождения по мостовым схемам и электродвигателю 1 тока, Таким образом, возможность короткого замыкания, вьгзывающая выход из строя элементов схемы, полностью устранена. Кроме того, до снятия, например, режима
ПХ схема не отрабатывает реверса и наоборот, т,е. устройство работоспособно при ложной подаче сигнала управления (ПХ при отработке P или наоборот).
В случае необходимости с неисправностями в двух каналах блок 35 анализа работы вырабатывает сигналы о неисправных каналах и переключатель
5 производит перестройку системы на работающий канал.
Таким образом, применение изобретения полностью исключает возможность корбткого .замыкания источника пита-. ния через элементы мостовых схем прн их резервировании, а также при одновременной подаче на входы мостовых схем управляющих сигналов, Формула изобретения
Реверсивный .электропривод постоян- . ного тока, содержащий электродвигатель, источник питания, два концевых выключателя, два реле с двумя контактными группами, элемент задержки и элемент торможения, .а размыкающий и переключающий контакты реле соединены соответственно с шинами источни5 15823 ка питания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежнос1
I ти,. в него введены переключатель, блок анализа работы датчик положе1
5 ния, мажоритарные элементы прямого хода и реверса, управляющие реле прямого хода и реверса, реле концевых контактов, исполнительные реле первой и второй групп прямого хода и реверса, содержащие две контактные группы, причем входные шины реверсивного электропривода через переключатель и мажоритарные элементы прямого хода и реверса соединены соответственно с первыми выводами обмоток управляющих реле прямого хода и реверса, а концевые выключатели — через элемент задержки и непосредствен" но с первыми выводами обмоток соот-.. 2О ветствующих реле концевых выключателей, замыкающие контакты этих реле соединены последовательно, причем неподвижные контакты соединены с шиной питания, а точки их соединения 25 через раэмыкающие контакты управляющих реле прямого хода и реверса подключены соответственно к обмоткам первой и второй групп исполнительных реле прямого хода и реверса, вторые 30 концы которых соединены соответственно через последовательно соединенные
12
6 размыкающие контакты реле первой и второи групп исполнительных реле реверса и через последовательно соединенные размыкающие контакты первой и второй групп исполнительных реле прямого хода — с переключающими, контактами первых реле первой и второй групп исполнительных реле прямого хода и реверса, остальные переключающие контакты которых соединены по мостовым схемам, в одну диагональ которых включены обмотки электродвигателя, а в другую — шины источника питания, причем размыкающие контакты реле в диагонали электродвигателя подключены к элементам торможения, а электродвигатель механически соединен с датчиком положения, выходы которого совместно с выходами мажоритарных элементов прямого хода и реверса подклю-. чены к входам блока анализа работы, один из выходов которого соединен с выключателем, а другой является информационным выходом, к второму входу выключателя подключена шина "Исходное", а шины источника питания соединены соответственно с датчиком положения, вторыми выводами обмоток управляющих реле прямого хода и реверса,. концевыми контактами и обмотками реле концевых выключателей.
1582312
Редактора,Лежнина
Тираж 454 .Заказ 2095
Подписное
)ЗНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101
1
I
I !
l
Составитель M.Кряхтунова
Техред Jl.ÎëHéíûê Корректор О.Кравцова