Радиальное гидродинамическое уплотнение вала

 

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин. Цель изобретения - повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого перепада давления. Уплотнение содержит установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, установленных в радиальном канале между диском и корпусом с возможностью контакта и качения относительно корпуса. Диаметральные размеры тел качения могут увеличиваться в направлении от вала к периферии диска. Тела качения могут быть установлены под углом к радиальному направлению. Наличие в устройстве тел качения, взаимодействующих со стенкой корпуса, за счет создания ими клинового эффекта повышает герметичность уплотнения. 2 з.п. ф. 15 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s>)s F 16 J 15/42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ, ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,21) 4693202/29 (22) 18.05.89 (46) 23,08.91, Бюл. М 31 (72) С.Л.Александров (53) 62-762(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1245761, кл. F 04 D 29/10, 1984. (54) РАДИАЛ ЬНОЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА (57) Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин. Цель изобретения — повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого пеИзобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин.

Цель изобретения — повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого перепада давления.

На фиг.1 изображено предлагаемое уплотнение с телами качения в виде шаров и аксиально подвижной стенкой корпуса; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 с размещением шаров в кольцевых пазах диска импеллера; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.1 с размещением шаров в радиальных пазах диска импеллера; на фиг.4 — уплотнение с телами качения в виде шаров, диаметры которых увеличиваются в направлении от вала к периферии диска импеллера; на фиг.5— уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, диаметры которых увеличиваются в направлении от вала к периферии диска импеллера; на фиг,6 — уплотнение с телами качения в виде конических, . Ы2„, 1672062 А1 репада давления. Уплотнение содержит, установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, установленных в радиальном канале между диском и корпусом с возможностью контакта и качения относительно корпуса. Диаметральные размеры тел качения могут увеличиваться в направлении от вала к периферии диска. Тела качения могут быть установлены под углом к радиальному направлению. Наличие в устройстве тел качения, взаимодействующих со стенкой корпуса, эа счет создания ими клинового эффекта повышает герметичность уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 15 ил. расширяющихся в направлении от вала к периферии диска импеллерэ роликов с расположением их осей под углом к оси вала; на фиг.7 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, оси которых отклонены от радиального нап равления со О" смещением внутреннего конца линии контакта по направлению, а наружного конца — ) против направления вращения диска импеллера; нэ фиг,8 — разрез Б-Б на фиг.7; на О,, фиг.9 — уплотнение с конической контактной поверхностью стенки корпуса; на фиг.10— уплотнение со средствами упругого прижима шаров к стенке корпуса; на фиг.11 — уплотнение с аксиально подвижным диском импеллера, на фиг,12 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторе с радиальным расположением их осей; на фиг.13 — разрез

 — В на фиг.12; на фиг.14 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторах с воз1672062 можностью свободного вращения относительно вала; на фиг.15 — разрез Г-Г на фиг.14, Радиальное гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1 и установленный в нем на валу 2 импеллер в виде диска 3 с динамическим элементом в виде тел качения

4, размещенных в радиальном кольцевом канале между торцовыми поверхностями диска 3 и стенки 5 корпуса 1 и установленных с воэможностью контакта и качения относительно этой стенки. Контактирующая с телами качения стенка 5 корпуса 1 может быть выполнена в виде аксиально подвижного диска, зафиксированного от проворота штифтом 6 и уплотнительного кольцом 7.

Тела качения могут быть выполнены в виде шаров и расположены в выполненных на диске 3 кольцевых канавках 8 или радиальных пазах 9. Тела качения могут быть выполнены с увеличением диаметральных размеров в направлении от вала к периферии диска 3 импеллера (фиг.4,5,6). Тела качения могут быть выполнены в виде роликов, расположенных с отклонением на угол а их осей от радиального направления, при этом внутренние концы линий контакта роликов смещены от радиального направления в направлении вращения диска 3, а наружные концы — против направления его вращения (фиг.7). Стенка 5 корпуса 1 в виде диска может быть выполнена конической, при этом диск 3 импеллера также имеет коническую форму, а тела качения в виде шаров могут быть расположены на диске 3 в глухих отверстиях 10 или кольцевых канавках (фиг.9). Диск 3 может быть снабжен средствами поджатия тел качения к стенке

5 в виде пружин 11 и опорных элементов 12 (фиг.10). Диск 3 импеллера может быть установлен на валу 2 с возможностью осевого перемещения, например, на шлицах 13, и уплотнен по валу кольцом 14, тела качения могут быть размещены в сепараторе 15, зафиксированном от проворота относительно вала 2 ступицей 16 со спицами 17 (фиг.11).

