Способ определения момента трения трибосопряжения

 

Изобретение относится к испытаниям узлов трений и может быть использовано для определения потерь на трение в магнитожидкостных уплотнениях . Цель изобретения - повышение точности определения момента трения за счет исключения неконтролиоуемых потерь на трение. По крайней мере одному из элементов испытываемого узла трений придают вращение, момент от сил трения передают на другой, балансирно установленный элемент, и измеряют момент Мцз препятствующий вращению этого элемента. После первоначального измерения Му направление вращения элемента узла трения изменяют на противоположное, к балансирно «установленному элементу прикладывают дополнительно впащающий момент Мдогт по величине больше первоначально измеренного, и направляют его против вращения. Затем повторно измеряют момент М, , препятствующий вращению второго элемента, а момент МТр трения определяют из соотношения Мтр (Мдоп + Мы} - Миа,У2. 3 ип. и (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„162792 (g1)g G 01 N 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ зом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П-(НТ СССР (2! ) 4487652/28 (22) 28,09 в 88 (46) 15,02 ° 91. Бюл ° )1 - 6 (71) Специальное конструкторскотехнологическое бюро "Полюс" при

Ивановском энергетическом институте им, ВИ.Ленина (72) А,М,Земляков и А,И,Лапочкин (53) 620 ° 1 78 Ф 16 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство CCCP

Р 1122929, кл. G 01 N 19/02, 983. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытаниям узлов трений и может быть использовано для определения потерь на трение в магнитожидкостных уплотнениях Цель изобретения — повышение точности определения момента трения за счет исключения неконтролируемых

Изобретение относится к трибологии и может быть использовано длн определения потерь на трение в магнитожидкостных уплотнениях.

Цель изобретения - повышение точностии за счет исключения неконтролируемых потерь на трение °

На фиг ° 1 и 2 изобр; жена схема реализации способа; на фиг.3 - стенд для определения момента трения в магнитожидкостном уплотнении согласно способу °

Способ реализуют следующим обра2 потерь на трение ° По крайней мере одному из элементов испытываемого узла трений придают вращение, момент от сил трения передают на другой, балансирно установленный элемент, и измеряют момент Мц, препятствующий вращению этого элемента, !1осле первоначального измерения Ми направ» ление вращения элемента узла трения изменяют на противоположное, к балансирно .установленному элементу прикладывают дополнительно впащающий момент Мдоп по величине больше первоначально измеренного, и направляют его против вращения Затем повторно измеряют момент М„, препятствующий

1 вращению второго элемента, а момент

М трения определяют из соотношения

Мтр = (Мдоп + Миз МиъУ2 ° 3 ип.

Корпус 1 исследуемого узла трения, содержащего вал 2, балансирно с возможностью вращения устанавливают на основании 3 и снабжают рычагом 4, который имеет возможность взаимодействовать с тензобалкой 5 (фиг.1 и 2).

Для измерения момента М тр трения между корпусом 1 и валом 2 проводят два испытания °

В первом испытании (фиг 1) вал 2 приводят во вращение по часовой стрелке, в результате чего корпус 1, преодолевая момент М сор трения об основание 3, воздействует рычагом 4

1627928 на тен обапку 5, пр пятствующую его вращению ° Если М„ — момент, созда» вае мый изогнутой тензобалкой 5 и ею регистрируемый, то

М-,p - Моор - Mu> = О, Во втором испытании (фиг ° 2) направление вращения вала меняют на противоположное и прикладывают к кор пусу известный дополнительный момент Мдрп(например, с помощью грузов

6), направленный против вращения ва» ла и превышающий суммарный момент трения М qP + M q В этом случае 15

t где Мц, - момент, создаваемыи и ре» гистрируемый тензобалкой 5 °

Из равенств (1) и (2) следует, . 20 что

1 1

М,р = — (М „,>„+ M <>p — M uk) . (3)

В результате для определения момента М-г трения в узле корпус 1

P вал 2 достаточно в каждом из двух

l испытаний измерить моменты М и Мо, Пример реализации способа

Способ реализовался при испытаниях опорно-уплотнительного узла к электродвигателю ВА02 на испытательном стенде (фиг,3) °

Опорно-уплотнительный узел содержит подшипник 1 качения и магнитожидкостное уплотнение вала 2, созда- 35 ваемое полюсным наконечником 3 °

Корпус 4 узла посредством подшип» ников 5 качения установлен на основа» нии 6 с возможностью взаимодействия при его повороте с тензобалкой 7 ° 40

Вал 2 соединен с приводом 8 вращения.

Для имитации различных тепловых режимов стенд снабжен нагревателем 9 вала 2 и термопарой 10 °

Испытания проводились при частоте 45 вращения вала 3000 об/мин с использованием в качестве опорного подшипника 1 подшипника качения М 320, а в качестве уплотняющей жидкости - магнитной жидкости, синтезированной на масле И-20, Значения моментов, измеренных тензобалкой 7, составили

MU = 0 82 Н м, Мц = 0,74 Н м при

М о = 2,36 Н ° м. В результате момент

М р в опорно уплотнительном узле, определенный по формуле (3), был равен: Мтр = 1,22 Н м, а момент Mñîï трения в подшипниках, определенный их выражения (11, имел значение

Мсоп= 0,4 Н м, что составляет около

307. от измеряемого момента M p °

Таким образом, способ позволяет существенно повысить точность определения момента трения трибосопря» жения, Формула изобретения

Способ определения момента трения трибосопряжения, заключающийся в том, что одному из элементов трибосопряжения придают вращение, момент от сил трения передают на другой балансирно установленный элемент и измеряют момент M @, препятствующий вращению этого элемента, с учетом которого определяют момент трения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, после измерения момента Мо первый элемент вращают в противоположном направле» нии, прикладывают к второму элементу противоположно этому вращению дополнительный момент М оп, превышающий суммарный момент трения, и повторно измеряют момент М „, препятствующий вращению второго элемента, а момент

М р трения трибосопряжения определяют иэ соотношения

1 1

М тр = — (М д,п + М „ь.— M u3) 1627928

Составитель И Сопдатенков

Техред JI.Îëèéíûê Корректор Н. Ревская

Редак тор А.Долинич

Заказ 335

Тираж 377

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Mo"ква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения момента трения трибосопряжения Способ определения момента трения трибосопряжения Способ определения момента трения трибосопряжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытания триботехническнх свойств материалов

Изобретение относится к вибродиагностированию механических колебательных систем с сухим кулоновым трением при параллельном соединении элементов

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к триботехническим испытаниям материалов и может быть использовано для определения коэффициента трения скольжения дисперсных материалов, работающих в условиях фильтрующих центрифуг

Изобретение относится к способам оценки качества смазок путем сравнения их по триботехническим параметрам

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования касательных напряжений при трении в ударном режиме

Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано для измерения коэффициента трения шаровых и цилиндрических тел

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх