Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем

 

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования статистическими методами сложных транспортных систем. Целью изобретения является повышение точности моделирования. Устройство содержит многоканальный генератор импульсов, группу имитаторов транспортных органов, блок моделирования входящего потока заявок, программируемый контроллер. Каждый имитатор транспортного органа содержит регистры памяти, элементы И, делитель частоты, реверсивный счетчик, дешифратор, переключатель, элемент И, триггер, блок формирователей интервалов времени, элемент ИЛИ, схему сравнения, элементы И, счетчик, дешифратор, переключатель, элементы И, элемент ИЛИ. Блок моделирования входящего потока заявок содержит генератор случайного по тока чисел, группу реверсивных счетчиков, счетчик, стробированный дешифратор, переключатели, мультиплексоры, регистр памяти, элементы И, наборное поле, триггер, переключатель, счетчик, переключатель, мультиплексор, коммутаторы, дешифратор. 10 ил.

СОЮЗ COB ÅÒÑÊÈÕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 06 F 15/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4652554/24-24 (22) 29.12.88 (46) 07.12.90. Бюл. М 45 (71) Научно-производственное объединение по выпуску лифтов "Лифтмаш" (72) А,С.-Б.Карасов и Е.M.Äðèçå (53) 681.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1103241, кл. G 06 F 15/20, 1983.

Авторское свидетельство СССР

М 1170459, кл. G 06 F 15/20, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ (57) Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования статистическими методами сложных транспортных систем. Целью изобретения является повышение точности моделирования. Устройство содержит

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования статистическими методами сложных транспортных систем.

Целью изобретения является повышеwe точности моделирования.

На фиг.1 приведена схема устройства; на фиг.2 — функциональная схема имитатора транспортного органа; на фиг,3 — функциональная схема блока моделирования входящего потока заявок; на фиг.4 — 7 — блок схемы алгоритма, реализуемого программируемым контроллером; на фиг.8 и 9 — временные диаграммы работы соответственно многоканального генератора импульсов и блока формирователей интервалов времеЯ2,, 1612313 А1 многоканальный генератор импульсов, группу имитаторов транспортных органов, блок моделирования входящего потока заявок, программируемый контроллер. Каждый имитатор транспортного органа содержит. регистры памяти, элементы И, делитель частоты, реверсивный счетчик, дешифратор, переключатель, элемент И, триггер, блок формирователей интервалов времени, зле° мент ИЛИ, схему сравнения, элементы И, счетчик, дешифратор, .переключатель, элементы И, элемент ИЛИ. Блок моделирования входящего потока заявок содержит генератор случайного потока чисел, группу реверсивных счетчиков, счетчик, стробированный дешифратор, переключатели, мультиплексоры, регистр памяти, элементы И, наборное поле, триггер, переключатель, счетчик, переключатель, мультиплексор, коммутаторы, дешифратор. 1 з,п, ф-лы, 10 ил. ни; на фиг.10 — схема блока формирователей интервалов времени.

Устройство (фиг.1) содержит многоканальный генератор 1 импульсов, группу имитаторов 2 транспортных органов, блок 3 моделирования входящего потока заявок, программируемый контроллер 4, блок 5 индикации и связи 6 — 31 между этими блоками.

Каждый имитатор 2 транспортного органа содержит первый 32 и второй 33 регистры памяти, третий 34 и четвертый 35 элементы И, делитель 36 частоты, второй реверсивный счетчик 37, первый дешифратор 38, второй переключатель 39, пятый элемент И 40, триггер 41, блок 42 .формирователей интервалов времени, первый элемент ИЛИ 43, схему 44 сравнения, 1612313

25 шестой 45, первый 46, второй 47 элементы

И, первый реверсивный счетчик 48, второй дешифратор 49, первый переключатель 50, седьмой 51, восьмой 52, девятый 53 элементы И, второй элемент ИЛИ 54.

Блок 3 моделирования входящего потока заявок содержит генератор 55 случайного потока случайных чисел, группу реверсивных счетчиков 56, второй счетчик

57, первый стробированный дешифратор

58, первый переключатель 59, первый генератор 60 импульсов, второй 61 и первый 62 мультиплексоры, регистр 63 памяти, второй

64 и первый 65 элементы И, наборное поле

66, триггер 67, переключатель 68, счетчик

69, второй переключатель 70, пятый 7 1, третий 72, четвертый 73 мультиплексоры, второй стробированный дешифратор 74.

Блок 42 формирователей интервалов времени содержит триггер 75, первый 76, второй 77, третий 78 элементы И, первый счетчик 79, первый дешифратор 80, первый переключатель 81, четвертый элемент И 82, второй счетчик 83, второй дешифратор 84, второй переключатель 85, элемент И-НЕ 86, пятый 87 и шестой 88 элементы И.

Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем работает следующим образом.

Общая синхронизация устройства и генерация исходных потоков импульсов осуществляется многоканальным генератором

1 импульсов.

Регулярный поток импульсов с выхода 7 генератора 1 поступает на выходы имитаторов 2 транспортных органов и предназначен для имитации их движения (счетные импульсы для счетчиков движения).

