Устройство для управления @ -фазным шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе. Цель изобретения - снижение потерь в двигателе. Устройство реализует двухступенчатую трапециевидную форму тока в обмотках при режимах коммутации с несколькими включенными обмотками, переходящую на высоких частотах в квазитреугольную Указанная форма тока снижает потери в меди обмоток двигателя. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 Р8/00

ГОСУД АР СТ В Е ННЫ Й КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! юа (21) 4394315/07 (22) 21.03.88 (46) 23.03.91. Бюл, М 11 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) В.B.Æóëoâÿí, Е.И.Кутузов, А.Н.Панарин, М.В.Толстиков и А.Н,Корогодский (53) 621.313,525 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1098099, кл. Н 02 P 8/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

М 1264296, кл. Н 02 P 8/00, 1986, Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при построении силовых электроприводов на базе шагового двигателя с улучшенными энергетическими характеристиками.

Цель изобретения — снижение потерь в меди обмотки электродвигателя за счет формирования тока в виде трехступенчатой формы, переходящей в треугольную на номинальной частоте вращения.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства для шестифазного варианта обмотки двигателя; на фиг.2 — 4 — эпюры сигналов в устройстве.

Устройство по фиг.1 содержит шаговый двигатель 1 с шестифазной обмоткой 2, шесть ключевых усилителей мощности, каждый из которых содержит один ключ 3 — 8 и один диод 9-14, распределитель 15 импульсов, формирователь 16 импульсов форсировки, содержащий два трехвходовых элемента ИЛИ 17 и 18, два ждущих мультивибратора 19 и 20, элемент ИЛИ 21, формирователь 22 импульсов стабилизации, который содержит элемент НЕ 23, генератор 24 высокой частоты (Г), элемент И 25, . Ж „, 1636982 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ mФАЗНЫМ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе. Цель изобретения — снижение потерь в двигателе. Устройство реализует двухступенчатую трапециевидную форму тока в обмотках при режимах коммутации с несколькими включенными обмотками, переходящую на высоких частотах в квазитреугольную. Указанная форма тока снижает потери в меди обмоток двигателя. 4 ил. первую группу элементов И 26 — 31, вторую группу элементов И 32 — 37, шесть четырехвходовых элементов ИЛИ 38 — 43. Выходы последних соединены с входами усилителей мощности, т.е, управляющими входами ключей 3 — 8.

Первые входы элементов ИЛИ 38 — 43 соединены с выходами распределителя 15 импульсов и первыми входами элементов И

26 —. 37 обеих групп. Вторые входы элементов ИЛИ 38 — 43 соединены с выходами элементов И 32 — 37 второй группы. Третьи и четвертые входы элементов ИЛИ 38 — 43 соединены с выходами элементов И 26 — 31 первой группы; Вторые входы элементов И

32 — 37 второй группы соединены с выходом формирователя 16 импульсов форсировки, а вторые входы элементов И 32 — 37 первой группы — с выходом формирователя 22 импульсов стабилизации, соединенного входом с выходом формирователя 16, вход которого связан с выходом распределителя

15. Формирователь импульсов форсировки содержит элементы 17 — 21. Выходы трехвходовых элементов 17 и 18 через ждущие мультивибраторы 19 и 20 соединены с вхо1636982 дами элемента ИЛИ 21, выход которого является выходом формирователя 16. Входом формирователя 22 импульсов стабилизации является вход элемента НЕ 23, выход которого связан с входом элемента И 25, а его другой вход подключен к выходу генератора

24 высокой частоты. Выход элемента 25 является выходом формирователя 22.

