Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи

 

Изобретение относится к те: чодогическим средствам контро л забойных параметров при бурении квакин и позволяет повысить точнос.ть контроля. Устройство содержит соединен т с забойным двигателем редуктор (Р), чувс гвитс-льный элемент с силовой пружиной сжатия, узел фиксации, узе. формирования гидравлических сигчйлон .чращения валя лвигат ля и ОСРЧОЙ нагрузки долото. Последний (одер-- жит седло, гидроусилитель, исполнительный клапан, связанный с алг-м Г, и привод клапана . кулачками (К) . На Изобретение относится ктехнологическим средствам контроле : збойных параметров при бурении скважин. Цель изобретения - повышения точности контроля параметров. НЕ фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий я;,,ч; на 6иг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - раувертка вкладышей узпа фиксациина фиг.4 - диаграмма регистрации гидравлических сигналов, налу Р пс-рпе дикулчрно оси последнего размещен подпружиненный ползун П1П), с которым взаимодействуют К. Узе„г - икиапии грялан f чурствитель- rii.iM элемент iM и i набжон вкладьгпами, утановленнымк г возможностью взаи - опе, :твня -г ТТЛ. Вкладыши равномерно расположены по окружности относительно продольм.н of и угтр-на. Торщ вкладышей смпцеш. о гь огип -. .: но друг друга Т RHCGTK1 С П ЧГПМ ll, ВЬ Г)ИРЯСМЬГУ 114 COOT , ппеьич , гле В - мак.имальньш ход прухннм; п - количество вкладышей . В зависимости от ос с-ьо,чо усилия, дейсгвующего на долота, выдвигается различное число вкладышей, взакмодейстг,тющих с вращающимся ПП. контакте ПП вкладышем UT1 сдвигается и контактирует г К, которые сдвигаются к оси устройства и поднимают управляющий клапан в сторону седла гидроусилчтеля. Погледний перемещает клапан к сед-iy. возникает гидравлический сигнал, идуиий -. гнлравлическолу ) анэлу с. на дневную поверхность . 4 ил. УСТРОЙСТВО СОСТОИТ ИЗ Г| .НОГО кгжуха , верхняя часть которого с сомощью переьодннка 2 соединена с колонной бурильных труб (не показана). Внутри трубного кожуха 1 соосно с ним и возможностью осевого перемещения размещен забойный двигатель 8. Нижний гогец корпуса двигателя 3, колгчпевои упор 4 1 и расположенная между ними силовая пружина 5 сжать я образуют чувстпитепьный эле (Л оэ ГС 4 со si

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (у) 5 Е 21 " 45/00 4/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСИОМ -"ЗИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРИТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 46;%403/О

;22) 22,11.88 (46) "0,01,91. В1 и, !г 4 (75) А.А.Грязев (5;} 622 243 92 05(088 8) (56) Авторское сяид .тельство,, СР

Р 945397, кл, Г 21 В 45/00, !!!80.

Авторское свидететьство СССР

У 1146433, кл, F 21 F 4?/12, 1983. (5-:) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КО1!, Р ). Iß ЗАБОЙНЫХ 11АРАМЕТРОВ Ilr ГГДРАВ. АНИЧК(К011 ЛИНИИ СВЯЗИ (57) Изобретение относится к те. :о гогическим средствам .îíтро .61 забойных параметров при бурении скве хин и позволяет повысить точное";b контроля, Устройство содержит со..r1IIíåHIH.Й с забойным двигателем редуктор (Р), чувс гвит(.льный зле 1знт с силовой Irpy жиной сжатия„ узел фиксации, узе.. формирования гипраплич..ских сигн..— лон,ращения вап1 пви,rò.ля и осечой нагрузки и.". долото. Послед1ц и с одер-жит седло, гидроусипитегь, испо:.читепьный клапан, связанный с . алгь и привг,q клапана кулачками (К). На

Изобретение относится к т..хнологи- ческим средствам контроля ::збойных параметров при бурении скважин.

Цель изобретения — повьппенне точности контроля параетров, На фиг.! изсбражено предлаraeMoe устройство, общий в;,; на Ьиг.2 " сечение А-А на фи,l; на фиг.3 — - pa вертка вкладьпней узла фиксации- на

У фиг.4 — диаграмма регистрации гидравлических eигналон, ÄÄSUÄÄ 1624137 А 1

Валу Y п=рпе цикчлярно оси последнего разм -щен по;;пружиненный ползун

r 1ll1), с которым заимо, ействуют К, у зев, ьиксации r Вязан с ччвствительным . ле IHH1 и н с чабжс н вкладьппами, ;становленными ". Возможностью B3QH о-.,е, .твпя 1.-. IIII, Вкладьппи 1 авнсмЕрно p„сположены цо окружности относительно чродольп; о.и угтр-вa, Торць вклады:eA смг qerrr. относи" . . но друг друга

I! Вью 0Те с ша IIì Il HLirIHpëeèü ÷ из со от :гяп» - HR Н=В/и, rpr-  — мак "имальпьгй хuJI, прукины; п — конинеe тво вкладыaIeA, В зависимости г т >с -ьо .о усилия., дейс гвующего на долота, Выдвига тся различно«числг Вкладьппеи, вза одейстг:ующих с вращаюппгмся ПП. Пр -: контак- +

1е ПП а Вкладьппем 1 П -.двигается и кон . актирует г. К, которые сдвигаются к осн устройства и поднимают управ- С ляющий клапан в сторону -.едла гидроу;ил 1теля. Погпедний перемещает клапан к ce;6I, Возникает гидравлический сигнал, идущий I. гцправлическо:-:у ь виану с;-.яэи на дневную поверх- Cb ность. 4 ил, 3Я ус тройство состоит из ;1,ного . <гжрха l, верхняя часть лоrr pîrî с омощью пере, одника 2 соедин;-на с колонной бурильных труб (не показана).

Внутри тнубного кожуха 1 ".îîñíî с ним и возможностью осевого перемещения разм=щен забойный дв гатель 8.

Нпжинй тOI ц КОрПуеа Лвигат:-Ля 3, кол: девой пор 4 кожуха 1 и располож .,ная между нлми силовая пружина 5 сжатия образуют чувствительный эле.1624137 мент, который воспринимает вес забойного двигателя и усилие, возникающее ча забойном двигателе 3 от перепада давления при прокачивании промывоч5 ной жидкости к забою скважины, Верхняя часть забойного двигателя 3 с помощью шлицевого соединения 6 с возможностью осевого перемещения связана с кожухом 1, К нижнему концу вала 7 забойного двигателя 3 присоединено буровое долото 8, а к его верхнему концу — входной вал 9 редуктора 10, уменьшающий частоту вращения вала забойного двигателя 3. Корпус 11 редук- 15 тора 10 с помощью гайки 12 неподвижно закреплен в верхней части корпуса забойного двигателя 3 и образует кольцевой зазор 13 для пропуска промывочной жидкости. В верхней части корпуса 20

11 редуктора 10 расположен узел формирования гидравлических сигналов, содержащий седло 14, закрепленное с помощью втулки 15 и гайки 16, имеющей уступы 17 и 18, гидроусилитель 25

19 с исполнительным клапаном 20, прикрепленный к выходному валу 21 редуктора 10 диск 22, в котором размещен ползун 23, удерживаемый в исходном положении пружиной 24 и взаимодействующий с кулачками 25, размещенными в отверстиях 26 корпуса 11 редуктора

10 в плоскости, перпендикулярной оси вала 21 и проходящей через середину ползуна 23, клапан 27, размещенный соосно с валом 21 с воэможностью осевого перемещения, на стержне 28 которого смонтированы ролики 29, взаимодействующие с ползуном 23, имеющим сквозной паэ 30 для пропуска стерж- 40 ня 28 управляющего клапана 27 и профильную Опорную поверхность 31, по которой перекатываются ролики 29, сообщая управляющему клапану 27 возвратно-поступательное движение. Диск 45

22 снабжен окнами 32 для пропуска промывочной жидкости.