Регулярный поток импульсов с выхода 8 генератора 1 воспроизводит метки времени, которые используются в имитаторах 2 транспортных органов для отсчета транс- ° портных задержек времени (времени разгона, замедления и т.д.).

Регулярные потоки импульсов с группы выходов 9 генератора 1 используются для имитации процессов входа и выхода заявок из имитаторов 2 транспортных органов.

Конкретное воздействие перечисленных потоков импульсов на элементы имитаторов 2 транспортных органов описано при рассмотрении работы имитаторов.

На группе выходов 10 генератора 1 потоки импульсов имеют разные периоды следования и смещены относительно друг друга таким образом, что совокупность сигналов на этих выходах в тактовые моменты времени образует периодические повторяющиеся двоичные коды.

Эти коды используются в блоке 3 моделирования входящего потока заявок и в программируемом контроллере 4 в качестве номеров транспортных органов, На группе выходов 11 генератора 1 формируются потоки импульсов, имеющие по отношению друг к другу одинаковые периоды, но разные скважности, т.е, длительности. Эти импульсы используются в блоке 3 для формирования вероятностей прихода заявок в систему.

Регулярные потоки импульсов с выходов 12-14 генератора 1 используются в блоке 3 для его внутренней синхронизации.

Конкретное воздействие потоков импульсов с выходов 10 — 14 генератора 1 на элементы блока 3 описано при рассмотрении его работы.

Каждый имитатор транспортного органа работает следующим образом.

По входу 25 из программируемого контроллера 4 в регистр 32 памяти записывается код позиции, на котором должна произойти очередная остановка транспортного органа, а в регистр 33 памяти записывается код направления движения транспортного органа к этой позиции, Запись этих кодов в регистры 32 и 33 происходит по синхронизирующему импульсу, поступающему иэ программируемого контроллера 22.

Выходы В (Вверх, вперед) и Н (Вниз, назад) регистра 33 памяти открывают соответственно элементы И 34, 35 на другие входы которых поступает поток импульсов с выхода делителя 36 частоты, имитирующий движение транспортного органа. Этот поток импульсов через один из открытых элементов

И 34 и 35 поступает на суммирующий (при движении В), либо на вычи-ающий (при движении Н) входы счетчика 37.

Счетчик 37 отображает положение транспортного органа в пространстве его перемещения. Состояние счетчика дешифруется дешифратором 38, сигналы с выходов которого поступают на входы блока 5.

Кроме того, сигнал с первого выхода дешифратора 38 закрывает элемент И 35, запрещая счетчику работать на вычитание, т.е. запрещая движение Н, Сигналы с определенной группы старших выходов дешифратора 38 поступают на входы переключателя

39, который задает число позиций остановок транспортного органа. Сигнал с выхода переключателя 39 закрывает элемент И 34, запрещая счетчику 37 работать на сложение, т.е, запрещая движение В.

Делитель 36 частоты. делит частоту импульсов, поступающих с выхода 7 генератора 1. Синхронизируется делител ь 36 частоты сигналом с выхода элемента И 40.

1612313

Элемент И 40 открыт при следующих рый задает вместимость транспортного орусловиях: Нет сигнала сброса, нет сигнала гана. Сигнал с выхода переключателя 50 па.— на остановку транспортного органа (есть ступает на вход блока 42 формирователей сигнал на прямом выходе триггера 41), нет интервалов времени. Вследствие этого иссигнала на имитацию движения транспорт- 5 чезает сигнал на выходе "Интервал времени ного органа в экспрессной зоне, есть на- входа" блока 42, который соединен с вторым правление движения для транспортного входом элемента И 46, С вторым входом органа (есть один из сигналов на входе эле- элемента И 47 соединен выход "Интервал мента ИЛИ 43 с выходов В, Н регистра 21 времени выхода "блока 42, При исчезновепамяти). 10 нии этих сигналов прекращается имитация

Код с выхода регистра 32 памяти посту- входа, либо выхода пассажиров, т.е. счет, пает на первый вход схемы 44сравнения, на либо вычитание импульсов из счетчика 48. второй вход которой поступает код состоя- Импульсы с выходов элементов И 46 и ния счетчика 37. При совпадении этих кодов 47 поступают также (выходы 17, 18) в пропоявляется сигнал на ее выходе, который 15 граммируемый контроллер, сообщая инфорпоступает на вход элемента И 45 и на оди- мацию о числе вошедших и вышедших ночный вход триггера 41. Триггер 41 пере- заявок. Если транспортный орган освобоключится только по заднему фронту этого дился, то появляется сигнал на выходе элесигнала, т.е. пока не исчез этот сигнал на мента И 51, который также поступает в прямом выходе триггера 41 имеется сигнал, 20 программируемый контроллер (выход 20). который поступает на вход элемента И 45, Блок 42 формирователей интервалов

Очередной импульс, поступающий на времени формирует интервалы времени за вход 9 блока, поступает на синхронизирую- счет пересчета регулярного потока импульщий вход триггера 41 и на вход элемента И сов, поступающих на вход 8 блока 42. Кроме

45. Сигнал с выхода последнего поступает в 25 того, этот блок имеет три информационных программируемый контроллер. B результа- входа; "Вызов" (24), "Приказ" (23), "Экспресте обработки этого сигнала появляется сиг- сная зона". Каждому из этих входов соответнал на входе 22, который обнуляет регистры ствует свой выход, описанные выше. Кроме

32 и 33 памяти. Сигнал на выходе схемы того, блок 42 имеет выход "Замедление— сравнения исчезает, триггер 41 переключа- 30 разгон", Интервал времени на этом выходе ется в единичное состояние,.элемент И 45 равен суммарному времени замедления, от. закрывается. Элемент И 40 закрывается, крытия и закрытия дверей и разгона трансимитация движения прекращается. портного органа. Это время исчисляется с

Сигнал с инверсного выхода триггера 41 момента окончания процессов выхода и вхопоступает на синхронизирующий вход бло- 35 да заявок. По окончании этого времени пока 42 формирования интервалов времени, является импульс на указанном выходе подготавливая его к работе, блока 42, который поступает на нулевой

С выходов 9 генератора 1 на входы 9 вход триггера 41. При появлении очередносоответствующих имитаторов 2 транспорт- го импульса на входе 9 триггер 41 переклюных органов поступают потоки импульсов, 40 чается в нулевое состояние, что вызывает имитирующих процессы входа, либо выхода имитацию следующего цикла движения. пассажиров из транспортного органа. В Более подробно работа блока 42 проискаждом имитаторе 1 транспортного органа ходит следующим образом, этот поток импульсов поступает на входы При достижении транспортного органа элементов И 46 и 47. В открытом состоянии 45 уровня, на котором имеется заявка, на вход может находиться один из этих элементов 24 блока 42 поступает сигнал "ВЗ". Этот

И, который открывается по второму входу сигнал поступает на установочный вход сигналом с соответствующего выхода блока триггера 75. На второй установочный вход

42 формирователей интервалов времени. триггера 75 поступает сигнал о неполной

Потоки импульсовс выходов элементов 50 загрузке транспортного органа. Наличие

И 46 и 47 поступают соответственно на сум- этих двух сигналов устанавливает триггер мирующий (при имитации входа пассажи- 75 в единичное состояние. Одновременно с ров) и вычитающий (при имитации выхода появлениемсигнала "B3" навходе24поступассажиров) входы счетчика 48. Счетчик 48 пает сигнал "Стоп" от триггера 41. При отв каждый момент времени отображает фак- 55 сутствии сигнала "Пр" на входе 23 элемент тическую загрузку транспортного органа в И 76 открывается и сигнал "t х" поступает на двоичном коде. Состояние счетчика отобра- элемент И 46. Если имеется сигнал "Пр" на жается в блоке 5 индикации и дешифруется входе 23, то открывается элемент И 77 и на дешифратором 49. Выходы дешифратора 49 элемент И.47 поступает сигнал "Ъы,", коммутируются переключателем 50, кото1612313

40

При отсутствии сигнала "B3" на входе

24 и при отсутствии сигнала "Пр" на входе

23 триггер 75 переходит в нулевое состояние и сигнал с его инверсного выхода поступает на С-вход двоичного счетчика 79, разрешая его работу, На счетный С-вход двоичного счетчика 79 поступают импульсы Fb (1 с) через элемент И 78. Выходы счетчика 79 подключены к входам дешифратора

80 и один из выходов дешифратора 80 подключается через переключатель 81 на элемент И 78, прекращая доступ импульсов Fb на блок, .имитируя снятие сигнала

"Стоп". Аналогично работают блоки 82-85.

Если поступает сигнал "ЭЗ" от элемента

ИЛИ 54, то начинается подсчет времени, который заканчивается в соответствии с положением переключателя 85 и через элементы И-НЕ 86 сигнал запрета "ЭЗ" поступает на элемент И 40.

Блок 3 моделирования входящего потока заявок работает слецующим образом, Первичный поток заявок смоделируется генератором 55 случайного потока случайных чисел. Этот генератор имеет два выхода. На первом выходе формируется случайнь,й поток одиночных импульсов, на втором выходе — случайный поток случайных пачек импульсов, случайных по величине и размещенных внутри интервала импульсов на первом выходе генератора 55. Кроме того, генератор 55 имеет два входа — вход тактовых импульсов и вход опроса. Такой генератор описан в (3).

Первичный поток заявок с второго выхода генератора 55 распределяется по каналам образования очередей, имитируемым реверсивными счетчиками 56. Общее число реверсивных счетчиков 56 равно удвоенному числу позиций, обслуживаемых транспортными органами, т.е. каждой позиции соответствует два канала — с направлением

В (Вверх, Вперед) и с направлением Н (Вниз, Назад).