Устройство на фиг.1 работает следующим образом, На выходе распределителя 15 формируется последовательность импульсов, показанная на фиг.2а. Амплитуда импульсов зависит от фазности двигателя и равна

2 л/m, а их частота определяет частоту вращения двигателя. Эти импульсы поступают на вход блока 16, на выходе которого формируются форсировочные импульсы, задающие моменты нарастания тока в обмотке двигателя 1 (фиг.2б). Ширина этих импульсов

on ðåäåëÿåòñÿ настройкой ждущих мул ьти вибраторов 19 и 20 и зависит от параметров обмотки 2, Если частота импульсов на выходе распределителя 15 невысокая, что соответствует невысоким частотам вращения, то импульсы на выходе блока 16 не перекрываются — именно этот случай показан на фиг.2 и 3. На время длительности формировочных импульсов происходит нарастание тока в обмотке двигателя (фиг.3). Форсировочные импульсы поступают помимо входов блоков

32 — 37 также в формирователе 22 импульсов стабилизации. В моменты отсутствия форсировочных импульсов на выходе блока

22 формируются импульсы высокой частоты (5 — 10 кГц) со скважностью, зависящей от параметров обмотки машины (фиг.2в). В период формирования импульсов стабилизации ток в обмотке двигателя поддерживается примерно постоянным (фиг.3). Эти импульсы поступают на входы элементов 26 — 31, На выходе элементов

ИЛИ 38 — 43 формируются импульсы, поступающие на управляющие входы ключей 3—

8 (фиг.2г). Логическая единица соответствует состоянию ключа "Замкнуто", при этом обмотка двигателя через соответствующий ключ подключается к источнику питания.

Логический ноль. соответствует состоянию ключа "Разомкнуто", в этом случае обмотка отключена от источника.

На фиг.3 показаны эпюры тока Ь в фазе совмещенной обмотки 2 и взаимное расположение сигналов управления ключами 5 и

6 во времени.

При высокой частоте импульсов на выходе распределителя 15 происходит перекрытие по времени импульсов на выходе ждущих мультивибраторов 19 и 20. На выходе элемента ИЛИ 21 присутствует постоянно логическая единица, и, следовательно, выходной сигнал формирователя 22 импульсов стабилизации равен нулю.

На фиг,3 для этого случая показан сигнал управления ключом 5 и ток l3, для других ключей сигналы управления и ток имеют аналогичный вид.

Таким образом, ток при низких частотах вращения имеет трехступенчатую форму, переходящую при номинальной частоте вращения в квазитреугольную. А это, по сравнению с известным устройством, приводит к уменьшению потерь в меди при том же развиваемом моменте.

Формула изобретения

Устройство для управления m-фазным шаговым двигателем, содержащее распределитель импульсов, m ключевых усилителей мощности, формирователь импульсов форсировки и формирователь импульсов стабилизации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения потерь в двигателе, введены первая и вторая группы из m элементов И и m четырехвходовых элементов ИЛИ, соединенных выходами с входами соответствующих усилителей мощности, первыми входами — с выходами распределителя импульсов, входами формирователя импульсов форсировки и первыми входами элементов И обеих групп, вторыми входами— с выходами элементов И второй группы, третьими и четвертыми входами — с выходами элементов И первой группы, связанных с выходами распределителя импульсов, смежными с выходами, подключенными к первым входам элементов ИЛИ, причем вторые входы элементов И второй группы соединены с выходом формирователя импульсов форсировки, а вторые входы элементов И первой группы подключены к выходу формирователя импульсов стабилизации, соединенного входом с выходом формирователя импульсов форсировки.

1636982

1636982

Составитель Т;Алфимов

Техред М.Моргентал Корректор И,Муска

Редактор В.Данко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 823 Тираж 350 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для управления @ -фазным шаговым двигателем Устройство для управления @ -фазным шаговым двигателем Устройство для управления @ -фазным шаговым двигателем Устройство для управления @ -фазным шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано для многорежимного управления шаговым электроприводом на базе 1 1 шестифазных двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться в прецизионном дискретном приводе с волновым двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для многорржнмного управления четырехфазными шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике , касается измерения характеристик шаговых электродвигателей с активным ротором и может использоваться при их производстве

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления шаговыми двигателями с электрическим дроблением шага в системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления с шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления шаговыми двигателями, и может быть использовано в малогабаритном приводе с шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приборостроении, робототехнических системах, гибких автоматизированных производствах

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент
Наверх