Способ контроля прямоугольности формы в плане крупногабаритных металлоконструкций

 

Способ включает измерение сторон и диагоналей базового прямоугольника на поверхности металлоконструкции. Измерение обеих диагоналей базового прямоугольника проводят одновременно двумя одинаковыми рулетками, при этом фиксируют точку их взаимного пересечения, отсчитывают от этой точки пересечения одинаковые расстояния в обе стороны каждой рулетки до вершины углов базового прямоугольника и наносят метки по вершинам углов базового прямоугольника. Обеспечивается повышение точности измерений при монтаже металлоконструкций. 1 ил.

Изобретение относится к области контроля прямоугольности при производстве металлоконструкций крупных машин, в частности к контролю прямоугольности в плане металлоконструкций портальных, мостовых или козловых кранов и грузовых тележек этих кранов; оно может быть использовано для контроля прямоугольности в плане крупногабаритных металлоконструкций и в других областях тяжелого машиностроения.

Проверка прямоугольности металлоконструкции в плане осуществляется в настоящее время [1], [2] по воображаемому базовому прямоугольнику, обозначенному на поверхности контролируемой металлоконструкции кернением меток (точек) по вершинам его углов. При этом контроль правильности взаимного расположения накерняемых по углам базовых меток осуществляется последовательным измерением сторон и диагоналей этого воображаемого прямоугольника. Одинаковые, по законам элементарной геометрии, размеры диагоналей и противоположных сторон контролируемого прямоугольника свидетельствуют о его правильности.

Однако как показывают исследования [3], даже при соблюдении норм точности измерений, которые производятся машиностроительными рулетками, искажение прямоугольности базового четырехугольника может быть весьма значительным. К тому же при подобных последовательных измерениях диагоналей размечаемого базового прямоугольника с помощью упомянутых рулеток погрешности измерений не только из-за взаимного смещения измеряемых диагоналей, но и из-за взаимного смещения измеряемых диагоналей, но и из-за неодинакового натяжения лент рулеток, неизбежно возникающего при последовательном измерении сначала одной, а затем другой диагонали.

По обозначенному таким образом базовому прямоугольнику судят о прямоугольности первоначальной сборки металлоконструкции моста и в случае неточности по данным полученных измерений диагоналей и сторон добиваются прямоугольности специальными стяжными устройствами ([2] стр. 209) и уже после этой операции завершают окончательную сборку моста. Весьма важно, что этот базовый прямоугольник служит измерительной базой не только формы в плане самой металлоконструкции, на также является измерительной базой и при монтаже других элементов, располагаемых на металлоконструкции и особенно механизмом передвижения. Поэтому искажение базового прямоугольника может весьма отрицательно сказываться и на точности монтажа этих элементов и их взаимной работоспособности. Особенно отрицательно влияет указанное искажение измерительной базы при монтаже ходовых колес, износ которых из-за погрешностей монтажа является наиболее ощутимым.

Для повышения точности измерений в подобных случаях, а стало быть для повышения надежности и долговечности элементов машин, известны способы с использованием оптических в том числе лазерных приборов. Однако из-за сложности и дороговизны эти способы пока еще не нашли широкого применения особенно в цеховых условиях, где необходимо иметь достаточно простой, производительный, но в то же время и достаточно точный способ контроля прямоугольности формы в плане крупногабаритных металлоконструкций, который осуществляется традиционными измерительными средствами.

Для цеховых условий необходимо иметь достаточно простой, производительный, но в то же время и достаточно точный способ контроля прямоугольности в плане крупногабаритных металлоконструкций.

Техническим результатом предлагаемого способа должно явиться повышение точности обозначаемого базового прямоугольника на поверхности изготовляемой крупногабаритной металлоконструкции.