Обход каналов осуществляется счетчиком 57 и дешифратором 58, Счетчик 57 пересчитывает регулярный поток импульсов, поступающий на вход 14 блока и далее через переключатель 59 на счетный вход счетчика 57. В режиме наладки одиночные счетные импульсы на входе счетчика вырабатываются генератором 60. Переключатель 59 в режиме наладки соединяет счетный вход счетчика 57 с выходом генератора 60, в автоматическом режиме — с входом 14 блока. Код состояния счетчика поступает на управляющие входы мультиплексоров 61 и 62, регистр 63 памяти и на входы дешифраторов 58, Информационные входы мультиплексора 61 соединены с выходами переполнения счетчиков 56. Если канал, номер которого индуцируется кодом счетчика 57, не переполнен, то единичный сигнал с выхода мультиплексора 61 открывает элементы И 64 и

65.

На входы наборного поля 66 поступают последовательности заданных интервалов времени, Наборное поле имеет десять входов. Интервалы времени на входах наборного поля 66 от первого к десятому увеличиваются с дискретностью 0,1, Период этих интервалов равен периоду смены состояния счетчика 57. Максимальный интервал на десятом входе наборного поля 66 равен этому периоду, С помощью наборного поля 66 задаются вероятности прихода заявок в каналы очередей. Наборное поле имеет число выходов, равное числу каналов (счетчиков). Интервалы времени с выходов наборного поля 66 поступают на информационные входы мультиплексора 62, с выхода которого интервал времени, соответствующий заданным вероятностям, открывает для каждого канала элементы И

64 и 65.

Случайный поток одиночных импульсов с первого выхода генератора 55 случайного потока случайных импульсов поступает на третий вход элемента И 65 и на синхронизирующий вход регистра 63 памяти, с выхода которого в программируемый контроллер 4 поступает информация о номере канала, в который поступают заявки в данный момент времени. Импульс с выхода элемента И 65 устанавливает триггер 67 в единичное состояние, который подготавливает контроллер 4 к приему инфор ации с выхода счетчика о числе заявок, поступивших в данный канал, Случайный поток случайных пачек импульсов с второго выхода генератора 55 через переключатель 68 поступает на третий вход элемента И 64, с выхода которого случайные пачки заявок поступают на счетный вход счетчика 69 и на синхронизирующий вход дешифратора 58, Счетчик 69 выдает в блок связи число пришедших в данный канал заявок. Номер канала при этом дешифруется дешифра тором 58. На соответствующем выходе дешифратора появляется случайная пачка импульсов, так как он синхронизируется случайной пачкой импульсов, Эта случайная пачка импульсов с выхода дешифратора поступает на счетный вход счетчика 56 соответствующего канала, что имитирует приход случайного числа заявок в данный канал, 1612313

Установка счетчика 69 и триггера 67 в поток появляется на соответствующем выисходное состояние производится перед ходе дешифратора 74 и поступает на вычисменой состояния счетчика 57 импульсом по тающий вход соответствующего счетчика входу 6 с выхода блока 4. 56. Этот поток исчезает при полном заполВ наладочном режиме импульсы на вы- 5 нении транспортного органа, либо при исходы счетчиков подаются от генератора 70 чезновении вызова на данной позиции через переключатель 68. (счетчик обнуляется).

Воспроизведение процессов перехода Программируемый контроллер имеет заявок из очередей в транспортные органы входы 8, 10, 17, 18, 19. 20, 29, 30 и 31 и происходит следующим образом. 10 выходы 6, 22, 25, 26 и 27, На вход 8 поступаНенулевые состояния счетчиков обоз- ют метки времени с выхода многоканальноначают наличие вызовов на данных позици- го генератора 1 импульсов. На вход 10 ях. Сигналы с выходов переноса счетчиков 56, поступают коды номеров транспортных ориндуцирующие их ненулевое состояние, по- ганов. На вход 17 поступают сигналы эапроступаютна информационные входы мульти- 15 са (прерывания) по входу пассажира в плексора 71, на управляющие входы транспортныйорган,указываемыйкодомна которого последовательно во времени по- входе 10. На вход 18 поступают сигналы ступают коды положения транспортных ор- запроса (прерывания) по выходу пассажира ганов. Если на этих позициях есть вызовы, из транспортного органа. На вход 19 постуто они с выхода мультиплексора поступают 20 пает сигнал запроса (прерывания) по остана информационный вход мультиплексора новке транспортного органа. На вход 20

72. На управляющие входы мультиплексора поступают сигналы занятости транспорт72 последовательно во времени поступают ных органов. На вход 29 поступают коды импульсы синхронизации 10 опроса транс- числа пассажиров, генерируемых в канале, портных органов, Эти импульсы синхрони- 25 который указывается кодом на входе 30, зированы, с кодами положения блоком моделирования входящего пассажитранспортных органов на управляющих вхо- ропотока 3, На вход 31 поступают сигналы дах мультиплексора 71, Вследствие этого запроса (прерывания) по приходу пассаживызов (если он есть для опрашиваемого ров в очередь того или иного канала. транспортного органа) с входа мультиплек- 30 На выход 6 программируемого контролсора поступает на соответствующий данно- лера выдается сигнал сброса прерывания, му транспортному органу выход, Вызов с сообщающийотом,чтотекущийзапросприэтого выхода поступает на вход опрашивае- нят и обрабатывается контроллером. На вымого в данный момент времени транспорт- ходе 22 выдаются импульсы сброса ного органа. 35 информации (ближайшей остановки и наИмпульсы синхронизации опроса правления движения) в транспортных оргатранспортного органа поступают также на нах. На выходы 23 выдаются сигналы первую группууправляющих входов мульти- "Приказ", сообщающие транспортным оргаплексора 73. На синхронизирующие входы . нам о наличии приказа на данной остановвторой группы управляющих входов комму- 40 ке. На выход 25 выдается код ближайшей татора 73 подаются сигналы о направлении остановки для транспортного органа, выдвижения опрашиваемых транспортных бранного импульсом на соответствующем органов, На группу информационных вхо- выходе 22. На выход 26 выдается код назнадов мультиплексора 73 поступают коды по- ченного направления движения для выбранложения опрашиваемых транспортных 45 ного транспортного органа. На выход 27 органов 10. выдается код будущего направления движеЭти коды проходят на группу выходов ния транспортного органа (после ближаймультиплексора 73 и поступают на управля- шей остановки), ющие входы мультиплексора 71 и входы де- Программируемый контроллер представшифратора 74. Если опрашиваемый 50 ляет собой типовое микропроцессорное усттранспортный орган может принять на об- ройство с портами ввода/вывода служивание (для перевозки) заявки (если он информации от объекта управления. В качене загружен до номинальной вместимости) стве контроллера может быть использован и если на позиции, на которой он находится, логический микропроцессорный контролесть в очереди заявок (соответствующий 55 лерЛомиконт или любая микроЭВМ общего счетчик не в нуле), то на эту группу инфор- назначения, в частности CM 1800. мационных входов коммутатора поступает Вводы / выводы этого контроллера явпоток импульсов который проходит на вы- ляются функционально независимыми и их ход мультиплексора 73 и далее — на синхро- функциональное назначение определяется низирующий вход дешифратора 74. Этот рабочей программой пользователя.

1612313

50

Работа устройства для вероятностного моделирования транспортных систем обес. печивается с помощью четырех основных подпрограмм, вызываемых с помощью запросов, которые поступают на входы 17, 18, 19 и 31. Блок-схемы этих подпрограмм приведены на фиг.4-7,.„где используются следующие обозначения: T0 — транспортный орган; БΠ— ближайшая остановка; НД— направление движения; БНД вЂ” будущее направление движения, На фиг.4 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу прерывания поступающего на вход 17 программируемого контроллера 4, Подпрограмма производит следующие действия. C входов 10 программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего текущий сигнал на входе 17 и требующего взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события и вход пассажира, Далее программа уменьшает очередь пассажиров в памяти программируемого контроллера, Число пассажиров в ячейке памяти, соответСтвующей данному транспортному органу, увеличивается на 1. Затем s соответствии с заданным распределением вероятностей движения пассажиров в данном канале пассажиропотока определяется конечная поездка вошедшего пассажира. Далее определяется, закончил ли данный транспортйый орган операции на данной остановке. Если все операции закончены, т.е. либо очередь в данном канале отсутствует, либо транспортный орган заполнен на 1007; и не может больше принимать пассажиров, в соответствии с алгоритмом работы моделируемой транспортной системы определяются новые значения ближайшей остановки, направления движения и будущего направления движения, Если операции не закончены и будут продолжены в дальней-. шем, то сохраняются прежние значения, и транспортный орган продолжает оставаться на данной остановке в прежнем состоянии, Далее осуществляется выдача кодов

БО, НД и БНД соответственно на выходы 25, 26 и 27, а также импульсов записи на один из выходов 22, соответствующий данному транспортному органу. За ем на выход 6 выдается сигнал "Сброс прерывания".

На фиг.5 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу прерывания на вход 18 программируемого контроллера 4, Подпрограмма производит следующие действия. С входов 10 программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего текущий сигнал, требующий взаимодействия с

40 программируемым контроллером для обработки события "Выход пассажира", Далее программа уменьшает на 1 содержимое ячейки памяти, содержащее число пассажиров в данном транспортном органе. После этого определяется, будет ли данный транспортный орган продолжать операции на данной остановке, т.е. есть ли еще выходящие пассажиры или имеются ли пассажиры в очереди канала пассажиропотока, соответствующего данной остановке и текущему значению БНД данного транспортного органа. Если операции не закончены и будут продолжены в дальнейшем, то сохраняются прежние значения БО, НД и БНД и транспортный орган остается на данной остановке в прежнем состоянии. Если все операции закончены, то в соответствии с алгоритмом работы моделируемой системы определяются новые значения БО, НД и БНД, Далее осуществляется выход кодов БО; НД и БНД соответственно на выходы 25 — 27, а также импульсы записи на один из выходов 22, соответствующий данному транспортному органу. Затем на выход 6 выдается сигнал

"Сброс прерывания" (для транспортного органа).

На фиг.6 приведена блок-схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу, поступающему на вход 19 программируемого контроллера 4. Подпрограмма производит следующие действия. С входов 10 программируемого контроллера считывается код транспортного органа, породившего текущий сигнал и требующий взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события "Остановка кабины".

Далее подпрограмма определяет, есть ли в,данном транспортном органе пассажиры, выходящие на данной остановке. Если такие пассажиры имеются, на соответствующий данному транспортному органу выход 23 выдается сигнал "Приказ", после чегосохраняются прежниезначения БО, НД и БНД, так как в последующие циклы работы устройства для вероятностного моделирования работы транспортных систем в данном транспортном органе будет происходить операция "Выход пассажира".

Если выходящих пассажиров нет, то подпрограмма определяет есть ли пассажиры, которые ожидают входа в данный транспортный орган. Если такие пассажиры имеются, т,е. не пуста очередь в канале пассажиропотока, соответствующая данной остановке и коду БНД данного транспортного органа, то также сохраняются прежние значения БО, НД, БНД. В случае отсутствия таких пассажиров, в соответствии с алгоритмом работы моделируемой транспортной системы опре13

1612313

5

20

55 деляются новые значения БО, НД, БНД. Далее осуществляется вывод кодов БО, НД и

БНД соответственно на выходы 25 — 27, а также импульсов записи на один из выходов

22, соответствующий данному транспортному органу. Затем на выход 6 выдается сигнал "Сброс".

На фиг,7 приведена блок -схема подпрограммы, которая вызывается по сигналу, поступающему на вход 31 программируемого контроллера.

Подпрограмма производит следующие действия.

С входов 30 программируемого контроллера считывается номер канала пассажиропотока, породившего текущий сигнал, требующий взаимодействия с программируемым контроллером для обработки события "Появление очередного пассажира (пассажиров) в очереди данного канала"

Далее с входов 29 программируемого контроллера считывается число появившихся пассажиров. Пришедшие пассажиры регистрируются в очереди данного канала, отображаемой в памяти программируемого контроллера. Затем на выход 6 выдается сигнал "Сброс".

Описанные четыре базовые подпрог. раммы обеспечивают последовательную обработку возникающих в системе событий.

Кроме этих подпрограмм, в программируемом контроллере могут выполняться также другие программы (программа управления транспортной системой, программа статистической обработки результатов моделирования, программа взаимодействия с оператором).

Формула изобретения

1. Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем, содержащее группу имитаторов транспортных органов, блок моделирования входящего потока заявок, содержащий группу реверсивных счетчиков, наборное поле, генератор случайных последовательностей случайных чисел, каждый имитатор транспортного органа содержит первый и второй элементы И, выходы которых соединены с суммирующими и вычитающими входами первого реверсивного счетчика, третий и четвертый элементы И, выходы которых соединены соответственно с суммирующим и вычитающим входами второго реверсивного счетчика, пятый, шестой. седьмой элементы И, два элемента ИЛИ, о т л и ч э ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности моделирования, оно дополнительно содержит многоканальный генератор импульсоь, программируемый контроллер и блок индикации, каждый имитатор транспортного органа дополнительно содержит делитель частоты, восьмой и девятый элементы И, триггер, два дешифратора, два регистра памяти, два переключателя, блок формирования интервалов времени и схему сравнения, блок моделирования входящего потока заявок дополнительно содержит двэ переключателя, два счетчика, триггер, два стробированных дешифратора, два генератора импульсов, два элемента И, пять мультиплексоров и регистр памяти, выходы которого соединены с входами "Номер канала" программируемого контроллера, выход "Конец цикла вычислений" которого соединен с нулевым входом триггера и с входом "Сброс" первого счетчика блока моделирования входящего потока заявок, информационный выход которого соединен с входом "Число пришедших заявок" программируемого контроллера, вход "Прием заявок" которого подключен к единичному выходу триггера, первая группа выходов многоканального генератора импульсов соединена с входами наборного поля соответственно, выходы которого соединены с информационными входами первого мультиплексора, выход которого соединен с первыми входами первого и второго элементов

И, первый и второй выходы многоканального генератора импульсов соединены соответственно с тактовым входом и выходом

"Опрос" генератора случайного потока случэйнь;х чисел, первый выход которого соединен с синхронизирующим входом регистра памяти и с вторым входом первого элемента И, третий выход многоканального генератора импульсов соединен с первым входом первого переключателя, второй вход которого подключен к выходу первого генератора импульсов, а выход первого переключателя соединен со счетным входом второго счетчика, информационный выход которого соединен с информационным входом регистра памяти, с информационным входом первого стробированного дешифратора и с управляющими входами первого и второго мультиплексоров, второй выход генератора случайного потока случайных чисел соединен с первым входом второго переключателя, второй вход которого подключен к выходу второго генератора импульсов, а выход второго переключателя соединен с вторым входом второго элемента И, третий вход которого объединен с третьим входом первого элемента И и подключен к выходу второго мультиплексора, выход первого элемента И соединен с единичным входом триггера, выход второго эле1612313

