Устройство для обучения умножению чисел

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения с использованием цифровой электронной техники и может найти применение в школах, детских садах, в быту. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с получением наглядного технического средства обучения в виде электронной таблицы умножения. Устройство содержит блоки набора произведения 16, множимого 18 и множителя 17, состояние которых отображается блоком 19 предъявления учебных информации и изменяется с пульта 10 обучаемого . Новым в устройстве является наличие двух активных ступеней множимого и множителя, объединенных через блок 20 сравнения для реализации процесса создания построчной таблицы умножения и игровых ситуаций . 1 ил. с S

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4678501/24 (22) 14 . 04 .89, (46) 23.04.91. Бюл. Р 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (75) А.Г.Степенко и Г.А.Стеиенко (53) 681.3.071(088.8) (56) Сб. В помощь радиолюбителю. — .

M. ДОСААФ, 1979, выпуск 65. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЮ ЧИСЕЛ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения с использованием цифровой электронной техники и может найти применение в школах, детских садах, в быту. Цель изобретения — расширение дидактичеИзобретение относится к техническим средствам обучения и может найти применение в школах, детских садах, в быту для заинтересованного, через применение устройства на базе элементов цифровой техники, изучения таблицы умножения, процесса деления и игровых ситуаций при актив-.. ном отдыхе.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства с упрощением реализации процесса умножения и получением большей занимательности и наглядности процесса обучения, выполнением устройства в виде электрической таблицы умножения.

На чертеже схематично изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит последовательно включенные генератор 1, ключ 2, „„Я0„„1644202 А 1 (gg)g G 09 В 9/00

2 ских возможностей устройства с получением наглядного технического средства обучения в виде электронной таблицы умножения. Устройство содержит блоки набора произведения

16, множимого 18 и множителя 17, состояние которых отображается блоком 19 предъявления учебных информаций и изменяется с пульта 10 обучаемого. Новым в устройстве является наличие двух активных ступеней множимого и множителя, объединенных через блок 20 сравнения для реализации процесса создания построчной таблицы умножения и игровых ситуаций. 1 ил. счетчики 3 числа импульсов и индикаторы 4 произведения. Кроме того, устройство содержит в первой ступени множителя генератор 5 установки множителя, счетчики 6, индикаторы 7 значения множителя, а вс второй ступени множителя счетчики 8, соеди- 4ь ненные с узлом 9 сравнения кодов. Ь

Установка всех счетчиков в на- 4Р чальное состояние обеспечивается сиг- (Я налом сброса в "0" с пульта 10 обучаемого. Аналогично вторая. ступень множимого — счетчик 11 — соединена с узлом 12 сравнения кодов, подключенным к первой ступени множимого, содержащей генератор 13 установки множимого, счетчики 14 и индикаторы

15 значения множимого .

Генератор 1, ключ 2, счетчики 3 объединены в блок 16 набора произведения, генератор 5 и счетчики 6

1644202

50 в блок 17 набора множителя, генератор 13 и счетчики 14 — в блок 18 набора множимого, индикаторы 4, 7, 15 — в блок 19 предъявления учебной информации, а узлы 9, 12 - в блок 20

5 сравнения.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал с выхода пульта 10 устанавливает счетчики 3, 6, 8, 11 и 14 в состояние "0". Генератором 13 принудительно, через счетчики 14, на индикаторах 15 устанавливаются значения множимого, цифровой код которого подается на один вход узла 12, .на другой вход которого поступают нулевые значения от счетчиков 11 во второй ступени множимого. Это приводит к тому, что на счетчики 8 во второй ступени множителя сигнал не по ступает и их выходные сигналы, подаваемые на первый вход узла 9 сравнения кодов, также равны нулю. A в связи с тем. что на счетчики 6 в пер- >> вой ступени сигналы также не поступили, на втором входе узла 9 нет сигнала, а значит его выходной сиг-. нал, воздействуя на ключ 2, запрещает прохождение импульсов с непрерывно работающего генератора 1 на счетчики 3, индикаторы 4 произведения и на вход счетчиков 11 во второй ступени множимого.

