Устройство для защиты электродвигателя от перегрева

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты электродвигателей от перегрева. Цель изобретения - повышение надежности защиты электродвигателя от перегрева, достигается включением симистора 1 параллельно входам выпрямительного моста 2 и введением стабилитронов 8 и 9, соединенных с датчиком температуры 10 и транзистором 12 N-P-N-типа, коллектор которого подключен к управляющему выводу тиристора 3. При перегрузке электродвигателя 19 или нарушении его охлаждения сопротивление датчика температуры 10 увеличивается, однопереходный транзистор 11 открывается, за счет чего открывается транзистор 12 и шунтирует управляющий вывод симистора 1, обеспечивается обмотка 16 контактора, контакты 18 которого снимают напряжение с электродвигателя 19. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1661897 А 1 (19) (111 (51)5 Н 02 Н 5/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4435325/07 (22) 02.06.88 (46) 07.07.91. Бюл. № 25 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электрических машин Объединения «Сибэлектромотор» (72) Н. А. Петухов и Э. М. Гусельников (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1008840, кл. Н 02 Н 5/04, 1981.

Дмитренко Л. П. Тиристорные релейные и регулирующие устройства. — М.: Энергоатомиздат, 1988, рис. 48, с. !19. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защи2 ты электродвигателей от перегрева. Цель изобретения — говышение надежности защиты электродвигателя от перегрева, достигается включением симистора 1 параллельно входам выпрямительного моста 2 и введением стабилитронов 8 и 9, соединенных с датчи ком 10 температуры и транзистором

12 п-р.-n-типа, коллектор которого подключен к управляющему выводу тиристора 3.

При перегрузке электродвигателя 19 или нарушении его охлаждения сопротивление датчика 10 температуры увеличивается, однопереходный транзистор 11 открывается, за счет чего открывается транзистоо 12 и шунтирует управляющий вывод симистора 1, обесточивается обмотка 16 контактора, контакты 18 ко;срого снимают напряжение с электродвигателя 19. ил.

1661897

Формула изобретения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты электродвигателей от пе егрева.

Цель изобретения — повышение надежности всзроенной в электродвигатель защиты or перегрева за счет упрощения схемы.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства для защиты электродвигателя от перегрева.

Устройство содержит симистор 1, управляющий вывод и один из двух выводов которого соединены с входами выпрямительного моста 2, к «плюсовому» выходу которого подключены тиристор 3 и первый 4 и второй 5 резисторы, катод тиристора 3 соединен с третьим 6 и четвертым 7 резисторами и подключен к «минусовому» выходу выпрямительного моста 2, цепочка из последовательно соединенных первого 8 и второго 9 стабилитронов подключена первым выводом к датчику 10 температуры, средней точкой к эмиттеру однопереходного транзистора 11 и вторым выводом.к катоду тиристора 3 и эмиттеру транзистора 12 и-р-итипа, цепочка из последовательно соединенных замыкающего контакта кнопки 13

«Пуск» и размыкающего контакта кнопки

14 «Стоп» подключает к одной из фаз питающей электродвигатель сети !5 обмотку контактора 16, блок-контакт 17 которого включен параллельно замыкающему контакту кнопки «Пуск», а силовые контакты 18 подключают электродвигатель 19 к сети 15.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии кнопки 13 «Пуск» ток протекает по цепочке: нормально закрытая кнопка 14 «Стоп», кнопка 13 «Пуск», обмотка

16 контактора, катод симистора 1, управляющий вывод симистора 1, выпрямительный мост 2, резисторы 4 и 6, выпрямительный мост 2 и замыкается на источник

15 питания. Часть тока, проникающая через резистор 4, ответвляется на управляющий вывод тиристора 3 и его открывает, в результате увеличения тока симистор 1 открывается, обмотка контактора 16 притягивает сердечник контактора и замыкает блок-контакт 17, контактор становится на самозапитку, силовые контакты 18 замыкаются и включают двигатель 19. В начале каждого полупериода питающей сети 15 тиристор 3 открывается и включает симистор

1, а в конце каждого полупериода тиристор 3 и симистор 1 закрываются. Если в установившемся режиме нагрузка двигателя не превышает номинальную, отсутствует несимметрия питающей сети и система охлаждения двигателя не нарушена, датчик 10 температуры имеет малое сопротивление и напряжение на базе два одноперехадного транзистора 11 выше порогового, т. е. однопереходный транзистор 11 закрыт, также закрыт транзистор 12 отрицательным смещением, поданным через резистор 7. Опорное напряжение на эмиттер однопереходноro транзистора подается через делитель напряжения, собранный на стабилитронах 8 и 9, а также ограничительном резисторе 5.

При перегрузке двигателя или появлении несимметрии питающей сети либо нарушении охлаждения двигателя сопротивление датчика 10 температуры увеличивается, потенциал на базе два однопереходного транзистора 11 уменьшается и при достижении определенной величины однопереходный транзистор 11 открывается и подается положительное смещение на базу транзистора 12.

Транзистор 12 открывается и шунтирует управляющий вывод тиристора 3. Тиристор

3 не открывается, соответственно не открывается и симистор 1. Обесточенная обмотка 16 контактора отпускает сердечник и контакты 17 и 18 размыкаются. Двигатель выключен, а на схеме защиты напряжение полностью исчезает.

Таким образом, изобретение позволяет повысить надежность з щиты электродвигателя от перегрева по сравнению с известным, так как уменьшено количество составляющих элементов схемы, при этом улучшены условия безопасности при обслуживании двигателей со встроенной защитой, потому что при выключенном двигателе на нем отсутствует напряжение.

Устройство для защиты электродвигателя от перегрева, содержащее симистор, выпрямительный мост, «плюсовой» выход которого соединен с первыми выводами первого и второго резисторов, а «минусовой» выход подключен к первому выводу третьего резистора и катоду тиристора, управляющий вывод которого соединен с вторым выводом третьего резистора, четвертый резистор, однопереходный транзистор, датчик температуры, состоящий из трех последовательно соединенных позисторов для размещения в обмотке электродвигателя, первый вывод датчика температуры соединен с вторым выводом второго резистора, кнопку «Стоп» с размыкающим контактом, первый вывод которого имеет клемму для подключения к одной из фаз питающей сети, кнопку

«Пуск», первый вывод замыкающего контакта которой соединен с первым выводом обмотки контактора, который имеет три силовых контакта для подключения электродвигателя к питающей сети и блок-контакт, включенный параллельно замыкающему контакту кнопки «Пуск», отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введены первый и второй стабилитроны и транзистор n-p-n-типа, при этом катод первого стабилитрона соединен с первым выводом датчика температуры, а его анод подключен к катоду второго стабилитрона и эмиттеру однопереходного транзистора, база один которого соединена

1661897

Составитель С. Балашов

Редактор Е. Папи Техред А. Кравчук Корректор М. Самборская

3а каз 2131 ТиражЯ1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10! с первым выводом четвертого резистора и базой транзистора п-р-п-типа, а база два подключена к второму выводу датчика температуры, второй вывод четвертого резистора соединен с анодом второго стабилитрона и эмиттером транзистора п-р-п-типа, коллектор которого подключен к вторым выводам первого и третьего резисторов, анод тиристора соединен с «плюсовым» выходом выпрямительного моста, первый вход которого соединен с управляющим выводом симмистора, первый вывод которого имеет клемму для подключения к заземленному корпусу электродвигателя, а второй вывод сое5 динен с вторым выводом обмотки контактора и вторым входом выпрямительного моста, второй вывод размыкающего контакта кнопки «Стоп» соединен с вторым выводом замыкающего контакта кнопки

«Пуск».

Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электрических машин, реагирующих на токовые перегрузки и на отклонения от нормальной температуры

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты группы электродвигателей от превышения температуры, например в электроприводах крановых механизмов, работающих в повторно-кратковременных режимах

Изобретение относится к электроприводу , в частности к устройствам защиты трехфазных электродвигателей от аномальных режимов работы Цель изобретения - упрощение схемы устройств Мазанная мель достигается тем что для создания обратнозаямсимои выдержки времени защиты используется свойство конденсатора 16 заряжзтося через резистор 13 до определенного уровня напряжения тем быстрее, чем выше уровень напряжения источника Защита обеспечивает ускоренное срабатывание при обрыве фазы и заклинивании ротора

Изобретение относится к схемам защиты электрических машин, реагирующих на отклонения от нормальной температуры, а также реагирующих на чрезмерное повышение температуры, вызванное токовыми перегрузками и другими возмущающими воздействиями

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для защиты от аварий вследствие недопустимого отклонения от нормальных неэлектрических рабочих параметров (температуры, давления, влажности , оптической прозрачности и т.д.)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электрооборудования от перегрева электротоком

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей поточных линий

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрузки и может быть использовано для защиты преимущественно маломощных электродвигателей, напри мер электродвигателей пассажирских лифтов

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для зашиты от пережога провода воздушной линии электропередачи (ЛЭП) преимущественно при проведении на ней плавки гололеда

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям, и может быть использовано а объектах с циклическим режимом работы электродвигателя на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрооборудованию, и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от токовых и механических перегрузок, может быть использовано на объектах с циклическим режимом работы электродвигателя, на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для защиты электрических сетей с нулевым проводом от несимметричных режимов

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах защиты электродвигателей на базе микропроцессорной техники

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области релейной защиты электрооборудования

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах с коллекторными электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам релейной защиты трехфазных электродвигателей от работы на двух фазах и перегрузке
Наверх