Пара трения

 

Изобретение относится к созданию антифрикционных пар трения и может быть использовано в автоматах управления клапанами перепуска воздуха газотурбинного двигателя. Цель изобретения - повышение износостойкости при высоких температурах в условиях сухого трения. Пара трения содержит рабочие поверхности, имеющие твердость HRC3 50-60 и снабженные износостойким покрытием, выполненным нитридным соединением металлов с толщиной покрытия 3-10 мк. Одна поверхность может быть покрыта нитридом титана с микротвердостью 1800-2500 кгс/мм2, а другая - нитридом хрома с микротвердостью 1400-1700 кгс/мм2. Шероховатость покрытий 0,16-0,32 мк. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к антифрикционным элементам и может быть использовано в автоматах управления клапанами перепуска воздуха газотурбинного двигателя. Цель изобретения повышение износостойкости пары трения при высоких температурах в условиях сухого трения, нанесение на трущиеся поверхности износостойких покрытий. На чертеже представлено конкретное выполнение пары трения в виде цилиндропоршневой пары. Цилиндропоршневая пара содержит цилиндровую втулку 1 и компрессионное кольцо 2, охватывающее поршень 3. Детали имеют до покрытия твердость HRC3 50-60. Рабочие поверхности втулки и компрессионного кольца покрыты нитридными соединениями металлов. Оптимальная толщина покрытия 3-10 мк, шероховатость 0,16-0,32 мк. В частности рабочая поверхность втулки 1 снабжена износостойким покрытием, выполненным нитридом титана с микротвердостью 1800-2500 кгс/мм2, а рабочая поверхность компрессионного кольца покрыта нитридом хрома с микротвердостью 1400-1700 кгс/мм2. Компрессионное кольцо, как более дешевое, покрыто нитридом хрома, имеющим меньшую твердость по сравнению с нитридом титана, для обеспечения преимущественного износа. Указанный диапазон микротвердости выбран из условия обеспечения максимальной износостойкости. Так при микротвердости нитрида титана более 2500 кг/мм2 происходят его охрупчивание и сколы, уменьшение микротвердости покрытия нитридом хрома до величины менее 1400 кгс/мм2 приводит к повышенному износу. Пара трения работает в условиях высокой температуры окружающей среды (+500)oС без дополнительной смазки. При сухом трении компрессионного кольца о цилиндровую втулку удовлетворительное состояние рабочих поверхностей сохраняется длительное время.

Формула изобретения

1. Пара трения, содержащая рабочие поверхности с износостойкими покрытиями, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости при высоких температурах в режиме сухого трения, одна поверхность покрыта нитридом титана, а другая нитридом хрома. 2. Пара трения по п.1, отличающаяся тем, что толщина покрытий составляет 3-10 мк.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.09.1998

Номер и год публикации бюллетеня: 6-2000

Извещение опубликовано: 27.02.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в нефтепромысловых и химических плунжерных насосах, перекачивающих различные среды, в том числе коррозионные и абразивосодержащие

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике смазывания пар трения механизмов, функционирующих в произвольном пространственном положении

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактивными смазочными материалами

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано во всех остальных отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения, работающий при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием технического решения по авт.св

Изобретение относится к порошковой металлургии , в частности, к способам нанесения смазочных покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в парах трения гидромашин, при обработке металлов

Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной механики путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения

Изобретение относится к устройствам для смазывания трущихся поверхностей

Изобретение относится к рельсовому транспорту
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх