Устройство для стопорения поворотной части машины

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляющих фиксацию поворотных частей машины. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Устройство содержит корпус 2, поворотный элемент, выполненный в виде прямозубого зубчатого колеса 1, эксцентричное стопорное колесо 4, вал 3, представляющий собой ходовой винт, пружину 7 и храповой механизм. Упоры 14-16 установлены соответственно в корпусе 2, на стопорном колесе 4 и на валу 3. Изобретение обеспечивает фиксацию поворотного элемента при любом его положении. 3 ил.

А1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (gj)g F 16 В 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4496891/25-27 (22) 20, 10.88 (46) 23.08. 90. Вюл. № 31 (72) А.В.Веригин, 10.Г.Нечепуренко и Л.А. Скобелкин (53) 621 „833, 38-231. 322.3 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 584113, кл. F 16. В 1/00, 1976. (54) УСТРОЙСТВО д1И СТОПОРЕНИЯ ПОВО o oЙ mcrH mumHj i (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляющих Фиксацию поворотных частей машины. Цель изобретения — повышение надежности устройства. Устройство содержит корпус 2, поворотный элемент, выполненный в виде прямозубого зубчатого колеса 1, эксцентричное стопорное колесо 4, вал 3, представляющий собой ходовой винт, пружину 7 и храповой механизм, Упоры 14-16 установлены соответственно в корпусе 2, на стопорном колесе 4 и на валу 3.

Изобретение обеспечивает фиксацию поворотного элемента при любом его положении. 3 ил.

1587234

15

25

35

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляюг1их фиксацию поворотных частей майины.

Цель изобретения — повышение на ежности, На фиг, 1 изображено устройство для стопорения поворотной части ма ины, разрез; íà Avr. 2 — разрез А-А на Аиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на иг. 1.

Устройство для стопорения повоотной части машины содержит повоотный элемент, выполненный в виде линдрического прямозубого колеса 1. корпусе 2 установлен и закреплен в осевом направлении выполненный в виде ходового винта приводной вал 3, на котором с возможностью осевого

1 перемещения установлено эксцентрич, ное стопорное колесо 4 с продоль ным вырезом 5 зубчатого венца 6, выполненное в виде ходовой гайки.

Зубчатый венец 6 выполнен в виде круговой прямозубой рейки. На валу

3 установлена пружина 7, например спиральная, концы 8 и 9 которой закреплены на колесе 4 и валу 3, а направление усилия, передаваемого ею . на колесо 4, совпадает с направлением "Вкл". (Вектор Р на Аиг, 3). На колесе 4 закреплен храповой сектор

10, а на валу 3 поводок 1 1 с подпружиненной собачкой 12, которая кинематически связана с храповым сектором 10, при этом в исходном положении хвостовик 13 собачки 12 отжат упором 14, закрепленным в корпусе

2, и кинематическая связь собачки

12 с храповым сектором 10 разорвана.

На стопорном колесе 4 закреплен упор

15, который пружиной 7 прижат к упору 16, закрепленному на валу. Стопорное колесо снабжено торцом 17, расположенным с возможностью взаимодействия с торцом 18 зубчатого колеса 1.

Устройство работает следующим образом.

В период включения зубчатое колесо 1 удерживается неподвижно в требуемом положении (например, приводом поворотного элемента машины), Если в этом положении напротив зубьев стопор«oro колеса 4 оказались впадины колеса 1, то при повороте вала 3 в направлении включения (по стрелке

"Вкл" на Аиг. 3) пружина 7 передает вращательный момент колесу 4, которое своим венцом 6 входит в зацепление с зубчатым колесом 1 и заклинивается ввиду своей. эксцентричности, Внешние усилия, действующие на колесо 1, передаются в осевом направлении на стопорное колесо 4, а с него через резьбу на вал 3, который закреплен в осевом направлении. Таким образом происходит стопорение колеса 1.

Если же напротив зубьев стопорного колеса 4 оказались зубья колеса 1, то при повороте вала 3 в направлении включения происходит контакт торца

17 стопорного колеса 4 и колеса 1.

При этом вращение стопорного колеса

4 прекращается, а вал 3 продолжает вращаться, двигая стопорное колесо (срабатывает схема винт-гайка) в осевом направлении до тех пор пока его зуб, скользя своим торцом 17 по торцу 19 колеса 1, не совпадут с впадинами зубьев колеса 1. В это время собачка 12, освободив от действия упора 14 свой хвостовик 13, скользит по зубьям храпового сектора 10, не передавая крутящего момента. Затем стопорное колесо 4, вращаясь совместно с валом 3, входит в зацепление с зубчатым колесом 1 и стопорит его.

Расстопаривание зубчатого колеса

1 осуществляется поворотом вала 3 в противоположном направлении (по стрелке "Выкл". Мг ° 2), Вывод стопорного колеса 4 из зацепления с колесом 1, осуществляемый путем передачи ему крутящего момента от вала 3 за счет трения в резьбе, затруднен, так как этому противодеиствует момент, который создан усилием пружины 7, и слой трения между зубьями стопорного колеса 4 и зубьями колеса 1 ввиду их заклинивания в период включения. Поэтому при выключении устройства вращательный момент от вала 3 на стопорное колесо 4 передается через поводок 11 на собачку 12 и храповой сектор. 10. При повороте вала 3 стопорное колесо 4, ведомое собачкой 12, выходит из зацепления с колесом 1 и поворачивается совместно с валом 3 до тех пор, пока собачка 12, набежав своим хвостовиком

13 на упор 14, не выйдет из зацепления с храповым сектором 10 При этом

5 158 под действием пружины 7 стопорное колесо 4 поворачивается на валу 3 до взаимодействия упоров 15 и 1б. Устройство возвращено в исходное положение.. !

Использование предлагаемого устройства для стопорения поворотной части машины позволяет повысить на° дежность стопорения, особенно в момент включения и выключения за счет сдвигания стопорного колеса при контакте торцов с торцами зубьев поворотного элемента и при использовании в широком диапазоне температур, особенно минусовых, когда надежность гидросистемы снижается из-за возможного замерзания рабочей жидкости.Надежность устройства повышается также за счет исключения системы управления гидравликов, это же ведет к упрощению конструкции и снижению затрат на ее производство.

Формула изобретения

Устройство для стопорения поворотной части машины, содержащее корпус, поворотный элемент, эксцентричное стопорное колесо с продольным вырезом зубчатого венца и смонтированный в корпусе вал, о т л и ч а ю7234 щ е е с я тем, что, с целью повьш ения надежности, оно снабжено храпавым механизмом, пружиной, преимущественное пружиной кручения, и упо5 рами, установленными в корпусе, на стопорном колесе и на валу, при этом вал выполнен в виде ходового винта, установленного подвижно в окружном и неподвижно в осевом направлениях, и снабжен поводком, поворотный элемент выполнен в виде прямозубого зубчатого колеса, стопорное колесо выполнено в виде ходовой гайки, установленной на валу с возможностью осевого перемещения, а зубчатый венец стопорного колеса выполнен в виде круговой прямозубой рейки, пружина кручения одним концом закреплена на валу, а другим — на стопорном колесе и установлена с возможностью закручивания в процессе стопорения, храповой механизм выполнен .в виде храпового сектора, закрепленного на стопорном колесе, и связанной с ним подпружиненной собачки, закрепленной на поводке вала и установленной с возможностью взаимодействия в исходном положении с упором корпуса, а упоры стопорного колеса и вала установлены с возможностью взаимодействия друг с другом для ограничения их взаимного углового перемещения.

1587234

A-A

Фиг. 3

Составитель Н,Бухарев

Редактор В.Бугренкова Техред N.Дидык Корректор В.Гирняк

Заказ 2407

Тираж 553

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для стопорения поворотной части машины Устройство для стопорения поворотной части машины Устройство для стопорения поворотной части машины Устройство для стопорения поворотной части машины 

 

Похожие патенты:

Заклепка // 1581883
Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для высокоресурсных заклепочных соединений

Изобретение относится к строительным крепежным средствам, преимущественно для крепления асбестоцементных волнистых плит

Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для безлюфтовой фиксации деталей машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к клиновому тормозу, и может быть использовано для торможения подвижного штока в шкафах, пультах и т.д., где необходимо поднимать и опускать крышку с частью размещенной на ней аппаратуры

Изобретение относится к средствам соединения деталей, в частности деталей сборно-разборной мебели

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для односторонней клепки

Изобретение относится к машиностроению, к заклепкам для герметичных соединений
Заклепка // 1563318

Изобретение относится к мебельной фурнитуре для соединения элементов мебели

Изобретение относится к способу изготовления вставленных друг в друга и проскальзывающих относительно друг друга под давлением металлических деталей, причем по меньшей мере одну деталь изготавливают путем литья под давлением
Изобретение относится к отверждающей растворной массе для крепления анкерных элементов в основании под анкеровку, состоящей из хранящихся отдельно компонентов - вода и минеральный раствор, у которого компонент минеральный раствор замешан с инертным по отношении к нему жидким растворителем

Изобретение относится к крепежной проушине для непромокаемых чехлов и подобных покрытий из термопластичного пленочного материала, при этом проушина сконструирована в виде относительно тонкого, плоского и по существу кольцеобразного диска из пластикового материала с отверстием

Изобретение относится к способам и элементам анкерного крепления, предназначенным для высокопрочной анкеровки в сплошных стенах, в которых плотная пластмассовая пробка вводится в отверстие в сплошной стене из пористого материала типа бетона

Изобретение относится к приборостроению, в частности к изготовлению облегченных каркасных конструкций для электро- и радиоэлектронной аппаратуры

Изобретение относится к конструктивным элементам разборной мебели типа табуретов, стульев, столов, в частности к ножкам для них

Изобретение относится к крепежной детали с распорным элементом, содержащей удерживающее средство для закрепления предмета на строительной детали

Изобретение относится к распорному дюбелю для зацепления в строительной детали, состоящему из разжимной втулки и резьбового пальца согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к забиваемому анкеру, состоящему из металлической втулки, имеющей прорези на части своей длины, и забиваемого в металлическую втулку распорного элемента согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения
Наверх