Устройство для измерения расстояний на топографической карте

 

Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности измерения . Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния и снабжено узлом коррекции расстояния с учетом рельефа местности на карте. При измерении колесо катится по карте по заданному маршруту, а счетчик регистрирует пройденное им расстояние с учетом коррекции. 2 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 0 01 В 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ пРи Гннт сссР (21) 4621266/28 (22) 17. 10.88 (46) 15.03.91. Вюп. и 10 (72) F..À. Коржавин (53) 53!.717.1(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 221307, кл. 0 01 В 3/12, 1967. (54) УСТРОЙСТВО /!ЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИР НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения расстояний между начальной и конечной точками на топографической карте.

Целью изобретения является повышение точности измерения за счет учета рельефа местности на карте.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства; на фиг. 2 узел I на фиг. 1.

Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо 1, связанное через вал 2 и редуктор 3 с поворотной относительно круговой шкалы 4 указательной стрелкой 5 счетчика расстояния, и узел коррекции пройденного на карте расстояния колесом 1.

Узел коррекции расстояния содержит цилиндрический барабан 6 с профилированным пазом 7 на боковой поверхности, установленный на валу 8 и подпружиненный спиральной пружиной

° 9, штангу 10 с роликом 11 на одном ее конце, который размещен в пазу 7

„„SU„„1634974 А 1 является повышение точности измерения. Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния и снабжено узлом коррекции расстояния с учетом рельефа местности на карте. При измерении колесо катится по карте по заданному маршруту, а счетчик регистрирует пройденное им расстояние с учетом коррекции. 2 ил. барабана 6, зубчатую рейку 12 с íà- 3 жимной головкой 13, установленную соосно со штангой 10 и подпружиненную пружиной 14, размещенные на общем валу 15 зубчатое колесо !6, находящееся в зацеплении с зубьями рейки 12, и храповой механизм, выполненный в виде диска 17 с закрепленной на нем подпружиненной собачкой

t8 и зубчатого диска 19 с закрепленным на нем фрикционным диском 20, вза- имодействующим с другим фрикционным диском 2 1, на котором закреплена круговая шкала 4 счетчика расстояния, и механизм возврата барабана 6 в исходное положение, выполненный в виде фрикционного диска 22, установленного на валу 2, второго фрикционного диска 23, установленного на валу 24, который через редуктор 25 связан с валом 8 барабана 6, и размещенного между дисками 22 и 23 промежуточного фрикционного диска 26, установленного на подпружиненном пружиной 27 стержне 28.

1634974

Профилированный паэ 7 на поверхности барабана 6 выполнен по винтовой линии, подьем которой определяется известным геометрическим соотношением длин гипотенузы и катетов в пря5 моугольном треугольнике. Он может быть построен графически или рассчитан по формуле в зависимости от расстояния между горизонталями по высоте, нанесенными на топографической карте, Поскольку в практике используются топографические карты с различным „ . расположением горизонталей по высоте, 15 универсальность устройства может быть достигнута за счет нанесения на барабан 6 нескольких профилированных пазов, выполненных для различных расстояний между горизонталями.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом измерения шкалу 4 и стрелку 5 устанавливают в исходное положение, соответствующее началу от- 25 счета расстояния, при этом свободные концы штанги 10 и зубчатой рейки 12 разведены на расстояние Н, соответствующее расстоянию между горнзонталями по высоте на топографической карте.

При измерении мерительное колесо 1 устанавливают в начальную точку на карте и перемещают устройство по заданному маршруту. Число оборотов колеса 1 фиксируется отклонением стрелки 5 в виде показаний пройденно- 35 го пути на шкале 4. Одновременно вращение колеса 1 через вал 2, фрикционные диски 22, 26 и 23, вал 24, редуктор 25, вал 8 передается на вращение барабана 6, что приводит к скручива- 40 нию пружины 9 и перемещению штанги 10 на величину h . Когда колесо 1 достигает горизонтали на карте, движение устройства прекращают. Затем нажимают на гловку 13 и, преодолевая сопротив45 ление пружины 14, перемещают зубчатую рейку 12 до упора в свободный конец штанги 10. При этом зубчатая рейка проходит расстояние h<, а ее движение через зубчатое колесо 16, вал 15 передается хваповому механизму, в котором собачка 18 заскакивает в паэ зубчатого диска 19 и приводит, во вращение фрикционные диски 20 и 21, поворачивая этим шкалу 4 в направле- 55 нии, противоположыом движению стрелки 5, на величину, соответствующую значению разности Ь1; длины.гипотенузы и одного из катетов 1 в п я

1 угольном треугольнике, использованном при построении профиля паза 7.

Таким образом, на первом измеренном участке происходит суммирование перемещения 1 колеса 1 и величины приращения 4.1< пройденного расстояния с учетом рельефа местности.

После этого отпускают головку 13 и под действием сжатой пружины 14 рейка 12 возвращается в исходное положение, а в результате проскальзывания собачки 18 в пазах диска 19 храпового механизма обратное вращение зубчатого диска 19 и фрикционного диска 20 не происходит и шкала 4 не изменяет своего положения. Одновременно отключают привод узла коррекции расстояния, для чего, поднимая стержень 28 и сжимая пружину 27, выводят диск 26 из контакта с дисками 22 и 23, в результате чего под действием пружины 9 барабан 6 и штанга 10 возвращаются в исходное положение ° По завершении указанных действий устройство готово для измерения расстояния до следующей горизонтали на карте. По сумме измеренных отрезков между горизонталями определяют расстояние между начальной и конечной точками маршрута на карте.

Формула изобретения

Устройство для измерения расстояний на топографической карте, содержащее мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения эа счет учета рельефа местности на карте, оно снабжено узлом коррекции расстояния, выполненным в виде кинематически связанного с мерительным колесом цилиндрического барабана с профилированным пазом на его боковой поверхности, штанги с роликом на одНоМ ее конце, размещенным в пазу барабана, зубчатой рейки, установленной соосно со штангой с 809МохНОс тью возвратно-поступательного перемещения, зубчатого колеса, взаимодействующего с рейкой, храпового механизма, размещенного на оси зубчатого колеса и кинематически связанного со счетчиком расстояния, и механизма возврата барабана в исходное положение.

1634974

17

Составитель В.Сыроватский

Редактор Л.Веселовская Техред Л.Олийнык КорректорМ.Самборская

Заказ 746 Тирам 380 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Упгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для измерения расстояний на топографической карте Устройство для измерения расстояний на топографической карте Устройство для измерения расстояний на топографической карте 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике„ Целью изобретения является обеспечение возможности контроля нанесения делений на равноделенных объектах с малым шагом делений и повышение точности контроля Способ контроля заключается в том, что устанавливают размер образцовой меры равным нескольким делениям объекта , производят последовательно взаимное перемещение образцовой меры и объекта на величину одного или нескольких шагов объекта, но меньшую размера образцовой меры, определяют разности шагов группы делений объекта и образцовой меры и вычисляют накопленную погрешность шага делений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в координатных измерительных машинах

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для поверки измерительных головок

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля параметров вкладышей подшипников

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Курвиметр // 1610229
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в картографии для измерения длины линий

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области контроля прямоугольности при производстве металлоконструкций крупных машин, в частности к контролю прямоугольности в плане металлоконструкций портальных, мостовых или козловых кранов и грузовых тележек этих кранов; оно может быть использовано для контроля прямоугольности в плане крупногабаритных металлоконструкций и в других областях тяжелого машиностроения

Изобретение относится к текстильной промышленности, а именно к измерительной технике и может быть использовано для определения горстевой длины трепаного льняного волокна

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для автоматического контроля или измерения линейных размеров изделий при их изготовлении и обработке

Изобретение относится к системам контроля свойств лубоволокнистых материалов и может быть использовано для контроля средней длины стеблей лубяных культур и их разброса по вершиночным и комлевым концам

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, в частности, к механическим устройствам измерения линейных величин

Изобретение относится к технике измерений линейных величин

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к инкрементным средствам измерения линейных перемещений
Наверх