При таком состоянии на индикаторах 4 отображаются нули, на индикаторах 15 - набранное с помощью генератора 13 значение множимого и нулевые показания на индикаторах 7 множителя. Это состояние соответствует умножению множимого на нулевые значения множителя и будет сохраняться для любого значения множимого до набора любого значенИя множителя, отличного от нуля. Как толь- 45 ко на генератор 5 в первой ступени множителя поступит управляющее воздействие, он выдает одиночный сигнал на счетчики 6, индикаторы 7 и узел 9, а это приводит,к появлению разрешающего сигнала на ключе 2 с выхода узла 9.

Импульсы от генератора 1 через ключ 2 поступают на счетчики 3, индикаторы 4 и счетчики 11 во второй ступени множимого. Эти импульсы будут поступать на счетчики 3, 11 до тех пор, пока на двух входах узла

12 не сравняются значения кодов набранной величины первой ступени множимого (счетчики 14) и значения поступивших импульсов пт генератора 1 на счетчики 11 во второй ступени множимого. При равенстве кодов на выходе узла 12 вырабатывается сигнал, сбрасывающий счетчики 11 в нулевое состояние и формирующий импульс, учитываемый счетчиком 8 во второй ступени множителя. В связи с тем, что в данном случае счетчики 6 учли одиночный импульс, а счетчиками 8 учтен также. одиночный импульс, с выхода узла 9 поступает сигнал на ключ 2, запрещающий прохождение импульсов с генератора 1 на счетчики 3 и 11. При этом на индикаторах 4 отображается значение произведения множимого, отображенное индикаторами 15, на значение множителя, отображенное индикаторами 7, которые в данном случае равны единице, т.е. выполнено умножение значения множимого на единичный множитель. Если теперь последовательно подавать единичные импульсы с генератора 5 на счетчики 6, то получаются строки общепринятой таблицы умножения.

Деление выполняется умножением делителя, устанавливаемого как множимое на частное, устанавливаемого как множитель до величины произведения, равного делимому.

Изготовленная практическая модель предлагаемого устройства (эле ктронная таблица умножения) реализована на микросхемах серии К155.

Генераторы 1, 5, 13 и ключ 2 - на .двух микросхемах К155ЛАЗ, счетчики

3, 6, 8,,11, 14 — на шести микро,схемах К155ИЕ2. В качестве узлов 9, 12 использованы две микросхемы

К155ЛП5, восемь диодов, два транзистора КТ361 и один ÊÒ315. В составе индикаторов 4, 7, 15 †. четыре микросхемы К155ИД1 и четыре цифровых индикатора ИН-12Б. Управление генераторами 5 и 13, сброс в "0" и переключение игр осуществляются переключателями типа П2К. Одноразрядные ступени множимого и множителя и двухразрядный счетчик 3 произведения позволяют реализовать таблицу умножения от 1М 1 до 9Х9. При использова-, нии неполной индикации при переполнении счетчиков получается возможность угадывания сомножителей и про

1644202 изведения. Игровой эффект получается и в случае смещенного умножения, т.е. если в процессе умножения набрать новое значение множимого, то

1 получится результат меньше правильно- го на величину смещения, Например, умножая 1 х 1 =1, изменяют множимое на два и получают 2х 2= 3, 2 3 = 5, 2 х 4 = 7 и т.д. Получают смещенный, меньший на единицу, результат. Таким образом, изменяя величину смещения, получают значения произведения меньше на один, два, три и т.д.

Здесь, кроме требования логического осмысливания, обеспечивается требование к проверке правильности запоминания таблицы умножения. Практически модель реализует и электронную игру путем изменения заполнения счетчиков 3 подключением входа счет чика старшего разряда к выходам "1"— . — "2" — "4" — "8" счетчика младшего разряда, входящих в состав счетчиков 3 произведения.

