Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов

 

Изобретение м.б. использовано в устрвах для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов. Цель изобретения - повышение точности определения местонахождения дефектов трубопровода. Электронные блоки 14 размещены в герметичном контейнере. Датчики замера глубины дефекта и деформации выполнены в виде колес 15, снабженных подпружиненными рычагами 27 с сигнальными датчиками, подвижно соединенными с контейнером. Датчики регистрации местонахождения выполнены в виде двух колес. Механизм стабилизации горизонтального положения выполнен в виде роликов 29 с поворотной осью, кинематически соединенной с грузомпротивовесом, расположенным в одной плоскости с осью колес датчика и опорными лыжами 25 на упругих элементах. 4 ил. 19 5 (Л С а ел о го 00 Јь 1 фиг. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИЛЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)ю F 17 D 5/00

ГОСУДЛРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 фцГ. 2

1 2 7 (21) 4682755/29 (22) 31.03.89 (46) 15.06.91.. Бюл. М 22 (71) К)жное управление магистральными нефтепродуктопроводами и кооператив

"Научно-технический прогресс" (72) В.С.Ежов, Ф,Г.Мулюков, В,П.Быков, В,В.Попов, Т.В.Жукова, В.И.Самойлович, А, С. Мамин и Н.А. П еркин (53) 621.643 (088.8) (56) Jamieson R.Ì. Canadien line-inspection

procedures detailed. — Oil and Gas Journal, 1985, чо1. 83, М 12, р,р.107 — 111. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУТЕВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ

ТРУБОПРОВОДОВ

25 2б 22И 20

„„. Ы „„165б284 А1 (57) Изобретение м,б. использовано в устрвах для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов. Цель изобретения — повышение точности определения местонахождения дефектов трубопровода.

Электронные блоки 14 размещены в герметичном контейнере. Датчики замера глубины дефекта и деформации выполнены в виде колес 15, снабженных подпружиненными рычагами 27 с сигнальными датчиками, подвижно соединенными с контейнером, Датчики регистрации местонахождения выполнены в виде двух колес, Механизм стабилизации горизонтального положения выполнен в виде роликов 29 с поворотной осью, кинематически соединенной с грузомпротивовесом, расположенным в одной плоскости с осью колес датчика и опорными лыжами 25 на упругих элементах. 4 ил.

1656?84

Изобретение относится к области эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано для определения местонахождения и оценки дефектов внутренней поверхности в действующих трубопроводах.

Цель изобретения — повышение точности определения местонахождения дефектов трубопровода.

На фиг,1 представлен поперечный разрез трубопровода с устройством в нем; на фиг.2 — то же, продольный разрез; на фиг.З вЂ” вид сверху; на фиг.4 — датчик глубины дефекта и деформации, Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов (фиг.1 — 4) состоит из секторов датчиков глубины дефекта и деформации, охватывающих весь внутренний периметр сечения трубопровода (на фиг.1 показан нижний сектор датчика глубины дефекта и деформации), каждый иэ которых состоит из ряда измерительных дисков 1, профиль разреза которого повторяет профиль поперечного разреза трубопровода, причем каждый измерительный диск 1 насажен на ось 2 стойки 3, которая входит во втулку 4, свободно перемещающуюся по вертикали и проходящую через отверстие в каркас 5, внутрь которой пропущен верхний конец стойки 3, снабженной упорной гайкой 6, и размещен предохранительный упругий элемен 7, на верхнюю часть втулки 4 навинчивается крышка 8 с отверстием, через которое пропущена измерительная рейка 9 с регулировочной гайкой 10, снабженная выше крышки 8 рабочим упругим элементом 11 и входящая верхним концом с прикрепленным к нему сигнальным датчиком 12 в карман 13 контейнера электронных блоков 14 с возможностью свободного перемещения по вертикали в пределах диапазона измерений, датчика регистрации мест онахождения дефекта и деформации, состоящего из двух колес 15, жестко насаженных на вращающуюся ось 16, продетую через каркас 5, на которую жестко насажено измерительное кольцо 17, снабженное сигнальным датчиком 18, примыкающее к стенке контейнера электронных блоков 14, телескопической втулки опоры 19, шарнирно соединенной с каркасом 5, входящую в нее опору 20. снабженную упругим элементом 21 и регулировочной гайкой 22, соединенную на общем шарнире 23 с кронштейном 24, которыи, в свою очередь, соединен шарнирно с каркасом 5, с опорной лыжей 25, снабженной ограничителями поворота 26, механизма стабилизации горизонтально о положения, содержащего поворотные рычаг и 2 7, спг ди5

55 ненные с каркасом 5 и поворотной осью 28, расположенной в одной плоскости с вращающейся осью 16, снабженную роликами 29. штыря 30, соединяющего верхний и нижний рыча и 27, когорый через вилку поворотной планки 31, опирающейся на опору 32, соединен через шарнир ЗЗ со штангой 34, насаженной на ось подвески 35 с грузомпротивовесом 36.

Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов работает следующим образом.

Предварительно нэ- трассе трубопровода назначают исследуемый участок, длина которого определяется расстоянием между камерами для загрузки и выгрузки очистных устройств трубопровода. Средством перемещения устройства путевого обследования внутри трубопровода может служить любое устройство, способное перемещаться внутри трубопровода, например поршень. B приемную камеру тр,бопровода упаковывают поршень и устройство путевого обследования, прикрепленное к нему буксирным приспособлением, После герметизации камеры под действием напора движущегося продукта поршень начинает двигаться со скоростью, равной скорости потока, буксируя эа собой устройство путевого обследования в направлении движения продукта. Устройство, попадая в исследуемый трубопровод, фиксирует в нем свое коаксиальное относительно оси трубопровода положение колесами 15, роликами 29, датчиками определения дефекта и деформации 1 и опорными лыжами 25, автоматически устанавливая и поддерживая на всем пути движения в трубопроводе свое постоянное положение относительно гори онтальной плоскости механизма стабилизации горизонтального положения, работающим по принципу маятника за счет воздействия массы груза-противовеса 36, соединенного через штангу 34, поворотную планку 31, штырь 30, поворотные рычаги 27 на поворотную ось 28, которая поворачивает ролики 29 в направлении, нужном для сохранения горизонтального положения вращающейся оси 16, размещенной в одной плоскости с осью 28. Упругое соединение опорных лыж 25 и датчиков дефекта с каркасом 5 обеспечивает беспрепятственное прохождение устройства путевого обследования через неровности сварочных швов, деформаций и отложений, Беспрепятственное прохождение устройства через задвижки, тройники обеспечивается длиной пролета между опорными лыжами 25 и их собственной длиной, Для уменьшения сил трения между поверхностью лыж 25 и внут1656284 ренней поверхностью трубопровода лыжи

25 можно снабдить роликами, С самого начала процесса движения проводится замер абсолютной глубины дефекта или деформации внутренней поверхности трубопровода измеригельными дисками 1, которые, попадая в раковины или другие выемки, под действием рабочих упругих элементов 11 прорезают острой кромкой слой отложений (парафина, шлама, смолистых образований и т.д.) и опускаются до граничной поверхности дефекта. сохраняя при этом свое вращательное движение, увлекая за собой втулку

4 и измерительную рейку 9 на расстояние равное глубине дефекта. Информация о глубине погружения измерительного диска 1 передается в электронный блок контейнера

14 передачей сигнала о перемещении рейки

9 сигнальным датчиком 12. При наезде на препятствие в трубопроводе (например, какой-либо посторон ний и редмет) с рабаты вает предохранительный упругий элемент 7, за счет которого осуществляется отжатие измерительного диска 1 и стойки 3, в результате чего датчики глубины дефекта способны преодолевать препятствие без поломки и деформации, Информация о пройденном расстоянии и местонахождении дефекта или деформации передается путем считывания числа оборотов колес 15, жестко насаженных на вращающуюся ось 16, снабженную кольцом 17 с сигнальным датчиком 18, посылающем при каждом обороте сигнал в электронные блоки контейнера 14.

Информация о пройденной задвижке или тройнике передается в электронные блоки контейнера 14 приемом сигнала об опускании измерительных дисков 1 одного из секторов на нижний критический уровень от сигнального датчика 12. Коррекция пройденного расстояния и местонахождения дефекта осуществляется путем фиксации задвижек, расстояние между которыми предварительно известно по проектным характеристикам трассы.

После регистрации прибытия устройства путевого обследования в следующую приемную камеру оно извлекается оттуда и от устройства отделяют контейнер 14, электронные блоки которого затем подключают к Э ВМ для обработки и выдачи информации

5 о состоянии внутренней поверхности обследованного участка магистрали.

Длина исследуемого участка трубопровода лимитируется расстоянием между приемными камерами, мощностью источников

10 питания электронных блоков и объемом их памяти и равна 300-400 км, Скорость движения определяется скоростью движения продукта в трубопроводе и равна, например, для нефти 2-3 м/с. Время прохожде15 ния участка 30-60 ч.

Таким образом, устройство путевого обследования состояния внутренней поверхности трубопроводов по сравнению с известным аппаратом обеспечивает боль20 шую точность определения местонахождения дефектов или деформаций ввиду наличия механизма стабилизации горизонтального положения, работающего по принципу маятника и большую надежность

25 работы за счет упорных лыж, упруго соединенных с каркасом.

Формула изобретения

Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов, 30 содержащее электронные блоки, размещенные в герметичном контейнере, датчики замера глубины дефекта и деформации, выполненные в виде колес, снабженных подпружиненными рычагами с сигнальны35 ми датчиками, подвижно соединенными с герметичным контейнером, датчики регистрации местонахождения, выполненные в видедвух колес, отл ич а ю щеес я тем, что, с целью повышения точности определе40 ния местонахождения дефектов, устройство снабжено механизмом стабилизации горизонтального положения, выполненным в виде роликов с поворотной осью, кинематически соединенной с грузом-противове45 сом, расположенной в одной плоскости с осью колес датчика местонахождения, и опорными лыжами на упругих элементах, 1656 284

Составитель И,Салькова

Редактор О.Спесивых Техред М,Моргентал Корректор M,Ìàêcèìèøèíåö

Заказ 2043 Тираж 323 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов Устройство для путевого обследования внутренней поверхности трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и м.б

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля в трубопроводах и может быть использовано для обнаружения течей в трубопроводах с односторонним достулом

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, з частности к магистральным трубопроводам для транспортирования текучих сред

Изобретение относится к транспорту газа и может быть использовано для контроля состояния многониточных трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в нефтяной промышленности для контроля перемещения по трубопроводу в потоке нефти скребков, разделителей, контейнеров и т.д

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для обследования заглубления, например, в донной грунт магистральных трубопроводов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводному транспорту водородосодержащих жидкостей, таких как сжиженный природный газ, водород и т.д., и может быть использовано в магистральных и различного рода внутризаводских трубопроводах

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля трубопровода и улавливания утечек при транспортировке жидкости

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для контроля состояния трубопровода

Изобретение относится к технике дистанционного контроля герметичности действующих магистральных трубопроводов, предназначенных для транспортирования нефти
Наверх