Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электрического запуска. Цель изобретения - повышение надежности системы запуска путем снижения коммутируемой мощности и исключения перегрева электростартера. Система содержит две аккумуляторные батареи, контакторы для их перекоммутации в режиме запуска газотурбинного двигателя, пусковой резистор, кнопку запуска, блок управления контакторами и устройство для поочередной коммутации батарей на запуск электростартера. Система обеспечивает трехступенчатый запуск. Запуск электростартера в условиях температуры окружающей среды происходит от двух аккумуляторных батарей, переключаемых по мере запуска с параллельного соединения на последовательное. В случае повышенных температур электростартер питают поочередно от каждой из батарей, равномерно разряжаемых. Система предотвращает перегрев электростартера и обеспечивает уменьшение мощности, коммутируемой контактами при запуске. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ социмистичесних

РЕаЪЬЛИН (19} (И}

А1 ($>)5 Н 02 Л 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ по изо}-Ргтениям и отнРытиям пРи Гннт сссР

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4490571/24-07 (22) 06.10.88 (46) 30.11.90. Бюп. Р 44 (72) В.И.Назаров, В.В.Доценко и А.И.Соколов (53) 621.355. 1(088.8) (56) Патент СИА N - 3836788, кл. 290-50, 1974.

Основы электрооборудования летательных аппаратов,/Под ред. проА, Д.З.Брускина, ч. 2. H. Высшая школа, 1978, с. 158-178. .(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАРТЕ РОМ ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗ ГУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электрического запуска. Цель изобретения— повышение надежности системы запуска путем снижения коммутируемой мощности и исключения перегрева электростартеИзобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к системам электрического запуска газотурбинных двигателей (ГТД).

Цель изобретения — повышение надежности системы запуска путем снижения коммутируемой мощности и исключения перегрева электростартера.

На Аиг. 1 представлена схема системы управления электростартером для запуска ГТД; íà rh :г. 2 — пример конкретного выполнения -..ð;,иггера.

Система содержит аккумуляторные батареи 1 и 2, плю оные клеммы кото2 ра. Система содержит две аккумуляторные батареи, контакторы для их перекоммутации в режиме запуска газотурбинного двигателя, пусковой резистор, кнопку запуска, блок управления контакторами и устройство для поочередной коммутации батарей на запуск электростартера. Система обеспечивает трехатупенчатый запуск. Запуск электростартера в условиях температуры окружающей среды происходит от двух аккумуляторных батарей, переключаемых по мере запуска с параллельного соединения на последовательное.

В случае повышенных температур электростартер питают поочередно от каждой иэ батарей, равномерно разряжаемых.

Система предотвращает перегрев электростартера и обеспечивает уменьшение мощности, коммутируемой контактами при запуске. 2 ил ° рых соединены контактами 3 контактора 4, а минусовые клеммы — контактами 5 контактора 6, контакты 7 контактора 4 и контакты 8 контактора 6 соединены последовательно и включены в диагональ между плюсовой клеммой аккумуляторной батареи 1 и мин совой клеммой аккумуляторной батареи 2, электростартер 9, подключенный к аккумуляторным батареям 1 и 2 через контакты 10 контактора 11, пусковой резистор 12, подключенный к Jëåêòðîñòàðтеру 9 через контакты 13 клнтактора

14, кнопку 15 запуска, блок 1б упра)1610543 ления контакторами с реле 17 — 19 времени и контактами 20 — 25, устройство 26 коммутации, включающее триггер 27 с тактовым входом 28, комму-.ирующее реле 29 с контактами 30, датчик 31 температуры батарей с замыкающими контактами 3? и диод 33. Выход 34 триггера 27 подключен к обмотке реле 29. Тактовый вход 28 триггера 27 через контакты 32 соединен с ннопкой 15 запуска.:

На фиг. 2 представлен пример конкретного выполнения триггера 27, который содержит поляризованное реле

35 с контактами 36, реле 37 с контактами 38 и 39, реле 40 с контактами 41 и 42 и разделительные диоды 43 и 44.

Система работает следующим образом. 20

При температуре окружающей среды, соответствующей минимальной температуре пуска, контакты 32 термодатчика 31 разомкнуты.

После замыкания контактов кнопки 25

15.запуска блок 16 .управления с выдержкой времени замыкает контакты 20 и 21, При этом замыкается цепь питания обмотки контактора 14. Последний срабатывает, подключая контактами 13 пусковой резистор 12 к электростартеру 9 (первая ступень пуска).

Через время выдержки первой ступени пуска блок 16 управления замыкает контакты 22 и 23, при этом замыкается цепь питания обмотки контактора 11, последний срабатывает и контактами 10 подключает электростартер 9 к параллельно соединенньм аккумуляторным батареям 1 и 2 (вторая ступень пуска).<0

Чер е 3 время выдержки второй с тупени пуска блок 16 управления замыкает контакты 24 и 25, при этом замыкаются цепи питания обмоток .контакторов 4 и 6. Указанные контакторы срабатывают и контактами 3 5 7 и 8 подключают аккумуляторные батареи 1 и 2 с параллельного соединения на последовательное (третья ступень пуска).

Через определенное время или по сигналу датчика оборотов ротора двигателя блок 16 управления размыкает контакты 21 — 25, запуск прекращается и система Возвращается В исход ное состояние.

При повьш ении температуры окружающей среды и, следовательно, температуры аккумуляторных батареИ да перов гового значения, определяемого по вольт-амперным характеристикам аккумуляторных батарей и стартерным характеристикам системы запуска, термодатчик

31 замыкает контакты 32.

В этом случае система работает следующим образом.

При замыкании контактов кнопки 15 а запуска напряжение питания подается через замкнутые контакты 32 датчика

31 на тактовый вход 28 триггера 27 и далее через размыкающие контакты 36 реле 35 и контакты 41 реле 40 — на обмотку реле 37. Указанное реле срабатывает и становится на самоподхват с помощью замыкающих контактов 38. Одновременно контакты 38 подают напряжение питания на включающую обмотку поляризованного реле и на выход 34 триггера 27, Реле 35 срабатывает и переключает контакты 36. Однако реле 40 не срабатывает, так как цепь питания ега обмотки разорвана размыкающими контактами 39 реле 37. С выхода 34 триггера 27 напряжение питания подается на обмотку коммутирующего реле

29, которое также срабатывает, При этом напряжение питания через контакты 32 термодатчика 31, диод 33, замыкающие контакты 30 реле 29 подается на обмотку контактора 4. Последний срабатывает и размыкающими контактами 3 отключает аккумуляторную батарею .

1 от стартерной цепи. Поэтому на первой и второй ступенях пуска электростартер 9 питается только от одной аккумуляторной батареи 2, Работа системы на третьей ступени пуска происходит аналогично описанной.

При размыкании контактов кнопки 15 запуска система возвращается в исходное состояние. Однако поляризованное реле 35 триггера 27 остается во включенном состоянии, так как для его отключения необходимо подать напряжение на отключающую обмотку, Во время следующего запуска срабатывает реле 40 триггера 27 ° Замыкающие контакты 42 указанного реле по ают напряжение питания на бтключающую обмотку реле 35 Последее отключается и кантактьi 36 возвращаются в исисходное положение, реле 29 при этом

Ф не включается и напряжение питания па цепи: замкнутые когтакты 32 термодатчика 31, диод 33, размыкающие контакты 30 реле 29, падается на обмотку контактара 6, который срабатывает и

5 16 размыкающими контактами 5 отключает аккумуляторную батарею 2 от стартерной цепи. На первой и второй ступенях пуска электростартер 9 питается от аккумуляторной батареи 1, Таким образом, триггер 27 и реле

29 обеспечивают чередование включения аккумуляторных батарей 1 и 2 и равномерный их разряд при повышенной температуре окружающей среды.

Иаксимальное значение пускового тока в предлагаемой системе на второй ступени пуска меньше максимального значения пускового тока в известной системе примерно в 1,5 раза, нижается также мощность, потребляеая от источника питания. В то же ремя момент системы запуска на пусовой частоте больше минимально необходимого момента.

Предлагаемая система запуска при положительных температурах обеспечивает питание электростартера при запуске от одной из аккумуляторных батарей с чередованием последних, предотвращает перегрев стартера, проводов и приводит к уменьшению мощности, коммутируемой контакторами системы при запуске.

Формула изобретения

Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя, содержащая аккумуляторные батареи, плюсовые клеммы которых соедине10543 d ны между собой размыкающими контактами первого контактора, а минусовые клеммы — размыкающими контактами вто5 рого контактора, замыкающие контакты

1 обоих контакторов соединены последовательно и включены в диагональ между плюсовой клеммой первой аккумулятор" ной батареи и минусовой клеммой второй аккумуляторной батареи, электростартер, подключенный к аккумулятор-. ным батареям через контакты третьего контактора, пусковой резистор, подключенный к электростартеру через контакты четвертого контактора, кнопку запуска, включенную между плюсовой клеммой одной из батарей и блоком управления контакторами, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью, 20 повышения надежности путем снижения коммутируемой мощности и исключения перегрева электростартера, система дополнительно снабжена устройством для поочередной коммутации первого

25 и второго контакторов, выполненным в виде триггера, коммутирующего реле и датчика температуры аккумуляторных батарей с замыкающими контактами, при этом тактовый вход триггера включен на выход кнопки запуска через контакты датчика температуры, выход триггера подсоединен к обмотке реле, размыкающий контакт которого подключен к второму контактору, замыл;ающий — к первому контактору, а общий контакт

35 этого реле через диод связан с контактом датчика температуры.

Фие. 1

1610543

Составитель И. Найдина

Техред Л. Серд окова Корректор H. Пожо

Редактор N.Ïåòðîâà

Заказ 3742 Тираж 423 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям р и и ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 о-издательский комбинат Патент, г. Ужг род, у

II tt

О л. Гага ина 101

Производственно- д P

Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности может быть использовано в системах гарантированного электропитания, где аккумуляторные батареи выполняют функцию аварийных источников питания на время отключения основного источника

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для эксплуатации аккумуляторных батарей в составе автономных систем электроснабжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи стабилизированным током

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для питания нагрузок, требующих наличия гарантированного источника буферного питания, в частности оперативных запоминающих устройств ЭВМ

Изобретение относится к силовой преобразовательной технике и может быть использовано в устройствах для формирования, тренировки и испытании аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к проблеме питания нагрузок на два уровня напряжения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для ускоренного заряда аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автоматического заряда аккумуляторной батареи
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи от однофазной или многофазной сети переменного тока постоянным или асимметричным током

Изобретение относится к области электротехники, и касается конструкции электротехнического оборудования, а именно генераторных установок для двигателей внутреннего сгорания с возбуждением постоянными магнитами и с регулятором напряжения

Изобретение относится к электрической зарядке кислотных и щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)
Наверх