В двоично-десятичных счетчиках серии К155ИЕ2 при подаче на вход десяти импульсов на выходах "1" - "2"- "4" - "8" появляются соответственно

"5" — "2" — "1 — "1" импульсов.

При подаче этих импульсов раздельно на вход счетчика старшего разряда с помощью переключателей Т, II, III получаются произведения, значения которых поясняются следующим примером: при включении переключателя I умно жения 2 х 2 = 24, так как на счетчик старшего разряда подается два импульса при четырех импульсах, поступивших на вход счетчика младшего разряда, при включении переключателя ТТ то же умножение 2х 2 = 14, так как здесь на четыре входных импульса со счетчика младшего разряда на вход счетчика старшего поступает один импульс, при включении переключателя III умножение на два будет правильным за исключением случаев, когда на вход счетчика младшего разряда поступает восемь импульсов, в этом примере— это 214=18 и 2 х9 =28.

Так как переключатели Т, II, III . фактически подключают выходы "1"—

-"2" — "4" счетчика младшего разряда к входу счетчика старшего разряда, то невключение ни одного из них означает подключение счетчиков 3 для реализации электронной таблицы умно5 жения в нормальном режиме.

I (Предлагаемое устройство имеет большую наглядность и эффективность процесса умножения, обеспечивает также изучение процессов деления, значительно проще аналогов в реализации, обеспечивает получение навыков в использовании цифровой электроники и содержит элементы игровых ситуаций.

Формула изобретения

Устройство для обучения умножению чисел, содержащее блок набора про2р изведения, информационный выход которого соединен с первым входом блока предъявления учебной информации, блок набора множителя, выход которого подключен к первому входу

25 блока сравнения и второму входу блока предъявления учебной информации, а информационный вход — к первому выходу пульта обучаемого, и блок набора множимого, информационный вход которого соединен с вторым выходом пульта обучаемого, а выход— с вторым входом блока сравнения и третьим входом блока предъявления учебной информации, установочные входы блоков набора произведения, множителя и множимого подключены к третьему выходу пульта обучаемого, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,. с целью расширения дидактических воз4 можностей устройства, в него введены счетчик тактов, информационный вход которого соединен с тактовым выходом блока набора произведения, первый установочный вход - с треть45 им выходом пульта обучаемого, второй установочный вход — с первым выходом блока сравнения, а выход — с третьим входом блока сравнения, и счетчик циклов, установочный вход

5р которого подключен к третьему выходу пульта обучаемого, информационный вход — к первому выходу блока сравнения, а выход — к четвертому входу блока сравнения, второй выход которого соединен с управляющим входом блока набора произведения.

1644202

1

I

Составитель А.Карлов

Техред Л. Сердюков а

Редактор Т.Иванова

Корректор И.Муска

Заказ 1463 Тираж 291 Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обучения умножению чисел Устройство для обучения умножению чисел Устройство для обучения умножению чисел Устройство для обучения умножению чисел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к процессам обучения приемам пилотирования сверхлегкими летательными аппаратами типа дельтапланов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для отработки профессиональных навыков, и может быть использовано при профессиональном отборе операторов систем управления

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к выявлению психофизиологических реакций человека, и может быть использовано при профессиональном отборе секретарей-машинисток , операторов систем управления

Изобретение относится к водному транспорту и касается средств обучения, а именно тренажеров по борьбе за живучесть судна

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для подготовки операторов радиолокационных станций

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам, применяемым для обучения операторов навыкам локализации неисправностей в радиоэлектронной аппара туре, и является усовершенствованием устройства по а с № 1439654 Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства Устройство содержит пульт 1 оператора, блок 2 формирования неисправностей, информационными выхода ми соединенный с обслуживаемой аппаратурой , компараторы 3, элементы И 4, эле мент ИЛИ 5, элемент 6 задержки, счетчик 7 времени, узел 8 сигнализации, узел 9 ввода ответов, элемент 10 коммутации Узел ввода 9 ответов содержит элементы И первой и второй 17 и 18, первый 19, второй 21 и третий 23 элементы ИЛИ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для профессионального отбора и тренировки памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх