Устройство для измерения скорости вращения вала

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скорости вращения валов различных машин. Цель изобретения -упрощение, повышение надежности при воздействии электромагнитных помех. При вращении вала датчиком 1 частоты вращения, формируется фазоманипулированный сигнал, поступающий на фазовый детектор 3, на одном из выходов которого в зависимости от синфазности или противофазности с опорным напряжением формируется пачка импульсов, число которых обратно пропорционально скорости вращения. Через ключ 4 или ключ 5 в зависимости от состояния триггера 11 эти сигналы поступают на вход синхронизируемого делителя 7, переменный коэффициент деления которого предварительно устанавливается по сигналам датчика 14 грубого измерения скорости через формирователь 15 коэффициента деления . Переполнение делителя фиксируется триггером 11, а количество таких переполнений при вращении вала соответствует числу манипуляций фазы в сигнале датчика 1 частоты вращения. Счетчик 12 регистрирует число манипуляций фазы, пропорциональное скорости вращения, за измерительный интервал. 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 Р Э/48

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

F65 É."

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4450427/10 (22) 29.06,88 (46) 07.05,91.Бюл, hb 17 (71) Сибирский завод комплектного электропривода "Сибстанкоэлектропривод" (72) А.Б.Немировский (53) 531.767.621.317.39(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

bk 1315904, кл. G 01 Р 3/48, 1987, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скорости вращения валов различных машин. Цель изобретения — упрощение, повышение надежности при воздействии электромагнитных помех. При вращении вала датчиком 1 частоты вращения, формируется фазоманипулированный сигнал, поступающий на фазовый детектор 3, на од„„«Ж„Ä 1647405 А1 ном из выходов которого в зависимости от синфазности или противофазности с опорным напряжением формируется пачка импульсов, число которых обратно пропорционально скорости вращения. Через ключ

4 или ключ 5 в зависимости от состояния триггера 11 эти сигналы поступают на вход синхронизируемого делителя 7, переменный коэффициент деления которого предварительно устанавливается по сигналам датчика 14 грубого измерения скорости через формирователь 15 коэффициента деления, Переполнение делителя фиксируется . триггером 11, а количество таких переполнений при вращении вала соответствует числу манипуляций фазы в сигнале датчика

1 частоты вращения. Счетчик 12 регистрирует число манипуляций фазы, пропорциональное скорости вращения, за измерительный интервал, 2 ил.

1647405

20

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения скорости вращения валов различных машин, например вала асинхронного тягового двигателя магистрального электровоза.

Цель изобретения — упрощение, повышение надежности при воздействии электромагнитных помех.

На фиг.1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг,2 — эпюры напряжения, поясняющие формирование импульсов на выходах фазового детектора устройства.

Устройство содержит связанный с валом индуктивно-трансформаторный датчик

1 частоты вращения, генератор 2 опорного напряжения, фазовый детектор 3. Выход генератора 2 опорного напряжения подсоединен к сооэ ветcтвyющим входам датчика 1 частоты вращения и фазового детектора 3.

Второй вход фазового детектора 3 соединен с выходом датчика 1 частоты вращения. Устройство содержит также первый и второй ключи 4 и 5, сигнальные входы которых соединены соответственно с первым и вторым выходами фазового детектора 3, дву хо,новую схему ИЛИ 6, входы которой соединены с выходами ключей 4 и 5, синхронизируемый делитель 7 частоты с переменным коэффициентом деления, к счетному входу которого подсоединен выход схемы ИЛИ 6.

Управляющий вход ключа 4 соединен через формирователь 8 импульса сброса с входом сброса делителя 7 частоты, подключенного выходом к сигнальным входам третьего и четвертого ключей 9 и 10, соединенных в свою очередь выходами с установочными входами триггера 11. Прямой выход триггера 11 соединен с управляющими входами первого и третьего ключей 4 и 9 и со счетным входом счетчика 12, а инверсный выход триггера 11 — с управляющими входами второго и четвертого ключей 5 и 10.

Вход обнуления счетчика 12 соединен с выходом генератора 13 сигнала сброса. Связанный. с валом датчик 14 грубого измерения скорости вращения выходом подключен через формирователь 15 коэффициента деления к установочному входу делителя 7 частоты.

Устройство работает следующим образом.

Сочлененный с валом, скорость вращения которого измеряется, индуктивно-трансформаторный датчик 1 частоты вращения запитан от генератора 2 опорного напряжения, и при вращении вала высокочастотный с синусоидальным заполнением выходной сигнал датчика 1 частоты вращения промодулирован по фазе. Этот сигнал поступает на фазовый детектор 3, логика работы которого определена уравнениями (" 1" ц где Us x.i,08 x,г — напряжения на соответствующих выходах фазового детектора 3 (фиг.1);

"1" — импульс, формируемый в интервале каждого периода То высокочастотного колебания генератора 2 опорного напряжения

2 в момент синфазности (выход 1) или противофазности (выход 2) по отношению к выходному напряжению датчика 1 частоты вращения:

"0" — отсутствие импульсов на выходах фазового детектора.

Иллюстрацией такой работы фазового детектора служат приведенные на фиг.2 зпюры напряжений, формируемых на его выходах при вращении вала, где а.б — напряжения на выходе датчика 1 частоты вращения и генератора 2 опорного напряжения, являющиеся входными сигналами фазового детектора 3, в,г — импульсы на выходах фазового детектора 3.

При синфазности напряжений на выходах фазового детектора 3 в интервале to- (фиг.2а.б)на его первом выходе формируется "гребенка" импульсов (фиг.2,в) с периодом повторения Т, Следующая "гребенка" импульсов (фиг,2г) формируется на втором выходе фазового детектора 3 при противофазности его входных напряжений в интервале времени t;-t, (фиг, 2а. и 2б). Интервал времени 1а-t между "гребенками" определяется скоростью вращения, крутизной нарастания выходного сигнала датчика 1 частоты вращения его амплитудой и т.д, Число импульсов в "гребенках" обратно пропорционально скорости вращения, Эти импульсы через ключи 4 либо 5 (в зависимости от состояния триггера 11) и схему ИЛИ: 6 поступают на счетный вход синхронизируемого делителя 7 частоты с переменным коэффициентом деления, коэффициент деления которого устанавливается записью начального кода, вырабатываемого по сигналудатчика 14 грубого измерения скорости вращения с помощью формирователя 15 коэффициента деления. Схема выходного кода блока 15 синхронизирована при этом с сигналом формирователя 8 импульса сброса, Алгоритм работы формирователя 15 коэффициента деления определяется урав нением

1647405 о воздействует на вход сброса делителя 7, в него как и ранеее производится синхронный ввод коэффициента деления.

Счетчик 12 в процессе описанной работы фиксирует каждый спад напряжения на .прямом выходе триггера 11. Вне зависимости от появления ложных шумовых импуль55 11= макс NI, где MI — код числа на выходе формирователя

15 коэффициента деления при угловой скорости вращения вала пк

NI — код числа импульсов в "гребенках" 5 на выходах фазового детектора 3 при скороСти nI;

1 макс — максимальная емкость счетчика, реализующего делитель 7 с переменным коэффициентом деления 10

Kvaxc > %макс.

Ха выходе датчика 14 грубого измерения скорости вращения сформировано напряжение, пропорциональное скорости вращения вала пг, которое на выходе фор- 15 мирователя 15 коэффициента деления преобразовано в соответствующий этой скорости код числа Nz. Данное число введено в синхронизируемый делитель 7 частоты по установочному входу (вход 3). Для определенности предположим, что триггер 11 находится в положении, при котором ключи

4 и 9 замкнуты по управляющим входам, ключи 5 и 10 разомкнуты. Б этом случае, 2г после появления на выходе 1 фазового детектора 3 при т=1 NI импульсов, следующих с периодом повторения То, на выходе синхронизируемого делителя 7 частоты формируется импульс, который по R-входу в момент времени II установит триггер 11 в состояние "0". При этом ключи 4 и 9 размыкаюстя по управляющим входам, ключи 5 и

10 замыкаются, а формируемый на прямом выходе триггера 11 перепад напряжения че.рез формирователь 8, работающий по аба им фронтам сигнала от триггера 11, дополнительно воздействует на вход сброса делителя 7. При этом подтверждается сброс делителя 7, а затем дается разрешение на ввод кода коэффициента деления от 40 формирователя 15 коэффициента деления.

После манипуляции фазы выходного сигнала датчика 1 частоты вращения "гребенка" импульсов от фазового детектора 3

4 проходит на счетный вход делителя 7 через 4 второй ключ 5. После прохождения N; импульсов на выходе делителя 7 вновь формируется сигнал, устанавливающий триггер 11 в прежнее состояние, Перепад напряжения на выходе триггера 11 через формирователь сов на выходах, фазового детектора 3 входной сигнал счетчика 12 определен действи1 тельным угловым перемещением вала.

Счетчиком 12 в конце интервала между поступающими на ега установочный вход импульсами обнуления от генератора 13 сигнала сброса осуществляется фиксация скорости вращения, Формула изобретения

Устройство для измерения скорости вращения вала, содержащее связанные с валом датчик частоты вращения индуктивно-трансформаторного типа и датчик грубого измерения скорости вращения, генератор опорного напряжения, триггер, фазовый детектор, подключенный одним входом к выходу датчика частоты вращения, другим входом -- к выходу генератора опорного напряжения, подсоединенному также к входу датчика частоты вращения, первый и второй ключи, подсоединенные сигнальньили входами соответственно к первому и второму выходам фазового детектора, а управляющими входами — соответственно с прямым и инверсным выходами триггера, счегчик, счетный вход которо а соединен с управляющим входом первого ключа, генератор сигнала сброса, выход которого подключен к входу обнуления счетчик.а, синхронизируемый делитель частоты с переменным коэффициентом деления, формирователь коэффициента деления, выход которого соединен с установочн;.м входом синхронизируемого делителя с переменным коэффициентом деления, а вход — с выходом датчика грубого измерения скорости вращения, о т л и ч а In щ е е с я тем, что, с целью упрощения, повышения надежности в условиях воздействия элактромагнитн .х помех, в него введены двухвходовая схема ИЛИ, подсоединенная соответствующими входами к выходам первого и второго ключей. а выходом — к счетному входу синхронизируемого делителя частоты с переменным козффициента л деления, третий и четвертыи ключи, сигнальные входы которых соединены с выходам делителя частоты с переменным коэффициентом деления, управляющие входы - соответственно с управляющими входами первого и второго ключей, а выходы — с установочными входами триггера, формирователь импульса сброса, подкл1аченный своим входам к счетному входу счетчика, а выходом — к входу cbpOGG делителя частоты с переменным коэффициентом деления.

1647405 ! о m

5azГ

Составитель M.Òèõoíîâ

Редактор А.Шандор Техред M.Моргентал Корректор M.Màêñèìèøèíåö

Заказ 13Q5 Тираж 354 Подписное

ВНИИПИ ГосУдарственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для измерения коэффициента детонации

Изобретение относится к технике автоматического контроля и оегулироОтбИПв 8ыл1 v вания, предназначено для проведения испытаний противоразгонной защиты турбины и является усовершенствованием основного авт.св.№ 1195251

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в научно-исследовательских и заводских лабораториях для регистрации значений скольжения асинхронных двигателей в процессе разбега Целью изобретения является повышение точности

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения частоты вращения, преимущественно при необходимости точной регистрации значения наибольшей частоты вращения в переходных режимах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве датчика углового положения и является усовершенствованием основного изобретения по авторскому свидетельству N934382

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейной скорости перемещения движущихся по заданной траектории объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в научно-исследовательских и заводских лабораториях для контроля электрических машин

Изобретение относится к устройствам для измерения частоты вращения и может быть использовано в качестве датчика частоты вращения в системах электропривода

Изобретение относится к устройствам, измеряющим частоту вращения различных деталей и узлов и может быть использовано, в частности, в антиблокировочной системе тормозов автомобиля для измерения скорости вращения его колес и в микропроцессорной системе управления двигателем автомобиля для определения положения коленчатого вала и формирования угловых импульсов

Изобретение относится к измерительной технике, системе автоматики и может быть использовано для измерения частоты вращения вала привода, измерения расхода турбинными расходомерами, крутящего момента вращающегося вала и т.д

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения различного рода валов и механизмов

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в системах электронного управления режимами работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения, в том числе измерения скорости вращения привода спидометра коробки передач автомобиля, для измерения скорости его движения, а также может быть использовано с различными информационными системами, в частности с маршрутными компьютерами

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к электронным устройствам управления
Наверх