Пробковый кран

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Целью изобретения является уменьшение приводного усилия. Для этого пробка 4 установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена упругим средством ее осевого нагружения. На боковой поверхности хвостовика 5 привода выполнена винтовая канавка 12, обеспечивающая подъем пробки 4. Винтовая канавка 12 взаимодействует с зафиксированным в корпусе перпендикулярно оси пробки пальцем 13 через радиальный подшипник 14. В результате этого на пробке 4, движущейся вращательно-поступательно, возникает дополнительный момент, обеспечивающий ее поворот. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 F 16 К 5/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР г

Ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3830647/25 — 29 (22) 24.12.84 (46) 23.08.90. Бюл, N 31 (71) Азербайджанский . научно-исследовательский институт нефтяного машиностроения (72) P.Е.Газаров, P.È.Ãàäæèåâ и А,В.Залинов (53) 621,646(088.8) (56) Патент ФРГ N. 1234107, кл.47 ц 22/01, 1967.

Патент ФРГ N 1211451, кл.47, g 22/01, 1966... Ы 1587302 А1 (54) ПРОБКОВЫИ КРАН (57) Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Целью изобретения является уменьшение приводного усилия. Для этого пробка 4 установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена упругим средством ее осевого нагружения. На боковой поверхности хвостовика 5 привода выполнена винтовая канавка 12, обеспечивающая подъем пробки 4. Винтовая канавка

12 взаимодействует с зафиксированным в корпусе перпендикулярно оси пробки пальцем 13 через радиальный подшипник 14. В результате этого на пробке 4, движущейся вращательно-поступательно, возникает дополнительный момент, обеспечивающий ее поворот. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1587302

55

Изобретение относится к трубопровод ной арматуре и может быть использовано ( для перекрытия потоков рабочей среды в трубопроводных системах.

Цель изобретения — уменьшение приводного усилия за счет создания дополнительного усилия, направленного в сторону открытия крана, На фиг.1 изображен пробковый кран с пругим (пружинным) средством осевого наружения пробки, общий вид с частичным

ырезом; на фиг.2 — хвостовик привода краа с винтовой канавкой, развертка цилиндической поверхности хвостовика; а фиг.3 — то же, с винтовой канавкой на граниченном участке, переходящей в горионтальную; на фиг.4 — вариант пробкового крана с гидравлическим средством осевого нагружения пробки и с винтовой поверхностью на ограниченном участке.

Пробковый кран (фиг.1) содержит кор,пус 1, седла 2 и 3, цилиндрическую пробку 4 с хвостовиком 5 привода. Седла 2, 3 и хвостовик 5 пробки 4 герметизированы в корпусе эластичными уплотнениями 6 — 8 соответственно. Для открытия крана нэ хвостовике 5 привода зафиксирована рукоятка

9 с отверстиями под рычаг ручного привода (не показано). Кран снабжен обратным клапаном 10 высокого давления, через который его внутренняя полость 11 заполняется консистентной смазкой, На боковой цилиндрической поверхности хвостовика привода 5 под угломер (фиг.2) к ее образующей выполнена винтовая ка,, навка 12, которая взаимодействует с зафик сированным в корпусе 1 перпендикулярно к оси пробки 4 пальцем 13 через радиальный подшипник 14, Фиксатором пальца служит штифт 15, который одновременно предназначен для ограничения угла поворота пробки на величину 90 .

Кроме того, на пробку 4 воздействует упругое средство осевого ее нагружения, включающее пружину 16 сжатия, опору 17, шар 18. Пружина 16 сжатия регулируется крышкой 19, Для того, чтобы при повороте пробки 4 против часовой стрелки и открытии крана гарантировать перемещение ее вверх под действием подъемного устройства, винтовая канавка 12 высотой Н (фиг.2) своим верхним перегибом смещена по отношению оси пальца 13 и радиального подшипника 14 в направлении поворота пробки на угол Р, Кран работает следующим образом.

При открытии кране через рукоятку 9 к пробке 4 прикладывают момент, обеспечивающий ее поворот на угол, равный 90 . В

40 это время под действием пружины 16 хвостовик привода 5 своей винтовой канавкой

12 взаимодействует с пальцем 13 и радиальным подшипником 14, В результате этого нэ пробке 4, движущейся вращательно-поступательно, возникает дополнительный момент, облегчающий ее поворот и, как следствие, открытие крана. Дополнительный момент уменьшает усилие, прикладываемое к рычагу, что особенно важно для обеспечения страгивания пробки при высоком давлении,В зависимости от рабочего давления можно увеличить дополнительный момент перемещением крышки 19 сжатием пружины 16.

Для увеличения дополнительного момента и уменьшения габаритов и массы крана винтовая канавка 12 (фиг.3) сопрягается с горизонтальной канавкой 20. Причем в этом случае радиальный подшипник 14 взаимодействует с винтовой канавкой 12 на участке поворота пробки 4, где требуется наибольший крутящий момент, т.е, с момента страгивания пробки.и до начала открытия крана.

В предложенной конструкции крана подъемное средство пробки может быть не только механическим, но и гидравлическим

J электрическим. пневматическим и др.

Нэ фиг.4 диаметр d хвостовика разгрузки 21 меньше диаметра D хвостовика привода 5, Кроме того, со стороны входного отверстия 22 в седле 2 выполнено отверстие

23, через которое в корпус 1 проникает рабочее давление не только в момент открыти., крана, а постоянно и присутствует до начала открытия его. За счет действия рабо-:его давления на торцовую площадь пробки

4 создается осевое усилие подъема пробки и дополнительный момент, автоматически увеличивающийся пропорционально давлению.

Формула изобретения

1. Пробковый кран, содержащий корпус и размещенные в нем седла и цилиндрическую поворотную пробку с хвостовиком привода, отличающийся l eM, что, с целью уменьшения приводного усилия, пробка установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена упругим средством осевого нагружения, на боковой поверхно-. сти хвостовика выполнена винтовая канавка, обеспечивающая подъем пробки, а в корпусе перпендикулярно оси пробки жестко закреплен палец, на свободном конце которого размещен радиальный подшипник с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью указанной канавки.

1587302

2. Кран по п.1, отличающийся тем, что на боковой поверхности выполнена горизонтальная канавка, сопрягаемая с винтовой каНавкой, 1587302

Составитель Г.Иванов

Техред M.Моргентал Корректор М.Самборская

Редактор В.Данко

Производственно-издательский KOMáèíàò "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 2410 Тираж 560 Подписное

ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Пробковый кран Пробковый кран Пробковый кран Пробковый кран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроеншо и может быть использовано для перекрытия потоков рабочих сыпучих сред

Кран // 903645

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к регулирующим клапанам и может использоваться при подаче питательной среды для ТЭЦ и АЭС

Кран // 2124665
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в различных областях народного хозяйства в качестве запорного устройства для перекрытия любых сеченый проходного отверстия

Кран // 2127390
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано, например, для перекрытия трубопровода при транспортировке нефти или других жидкостей под давлением

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к запорной арматуре, и предназначено для управления потоком жидкости в технологических процессах, в системах водо- и теплоснабжения

Изобретение относится к области горного дела, в частности, к нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей промышленности и предназначено для использования в запорных устройствах устьевого оборудования на нефтегазодобывающих скважинах

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия потока рабочей среды

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа и используемых для управления вектором тяги летательных аппаратов
Наверх