В кожухе 1 соосно с ним и корпусом ll редуктора 10 имеющего окна

33 pJIII IIponJJcKG промывочной жидкос ти, установлен с возможностью осевого перемещения узел 34 фиксации, вклю- чающий гильзу 35, состоящую из двух одинаковых частей, в которых смонтиРованы идентичные веРхний 36 и нижний 37 фиксаторы, состоящие из эамыкателя 38, опорного сухаря 39 и штанги 40, Замыкатели 38 и штанги

40 снабжены соответственно пружинами 41 и 42. В средней части гильзы

35 установлены опорное кол -. о 43 и возвратная пружина 44, удерживающие гильзу 35 в верхнем положении. Опорное кольцо 43 закреплено между втулками 45, которые соосно установлены в кожухе 1 и закреплены в нем переводником ? с упором в торцы последнего и шлицевого соединения 6, Обе части гильзы 35 соединены между собой вкладьппами 46 и винтами 47. В одном нэ вкладышей 46 установлена шпонка 48, помещенная в паз, выполненный на внешней поверхности корпуса

11 редуктора 10, и предотвращающая относительное вращение гильзы 35 и корпуса 11.

Между гипьэой 35 и корпусом 11 рас-положен кольцевой поршень 49, имеющий сквозные пазы 50, в которые установлены вкладьппи 46, возвратную пружину 51 и гайку 52 с диском 53, взаимодействующим со штангами 40 нижнего фиксатора 37. Усилие пружины 51 выбрано таким, чтобы преодолеть вес кольцевого поршня 49 в сборе и вышлю" чить фиксатор 37, но меньше усилия, развиваемого перепадом давления на седле 14 исполнительного клапана 20.

В тело кольцевого поршня 49 впрессованы постоянные магниты 54 распо1 ложекные напротив каждого кулачка 25 и удерживающие их в исходном положении. Вкладыши равномерно расположены по окружности относительно продольной оси устройстэа и их торцы смещены относительно друг друга по высоте с шагом Н выбираемым из соот) ношения

Н=В/n, где В - максимальный ход силовой пру)ttH ны; п - количество вклад ппей, Таким образом точки, определяющие начало взаимодействия вкладьппей

46 с кулачками 25, расположены на линии характеристики силовой пружины

5 сжатия.

Устройство снабжено соответствующими уплотнительными элементами, обеспечивающими надежность его работы и защиту деталей от абразивного износа.

Устройство работает следующим образом.

Буровой инструмент спускают в скважину беэ упора на забой, При про?О ковременное повышение давления и гидравлический сигнал, идущий по гидр влическому каналу бурильных труб на дневную поверхность, ;лавливается приемной -.ппаратурой с последующей фильтрацией, уснвени.м и поступлением на показывающий и ре1чстрирующий приборы.

Количество одновременно выдвинутых и взаимодействуюслих с ползуном

23 кулачков 25 и, следовательно, количество поступаюших друг эа другом н приемную аппаратуру гидравлических сигналов зависит от осевой нагрузки на буровое доло го 8, т,е, чем больше нагрузка, тем больше в количественном отношении поступает в приемную ссппара5

162413 качке иромt>lвоiсной жидкости н» забoéном двигателе 3 и седле 14 возникает перепад давления, под действием когорого возникает направленное вниз

5 усилие, перемещающее в том же направлении забойный двигатель 3 вместе с редуктором 10. При этом уступом 18 гайки 16 выключается верхний фиксатор

36, Одновременно под воздействием

10 упора 1 7 перемешаетг я кольцевой поршень 49 до упсра во вкладыши 46, сжимая cfpyxHffy 51 и включая нижний фиксатор 37, после чег.f ffpoHc i îäèr совмес-..ное перемещение за бойне го дз;fr ателя 3 с редуктором 10 и узлом 34 фиксации до тех пор, пока усилие с илоной пружины 5 не ста ет равнья гидравл1 ческому уси111к .

Вслед за этим буровой ивcrpytfc»

)1!ускают на эабс, э скважин 1 и ffail ti— нают нагружение бурового долота 8, ffptf этом кожух 1 вместе с закрепленнья во втулках 45 узлом 34 фиксации персме— щается к забою скважины — чроисхс— 25 цит разгрузка силовой пруъинь1 5; кольЦевой поРшень 49 УдеРж11:саетсЯ

1 нижнем положени1 давлением промь1вочной жид1;ости; реактивный мо,1ен1 с корпуса забой- 30 двигателя 3 воспринимaprcff 111JIH, цевым соединением 6; вкладьшгн 46 ныдви1 ают к оси устройства кулачки ."5, которые, контактируя с вращающимся по Isyffoм 23, о-.—