Эти требования выполняются, если для контроля прямоугольности формы металлоконструкций в плане вместо известного способа последовательного измерения одним инструментом сторон и диагоналей базового прямоугольника, размечаемого по вершинам углов кернением меток, использовать способ одновременного измерения взаимно пересекающихся диагоналей этого базового прямоугольника двумя одинаковыми рулетками. При этом измерение диагоналей осуществляется с обязательной четкой фиксацией на шкалах обеих рулеток точки их взаимного пересечения. После чего, отсчитывая по шкалам обеих рулеток одинаковые расстояния в обе стороны от точки их взаимного пересечения кернением наносят метки на поверхности контролируемой металлоконструкции, которые как раз и обозначают вершины углов базового прямоугольника. По законам опять же элементарной геометрии даже без дополнительного измерения сторон эти точки образуют вершины углов правильного базового прямоугольника.

Сущность указанного способа поясняется чертежом, на котором изображена в плане контролируемая металлоконструкция 1 и рулетки 2 и 3.

Нанесение меток и их контроль осуществляется следующим образом. По диагоналям контролируемой металлоконструкции 1 натягивают рулетки 2 и 3. После этого на шкалах обеих рулеток фиксируют деление, совпадающее по отвесу с точкой 0 их взаимного пересечения. От этой точки 0 в обе стороны вдоль полотна каждой из рулеток ведут отсчет деления и на одинаковом расстоянии 1 от точки пересечения 0 на поверхности контролируемой металлоконструкции кернением наносят метки A, B, C, D, которые и обозначат вершины углов правильного базового прямоугольника. Измерение и сравнение противоположных сторон базового прямоугольника в этом случае может быть даже исключено.

Технико-экономическая эффективность предложенного способа заключается в повышении точности измерений при монтаже крановых металлоконструкций и их механизмов, что в свою очередь окажет положительное влияние на характер взаимодействия этих механизмов, их узлов и деталей между собой, при этом понижаются затраты энергии на трение, уменьшается интенсивность износа деталей, следовательно, повышается надежность, увеличивается долговечность элементом этих машин.

Формула изобретения

Способ контроля прямоугольности формы в плане крупногабаритных металлоконструкций, включающий измерение сторон и диагоналей базового прямоугольника на поверхности металлоконструкции, отличающийся тем, что измерение обеих диагоналей базового прямоугольника производят одновременно двумя одинаковыми рулетками, при этом фиксируют точку их взаимного пересечения, отсчитывают от этой точки пересечения одинаковые расстояния в обе стороны каждой рулетки до вершин углов базового прямоугольника и наносят метки по вершинам углов базового прямоугольника.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в измерительных приборах для измерения размеров деталей и перемещений

Изобретение относится к геодезическому приборостроению и предназначено для измерения расстояний различной длины при построении геодезических сетей для возведения уникальных сооружений, например ускорителей заряженных частиц, реакторных отделений, а также монтажа оборудования атомной энергетики, ракетостроения и др

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, оптико-механической промышленности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах для определения положения поверхности объекта и в координатных измерительных машинах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения геометрических размеров земляных сооружений

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерению ширины открытой траншеи

Изобретение относится к области подъемно-транспортного оборудования, в частности к грузоподъемным устройствам

Изобретение относится к сборно-разборным грузоподъемным устройствам и предназначается для погрузки и съема грузов с фюзеляжей самолетов-транспортировщиков ВМ-Т и АН-225 "Мрия" на аэродромах-получателях или аэродромах-отправителях грузов, куда изобретение может быть доставлено авиационным или железнодорожным транспортом в разобранном, на ряд габаритных, транспортабельных узлов, виде

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использована в конструкциях пролетных строений кранов мостового типа и подкрановых балок

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к реконструкции и строительству подкрановых сооружений преимущественно тяжелого режима работы (7К ВК), например конверторные и мартеновские металлургические цеха

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно, к мачтам и стрелам мачтово-стреловых кранов, к конструкциям башенных кранов и других подъемных сооружений

Изобретение относится к несущим пространственным решетчатым конструкциям, в частности к мачтам и стрелам мачтово-стреловых кранов, к конструкциям башенных кранов и других подъемных сооружений

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и к подкрановым путям и касается профилировки поперечного сечения рельсов скоростного пути и рельсового пути с интенсивной эксплуатацией
Наверх