Тела качения могут быть выполнены в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторе (фиг,12), Тела качения могут быть установлены в сепараторах, установленных с возможностью осевого перемещения относительно друг друга, например, при помощи пружины 18 соединены между собой шлицевым соединением 20 и установлены на валу 2 на подшипнике 21 с воэможностью свободного вращения относительно вала (фиг.14), при этом сепараторы могут быть снабжены приводом вращения. Тела качения в виде роликов могут быть соединены зубчатым зацеплением со стенкой 5 корпуса 1.

Уплотнение работает следующим образом.

При вращении вала 2 с диском 3 тела качения 4 катятся по торцовой поверхности стенки 5 корпуса 1, при этом вращение тел качения 4 вокруг вала 2 осуществляется свободно в кольцевом канале между диском 3 и стенкой 5 (фиг.2) или принудительно совместно с диском 3 (фиг,3). При свободном вращении тел качения 4 в кольцевом канале

8 между диском 3 и стенкой 5 частота вращения тел качения 4 вокруг вала 2, а следовательно, и частота вращения уплотняемой среды в кольцевом канале 8, равна половине частоты вращения диска 3. В данном случае при вращении тел качения 4 вокруг вала 2 имеет место только трение качения.

При принудительном вращении тел качения

4 совместно с диском 3 частота вращения тел качения 4 вокруг вала 2, а следовательно, и частота вращения уплотняемой среды, равна частоте вращения диска 3. Однако, в этом случае в элементах конструкции, кроме трения качения, имеет место трение скольжени я.

При вращении уплотняемой среды вокруг вала 2 центробежные силы, действующие на последнюю, создают определенное противодавление, герметизирующее вращающийся вал 2. Основной дополнительный эффект, обеспечивающий герметизацию вала

2, достигается контактом тел качения 4 со стенкой корпуса 1, при котором создается между последними, гидравлический клин, вращающийся вокруг вала 2 с частотой вращения тел качения 4 вокруг вала 2, Уплотняемая среда в кольцевом канале клином между телами качения 4 и стенкой 5 выдавливается от стенки 5 корпуса 1 и отбрасываетоя центробежными силами к периферии диска 3 импеллера. Механизм герметизации вала 2 за счет действия клина между телами качения 4 и стенкой 5 корпуса

1 позволяет повысить герметичность уплотнения путем устранения стекания пограничного слоя уплотняемой среды по торцовой поверхности стенки 5 корпуса 1 к валу 2.

Клиновый эффект позволяет обеспечить частоту вра.цения уплотняемой среды непосредственно на неподвижной стенке 5 корпуса 1, что дает возможность увеличить удерживаемый перепад давления уплотняемой среды на гидродинамическом и радиальном уплотнении путем повышения частоты вращения всего обьема уплотняемой среды между диском 3 и стенкой 5, вплоть до частоты вращения диска 3.

В конструкции уплотнения, показанной на фиг.1, тела качения имеют одинаковый диаметр. Однако, очевидно, ч го при качении

1672062 по стенке 5 корпуса 1, тела качения 4, размещенные на периферии диска 3, имеют частоту вращения вокруг собственной оси больше, чем тела качения 4, размещенные ближе к валу 2. Разница частот вращения тел качения 4, размещенных на периферии диска 3 и у вала 2, обусловленная различием диаметров дорожек качения, а следовательно, и длин путей качения, приводит к различной скорости качения тел качения 4 по стенке 5 корпуса 1 и к разной интенсивности износа тел качения 4 и стенки 5 корпуса 1.

Для равномерного износа тел качения 4 при условии их привода от дисков 3 или от вала 2 должна быть обеспечена одинаковая скорость качения, независимо от диаметра дорожки качения, Обеспечение эффекта качения с одинаковой скоростью, независимо от диаметра дорожки качения, достигается выполнением соотношения di/Di = const, где di — диаметр тела качения на диаметре DI; DI— диаметр дорожки качения. Угол раскрытия образующих, охватывающих тела качения 4, от вала 2 к периферии диска 3 определяется зависимостью а = 2 arctg ((d>+s — di)/(0н- — 0));

Для тел качения 4 в виде шаров, контактирующих со стенкой 5 корпуса 1 в точке, достаточным условием равномерности износа является обеспечение одинаковой частоты их вращения вокруг собственной оси, что достигается изменением диаметра тел качения (фиг.4).

Для тел качения 4 в виде роликов, имеющих цилиндрическую форму (фиг.5), изменение диаметра тел качения позволяет только уменьшить величину износа, Для конкретного ролика путь качения имеет величину, изменяющуюся в зависимости от диаметра дорожки качения, поэтому в конструкции имеет место проскальзывание цилиндрической поверхности роликов относительно стенки 5 корпуса.

Для выполнения вышеуказанных соотношений диаметров тел качения 4 в виде роликов и диаметров дорожек качения во всем диапазоне от вала 2 до периферии диска 3 ролики должны быть конической формы (фиг.6).

Тела качения 4 в направляющих диска 3 импеллера или в сепараторе 15 могут быть установлены различным образом, а именно, радиально, в шахматном порядке и т.п.

Установка тел качения 4 в радиальном кольцевом канале под углом к радиальному направлению в плоскости, перпендикулярной оси вала 2, позволяет обеспечить образование клина, действующего в виде бегущей волны, выдавливающей уплотняемую среду по стенке 5 корпуса 1 от вала 2 к

5 периферии диска 3 импеллера. Таким образом, в этом случае клиновой эффект воздействует на уплотняемую среду как в осевом направлении, выдавливая ее от стенки корпуса 1 в кольцевой канал 8, так и в радиаль10 ном направлении, выдавливая ее по стенке

5 корпуса 1 к периферии диска импеллера.

Наиболее эффективны для такого воздействия на уплотняемую среду тела качения 4, выполненные в виде роликов, 15 контактирующих со стенкой 5 корпуса 1 по линии от вала 2 до периферии диска 3 импеллера (фиг.7). Ось вращения роликов отклонена от радиального направления под углом а со смещением внутреннего конца

20 линии контакта роликов со стенкой 5 корпуса 1 на периферии диска 3 по на травлению, а наружного конца линии контакта у вала 2 против направления вращения диска 3 импеллера. При вращении вала 2 на стенке 5

25 корпуса образуется клин, который повышает эффективность работы уплотнения как по удерживаемому перепаду давления, так и по герметичности.

Угол а между радиальным направлени30 ем и линией контакта роликов со стенкой корпуса 1 устанавливается в зависимости от частоты вращения вала 2, удерживаемого перепада давлений, рода и свойств уплотняемой среды, 35 В конструкции (фиг,14) привод вращения роликов 4 относительно диска 3 позволяет повысить частоту вращения относительно вала 2, например, с помощью мультипликатора, а привод от автономного привода по40 зволяет осуществить герметизацию вала 2 на режимах стоянки роторной машины, Формула изобретения

45 1. Радиальное гидродинамическое уплотнение вала, содержащее установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, размещенными в радиальном канале

50 между торцовыми поверхностями диска и стенки корпуса, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности герметизации и увеличения удерживаемого перепада давления. тела качения установ55 лены с воэможностью контакта и качения относительно стенки корпуса.

2. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что тела качения выполнены с увеличением их диаметральных размеров в на1672062

А-,4 Ф5

Ф 5

Фиг. 2 правлении от вала к периферии диска импеллера.

3. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что тела качения выполнены в виде роликов, которые расположены с отклонением их осей от радиального направления, при этом внутренние концы линий контакта роликов смещены от радиального направления в направлении вращения диска, а наружные концы — против направления вра5 щения диска, 1672062

Фиг Ф

1672062

1672062

1672062

1672062

Фиг.12

loi/062

I Г

Составитель Г.Щуренко

Редактор А.Кондрахина Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Заказ 2821 Тираж 432 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала Радиальное гидродинамическое уплотнение вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов насосов, компрессоров и других роторных машин

Изобретение относится к уп.1от нительной технике и может быть ис пользовано для герметизации роторных машин

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин Цель изобретения - повышение надежности герметизации

Изобретение относится к уплотнительной технике, Цель изобретения - повышение надежности герметизации при работе в содержащей твердые частицы жидкости за счет сепарации и вывода твердых частиц из полости уплотнения

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет повысить надежность путем автоматического регулирования скорости вращения радиальных лопаток

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных насосных агрегатах

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин

Изобретение относится к уплотнительной технике и может найти применение в качестве межступенчатых и концевых узлов уплотнений в насосах, компрессорах, турбонасосных агрегатах и т.п

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к бесконтактным уплотнительным устройствам импеллерного типа вращающихся валов гидромашин

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкциям уплотнений для гидравлических, пневматических двигателей, насосов, расходомеров двигателей внутреннего сгорания и т.п

Импеллер // 2036364

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к бесконтактным уплотнительным устройствам импеллерного типа вращающихся валов гидромашин
Наверх