3S жимают его в противоположную crnpcfну, сжимая пружину 24 и поднимая своей профильной поверхностью 31 управляющий клапан, 7 в .-.торону селла гидроусилителя 19, который, If свою 4О очередь, перемещает исполнительный клапан 20 к седлу 14 — возникает краттуру гщ1равлических cHI HRJIoff Напри— мс.р, характеристика C HJIî îé пружины

5 такова, что при приложении к ней или снятии нагрузки (Р ) в 1 т ее деформация (!1 составляет см, следовательно, при осевой нагрузке на долото 8 в 12 т пружина 5 разгружается на эту величину и удлиняется на

12 см, т,е, 12 кулачков 25 выдвигаются вкладышами 46, точки начала кон-.-.кта 1сот .рых с кулачками 25 расположены на линии характерис.тики пружины 5, и взаимодействуют с полэуном . .Q — в прис-.мную аппаратуру лов с.упают илушие друг эа другом 12 гидрлвлическ f » 1 и налов (серия, состояшая из 1 2 импульccJâ).

Период (Т) между началом серии

ffffIIyJIbccв с уче ом передаточного отноше11ия р .дуктора 10 соответствует ча тотс врашсния вала забойного двиf.areля, Ло с.колчан;.и бурения буровой инструмент . трывают от забоя скважины прекрашают подачу промывочной жидкости, при этом пружина 51 перемешает вверх кольцевой поршень 49 и выключает 1ижний фиксатор 37, забойный дв1ггатель Л и узел 34 фиксации озврашаются в исходное положение ,.рукинс1ми соотвеrcTRCHHQ 5 и 44, при гом в исходное положение воавращают— ся кулачки ?5, где сни удерживаются постоя1.ными магнитами 54, Форм улан зобретени я

Ycòðîéc тво для контроля забойных гараметров по гидравлической .;инин г11язи, включающее соединенный с эаб«иннм двигателем редуктор, чувствительный элемент с силовой пружиной сжатия, узел фиксации, узел формирования гидравлических сигналов частоты вращения вала забойного двигателя и осевой нагрузки на долото, содержаший клапан, связанный с валом редуктора, и привод клапана с кулачками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точ»сти контроля параметров, оно снабжено размещенным на галу редуктора перпендикулярно оси последнего подпружиненным ползуном, с которым взаимодей- ствуют кулачки привода, а узел фик— сации связан = чувствительным элементом и ""íàáæåí вкладышами, установлвнными с возможностью взаимоН = В/п9 где В

9

23

Zl

З9

М

7,1624137 действия с полвуном, причем вкладыши равномерно располошены по окруш- ности относительно продольной оси устройства, а их торцы смещены относительно друг друга. по высоте с шагом Н, выбираемьи из соотношения

18

17

Зб

1$

07

98

Ç5

Ak

ФЗ

31

Я

Ч

37

ЯЗ вЂ” мак с им аль ный ход силовой п ру" шины; — количество вкладышей, 1624137

1624 Л7

Р Зар

Составитель И,Назаркина

Редактор А,Лежнина Техред H.Äèäûê Корректор Н,Король

Подписное

Заказ 175

Тира к

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи Устройство для контроля забойных параметров по гидравлической линии связи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, преимущественно к направленному бурению технических скважин

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, предназначено для контроля и управления процессом бурения и может быть использовано для определения износа шарошечного долота

Изобретение относится к технике бурения глубоких скважин

Изобретение относится к датчикам частоты вращения долота при турбинном бурении

Турбобур // 1587164

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для контроля забойных параметров в процессе бурения глубоких и сверхглубоких скважин

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для бурения скважин при помощи забойных двигателей

Изобретение относится к колонковому бурению скважин и позволяет повысить его эффективность за счет снижения числа самозаклиниваний керна в колонковой трубе

Изобретение относится к технологии исследования скважин в процессе бурения и позволяет повысить точность определения частоты вращения вала турбобура

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет повысить точность определения механической скорости V<SB POS="POST">м</SB> бурения

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано, в частности, при бурении скважин забойными двигателями

Изобретение относится к забойным объемным гидродвигателям и может быть использовано для бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для бурения скважин турбобурами

Изобретение относится к бурению скважин

Изобретение относится к буровой технике

Изобретение относится к датчикам частоты вращения долота при турбинном бурении

Турбобур // 1587164

Турбобур // 1582718
Изобретение относится к бурению нефтяных и газовьГх скважин

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для отбора керна при турбинном бурении

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин
Наверх