30

40 мента И соединен со счетным входом первого счетчика и со стробирующим входом первого стробированного дешифратора, выходы которого соединены с суммирующими входами реверсивных счетчиков группы соответственно, выходы переполнения которых соединены с информационными входами второго мультиплексора соответственно, ин формационные выходы реверсивных счетчи ков группы соединены с первой группой входов блока индикации соответственно, вто;рая группа выходов многоканального генера тора импульсов соединена с входом "Номер ,транспортного органа" и рограммируемого контроллера, с управляющими входами третьего мультиплексора соответственна., группа выходов которого соединена с груп пой управляющих входов пятого мультиплексора саатветственнс и с группой информационных входов второго строаира ванного дешифратора соответственно, выходы которого соединены с вычитающими, входами реверсивных счетчиков группы са1 ответственно, выходы переноса которых соединены с информационными входами

1 пятого мультиплексора соответственно, выходы которого соединены с информацион ными входами третьего мультиплексора, ,,âûxoäû которого соединены с входами "Вы .зов" блоков формирователей интервалов времени соответствующи (имитаторов

:транспортных органов группы, группа вы ходов "Будущее направление движения" программируемого контроллера соединена с второй группой управляющих входов четвертого мультиплексора соответственно, выход которого соединен со стробирующим входам второго стробированного дешифратора, первая группа информационных входов четвертага мультиплексора соединена соответствен но с выходами первых дешифраторов каждого транспортного органа, выходы первых элементов И которых соединены с второй группой информационных входов четвертого мультиплексора соответственно, в каждом имитаторе транспортного органа входы

"Сброс" первого и второго реверсивных счетчиков и первый инверсный вход пятого элемента И объединены и являются входом

"Сброс" имитатора, группа выходов "Опрос транспортных органов" программируемого контроллера соединена с входами сброса первого и второго регистров памяти имитаторов транспортных органов группы соответственно, информационные входы которых подключены соответственно к выходам "Код позиции остановки" и "Направление движения" программируемого контраллера, группа выходов "Приказы" котарого соединена соответственно с входами

"Приказы" блоков формирователей интервалов времени имитаторов транспортных органов группы, тактовые входы которых обьединены с тактовым входом программируемого контроллера и подключены к четвертому выходу многоканального генератора импульсов, пятый выход которого соединен с информационными входами делителей частоты имитаторов транспортных органов группы, первые входы первых и вторых элементов И которых подключены к третьей группе выходов многоканального генератора импульсов соответственно, выходы первых и вторых элементов И имитаторов транспортных органов группы соединены с входами "Вход заявок" и "Выход заяво," раграммируемого контроллера соответственно, входы "Останов транспортного орга а" и Транспортный орган свободен" которого ",îäêëþ÷åíhl к выходам шестых и седьмых элементов И имитаторов транспортных органов группы соответственно, выходы первых дешифраторов которых соединены с второй груп пой входов блока индикации соответственно, третья группа входов которого соединена с информационными выходами первых реверсивных счетчиков имиггатарав транспортных органов группы соответственно, выходы первых и. вторых разрядoB вторых регистров памяти которых соединены с четвергай группой входов блока индикации соответственно, в каждом имитаторе транспортного органа информационные выходы первого реверсивнога счетчика соединены с входами второго дешифратора, выходы которого соединены с входами первого переключателя соответственно, выход которого соединен с входом "Окончание входа заявок" блока формирователей интервалов времени, выходы "Интервал времени входа" и

"Интервал времени выхода" которого соединены с вторыми входами соответственно первого и второго элементов И, первые входы которых соединены с первым входом шестого элемента И и с синхронизирующим входом триггера, инвеасный выход которого соединен с синхранизирующим входом блока формирователей интервалов времени, выход "Заземление — разгон" которого подключен к нулевому входу триггера, третий выход которого соединен с вторым входом шестого элемента И, с первым входом седьмого элемента И и с первым прямым входом пятого элемента И, второй прямой вход которого соединен с выходам первого элемен-а ИЛИ и с вторым входом седьмого элемента И, третий вход которого соединен

1612313

18 с первым выходом второго дешифратора, прямым входом первого элемента И, выход информационные выходы первого регистра которого является выходом "Интервал врепамяти соединены соответственно с инфор- мени входа" блока, выход второго элемента мационными входами первой группы схемы И является выходом "Интервал времени высравнения, выход "Равно" которой соеди- 5 хода" волока, инверсный выход триггера соненсединичным входом триггера истреть - единен с входом обнуления первого им входом шестого элемента И, выход счетчика, разрядные выходы которого соепервого разряда второго регистра памяти динены соответственно входами первого соединен с первыми входами четвертого и дешифратора. выходы которого соединены восьмого элементов И и первого элемента .",0 с входами первого переключателя, выход

ИЛИ, второй вход которого обьединен с которого является выходом "Замедление— первыми входами третьего и девятого эле- разгон" блока и соединен с первым входом ментов И и подключен к выходу второго третьего элемента И, выход которогосоедиразряда второго регистра памяти, выходы нен со счетным входом первого счетчика, восьмого и девятого элементов И соедине- 15 выход четвертого элемента И соединен со ны соответственно с первым и вторым вхо- счетным входом второго счетчика, раэряддами второго элемента ИЛИ, выход ные выходы которого соединены соответсткоторого соединен с входом "Экспрессная венно с входами второго дешифратора, зона" блока формирователей интервалов выходы которого соединены соответственвремени, выход "Экспрессная зона" которо- 20 но с входами второго переключателя, выход

ro соединен с вторым инверсным входом которого соединен с первым входом weпятого элемента И, выход которого соеди- мента И-НЕ, выход которого является выхонен с синхронизирующим входом делителя дом Экспрессная эона" блока, второй вход частоты, выход которого соединен с вторым элемента И-НЕ соединен с входом обнулевходом третьего и четвертого элементов И, 25 ния второго счетчика и является входом инверсные входы которых подключены со- "Экспрессная зона". блока, выход второго -- :, ответственно к выходу второго переключа- переключателя соединен с первым входом теля, и к первому выходу первого четвертого элемента И, второй вход котородешифратора, первый и второй выходы ко- го соединен с вторым входом третьего злеторого соединены с вторыми входами соот- 30 мента И и является тактовым входом блока ветстеенно восьмого и девятого элементов первый вход пятого элемента И является

И, информационные выходы второго ревер- вход"."„; Окончание входа заявок" блока, сивного счетчика соединень. соответствен- вход . =-:ановки в "1" триггера является вхоно с информационными входами второй до," "Вызов" блока, инверсный вход шестогруппы схемы сравнения и с входами перво- 35 го з;емента И соединен с первым входом го дешифратора, выходы которого соедине- . второго элемента И, инверсным входом.пеходом перны с входами второго переключателя вого элемента И ияаляется входом "Приказ" блока, прям ай вход шестого элемента И со2.У т . Ус ройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- едине с вторым входом второго элемента с я тем, что блок формирователей интерва- 40 И и вторым прямым входом первого элеменлов времени содержит тр ггер, шесть эле- та И и является входом "Стоп" блока, а выментов И, элемент И-НЕ, два счетчика, два ходы пятого и шестого элементов И дешифратора и два переключателя, причем соединены соответственно с единичным и прямой выход триггера соединен с первым нулевым входамИ триггера.

1612313

1612313

Фиг.3

1612313

1612313

Выход 7

r L (нее. am.рассптян.)

В ч (сноРасщь лила)

Banzai 8

Т ВАСЮК

1512313 (Сигнал „Стоп" от олоип Ф1

Сигнал "ПР" на 6хооzz

Сигнал "1 „," на олок г

„Стоп ар bblk

Сцгнал "ВЗ" нп Ckod Ь

Сигнал t ., " на блок Ж

Сигнал УР на олок м ПРВ

ВЗ

Сигнал "ПРз" от блока о0

Саеиал "Fb " (!сек) но Bod 8

Фиг У

0m кпИ

Отб ка

8 Fb блок

Л7

Фиг. 10

Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем Устройство для вероятностного моделирования работы транспортных систем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для статистического моделирования систем массового обслуживания

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для статистического моделирования процессов функционирования сложных систем

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для статистического моделирования систем массового обслуживания

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при моделировании систем массового обслуживания

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной технике, предназначено для моделирования процессов образования и регулирования очередей и может быть использовано при исследовании сложных систем

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования процесса распределения и обслуживания заявок между каналами системы массового обслуживания

Изобретение относится к специальным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования различных режимов систем связи в условиях изменяющейся помеховой обстановки

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для оценки надежности и качества функционирования сложных автоматизированных и гибких производственных и телекоммуникационных систем произвольной структуры, в которых используется циклический характер производства, предоставления телекоммуникационных услуг и временное резервирование

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для моделирования систем массового обслуживания (СМО)

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для оценки надежности и качества функционирования сложных автоматизированных и гибких производственных и телекоммуникационных систем произвольной структуры, в которых используется циклический характер производства, предоставления телекоммуникационных услуг и временное резервирование

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и может быть использовано при моделировании двухрежимных систем массового обслуживания (СМО) для сбора, регистрации статистических данных о временах наработки и восстановления и отказах элементов системы, о количестве поступивших, обслуженных и потерянных заявок и последующего расчета показателей надежности и функционирования

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к области вычислительной техники, предназначено для моделирования процесса обслуживания двух потоков заявок с различными приоритетами и может быть использовано в устройствах, моделирующих работу систем массового обслуживания

Изобретение относится к цифровой технике и может быть использовано для генерации случайных чисел и преобразования данных, обработки шумоподобных сигналов, идентификации, аутентификации и авторизации, в стохастических системах и устройствах, системах представления и отображения информации, информационно-коммуникационных и сенсорных устройствах и системах

Изобретение относится к цифровой технике и может быть использовано для генерации случайных чисел и преобразования данных, обработки шумоподобных сигналов, идентификации, аутентификации и авторизации, в стохастических системах и устройствах, системах представления и отображения информации, информационно-коммуникационных и сенсорных устройствах и системах

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для исследования систем массового обслуживания

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для моделирования процесса обслуживания заявок в системах массового обслуживания
Наверх