Учебное пособие по геометрии в.п.шаманова

 

Изобретение относится к технике обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам по геометрии для тактического восприятия рельефной графики и пространственных построений. Учебный прибоч предложенной конструкции позволяет повысить удобство пользования и расширить его функциональные возможности. Это достигается такими конструктивными особенностями, как выполнение корпуса с полостью по всему его периметру рабочего опорного поля, размещения опорного элемента в данной полости с возможностью замены под открывающейся крышкой с окном , выполнением опорного элемента многослойным , слои которого выполнены последовательно чередующимися в оиде губчатой резины и бумажных прокладок, верхний опорный слой элемента выполнен перфорированным, Прибор дополнительно снабжен опорными точками, выполненными в виде стержней со сферическими наконечниками и другими конструктивными элементами 4 ил.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. (й)5 G 09 В 23/04

ГОСУДАРСТВЕН1ЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ф гн4!И1НЗР

ы. t,у (() т r

ОПИСАН ИЕ И ЗОБ РЕТЕ Ь ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4469374/12 (22) 08.08.88 (46) 07.09.91. Бюл, М 33 (75) В.П. Шаманов (53) 371.66/67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 157842, кл. G 09 В 23/04, 1962, (54) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ

B.Ï. ШАМАНОВА (57) Изобретение относится к технике обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам по геометрии для тактического восприятия рельефной графики и пространственных построений. Учебный прибо предложенной конструкции позволяет повысить удобство пользования и расИзобретение относится к технике для обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам для тактильного восприятия рельефной графики и пространственных построений при изучении математики (алгебры-геометрии) и других предметов, а также может быть использовано в средних общеобразовательных школах и

ПТУ.

Цель изобретения — повышение удобства использования и расширение его функциональных возможностей.

На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид, план; на фиг. 2- разрез А-А на фиг. 1; на фиг;3 — прибор при построении плоскостных рельефных иэображений по

» . Ы 1675925 Al ширить его функциональные возможности.

Это достигается такими конструктивными особенностями, как выполнение корпуса с полостью по всему его периметру рабочего опорного поля, размещения опорного элемента в данной полости с воэможностью замены под открывающейся крышкой с окном, выполнением опорного элемента многослойным, слои которого выполHåHû последовательно чередующимися в виде губчатой резины и бумажных прокладок, верхний опорный слой элемента выполнен перфорированным. Прибор дополнительно снабжен опорными точками, выполненными в виде стержней со сферическими наконечниками и другими конструктивными элементами. 4 ил, ° вел точкам координатных осей; на фиг. 4 — то же, при пространственном иэображении. 4

Учебный прибор (фиг. 1) содержит кор- (Я пус 1 (фиг. 2), опорный элемент 2, чертежный 0 инструмент 3 и приспособления 4. Корпус 1, выполнен с полостью 5 и дополнительным (Я дном б. Он снабжен выдвижным ящиком 7, в который укладывают чертежный инструмент и приспособления, при этом в полости

5 корпуса 1 размещен опорный элемент 2, который выполнен многослойным и содержит слои 8-10 губчатой резины, переложенные между собой слоями 11 и 12 бумажных прокладок, Опорный элемент 2 должен быть выполнен с воэможностью погружения кон цов и удержания приспособлений в вертикальном и наклонном положениях после

1675925

55 погружения их концов. Верхним слоем опорного, элемента 2 является сменный бумажный лист 13 чертежной или перфокарточной бумаги с вытащенными на поверхность пиками бумаги, образующими сетку. Верхний лист 13 прижат рамкой 14 с шарнирами 15 и защелками 16.

Для производства рельефно-плоскостных построений в качестве приспособлений используют опорные точки 17 (фиг. 3), Опорная точка 17 (фиг. 2) состоит из сферического наконечника и стержня 18, жестко связанных между собой. Конец стержня 18 опорной точки 17 выполнен в виде конуса и закруглен на вершине.

Длину стержня 18 опорной точки 17 выбирают с учетом высоты опорного элемента

2 таким образом, чтобы стержень 18 опорной точки 17 упирался в дно 5 углубления и между поверхностью 13 чертежной или перфокарточной бумаги и сферической поверхностью опорной точки 17 оставалось 1 — 1,5 мм цилиндрической поверхности стержня

18 опорной точки 17. При таком размере гибкий элемент 19 (например, натянутая резинка) сливается в одну линию, Для производства пространственных (стереометрических) иэображений фигур в качестве приспособлений используют трубчатые элементы 20 разной длины. Оптимальный диаметр стер>кней 2 мм, Концы этих элементов 20 выполнены в виде конусов, закругленных на вершине для удобства и безопасности работы с ними при производстве фигур.

Для получения контуров сечений графических фигур трубчатые элементы 20 снабжают ползунами 21 (фиг, 4). Прибор также включает в себя наконечники.22.

Учебный прибор работает следу|ощим образом.

На листе 13 чергежной или перфокарточной бумаги (фиг, 3) опорного элемента 2 намечают направление осей координат и их места Х -X и Y — Y, погружают в намеченные места опорные точки 17 и соединяют их гибкой тягой 19, например тонкой резинкой, Таким же способом 10 заданным координатам находят точки проектируемых фигур 23 или графиков и получают рельефное изображение плоскостной фигуры 23 или графика (не показан). Такое изображение удобно для тактильного восприятия, К >оме соединения гибких элементов 19 опорные точки 17 можно соединять с помощью специального рейсфедера, вытаскивающего на поверхность часть деформированной бумаги и образующего рельефный след, или другими приспособлениями, например скобками, образующими рельефный след на бумаге.

Для производства пространственных изображений (фиг.4) стереометрических фигур в качестве приспособлений используют трубчатые элементы 20 разной длины.

Одним концом их погружают в Опорный элемент 2 вертикально или под углом до упора со стенкой дна 5 корпуса 1 по заданным координатам или по определенным размерам, например в точки ВСД.

Вторые концы трубчатых элементов в случае необходимости, например для производства тетраэдра йа вершине, можно соединить наконечником 22, внутренний диаметр которых соответствует наружным диаметрам трубчатых элементов 20, Для получения контуров сечений этой. фигуры трубчатые элементы 20 снабжают ползунами 21 и устанавливают их на заданной высоте h, Ползуны соединяют посредством гибкого элемента 19 и полученный треугольник ВСД характеризует сечение этой фигуры, Подобным способом можно выполнить и другие фигуры.

В результате, построенные стереометрические фигуры, а также полученные на них следы сечений легко доступны для тактильного восприятия слепыми и слабовидящими учащимися.

Пример 1, Рассмотрим предлагаемое устройство для производства рельефных плоскостных фигур. Габариты предлагаемого устройства составляют 350х250х50 мм.

Глубина мягкого слоя опорного поля, в который погружают стержни,16 мм. Габариты опорных точек: общая длина 20 мм, диаметр стержня 2 мм, диаметр сферического шарика 3 мм.

Для производства рельефных плоскостных построений на верхнем слое перфорированной или чертежной бумаги по осям координат или по размерам намечают крайние точки треугольника. Погружают в эти места приспособления, выполненные в виде опорных точек. На стержни опорных точек натягивают замкнутое кольцо резинки, которую размещают в промежутке между листом чертежной перфорированной бумаги и сферической частью опорной точки.

Полученная рельефная фигура удобна для тактильного восприятия и способ ее выполнения очень прост и доступен учащимся.

П р и и е р 2. Для производства пространственных построений используют стержни разной длины 100-300 мм. Оптимальный диаметр стержней 2 мм. Радиус закругления конических торцов 0,5 мм. В намеченные места опорного поля погружа-

1675925 ют одним концом трубчатые элементы, верхние концы их соединяют связкой наконечником, который образует вершину тетраэдра.

Таким образом, применение предложенного учебного прибора позволяет расширить функциональную воэможность прибора для тактильного восприятия плоскостных и пространственных фигур и сечений этих фигур. Это ускорит процесс обучения математики (алгебры, геометрии), а также других предметов с помощью тактильного восприятия в школах слепых и слабовидящих, Кроме того, повысит качество обучения, а также даст возможность самостоятельного пользования этим прибором при обучении.

Формула изобретения

Учебное пособие по геометрии, содержащее набор трубчатых элементов, наконечники для удержания концов стержней, средство для формирования контура плоской фигуры и опорный элемент для фиксации положения свободного конца стержня, 5 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью удобства пользования и расширения функциональных возможностей, оно дополнительно имеет набор стержней со сферическими наконечниками для обозна10 чения точек на панели и основание с полостью,. выполненной по периметру панели для размещения в ней упругого элемента, и крышкой с окном для установки в нем панели, при этом средство для формирования

15 контура плоской фигуры включает ползуны на стержнях и гибкие элементы, опорный элемент выполнен в виде последовательно чередующихся слоев губчатой резинМ и бумажных листов, а панель — в виде перфори20 рованного листа.

17 Д

-." 77

Саста в итег, ь Е, Агав н

Техред M.Mîðråíòàë

Корректор Т. Малец

Редактор Б. Бу, рзнкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3005 Тираж 276 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Учебное пособие по геометрии в.п.шаманова Учебное пособие по геометрии в.п.шаманова Учебное пособие по геометрии в.п.шаманова Учебное пособие по геометрии в.п.шаманова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам по начертательной геометрии и может быть использовано в учебном процессе при изучении свойств центрального проецирования

Изобретение относится к демонстрационным приборам по начертательной геометрии и позволяет повысить наглядность путем одновременного образования винтовой линии в пространстве и на чертеже

Изобретение относится к учебно-тренировочным устройствам по начертательной геометрии для изучения и демонстрации теоремы о проецировании прямого угла

Изобретение относится к демонстрационным устройствам по курсу начертательной геометрии и черчения

Изобретение относится к наглядным пособиям , в частности к учебным приборам по тригонометрии

Изобретение относится к учебным приборам и может быть, в частности, использовано для изучения способом нахождения точек пересечения прямой с цилиндрической поверхностью на эпюре Монжа

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям, в частности по математике и механике при изучении разложения векторов по координатным осям

Изобретение относится к учебным пособиям по начертательной геометрии и позволяет повысить наглядность демонстрации способа секущих концентрических сфер

Изобретение относится к наглядным пособиям по начертательной геометрии и может быть использовано для демонстрации способа определения натуральной величины плоской фигуры на эпюре Монжа, вращением вокруг прямых уровня

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии для изучения и демонстрации способов преобразования проекций

Изобретение относится к математическим моделям

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано для наглядной демонстрации сечений, получаемых при пересечении плоским потоком света различных геометрических объемных пространственных тел, таких как тел вращения - цилиндр, конус, или пирамид с основанием в виде треугольника или квадрата, или многогранников, таких как, например, куб, параллелепипед, гексаэдр и других подобных тел

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения и демонстрации падающих теней от прямых на моделях поверхностей различных видов

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения, демонстрации и вычерчивания плоских фигур, лежащих в предметной плоскости, в линейной перспективе

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением

Изобретение относится к области образования, а именно к обучению геометрии
Наверх