Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы. Цель изобретения - повышение эффективности за счет выравнивания текущего коэф. вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования. Отстройку бортов Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы. Целью изобретения является повышение эффективности разработки за счет выравнивания текущего коэффициента вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования вскрышных пород. На фиг.1 изображено продольное развитие карьера с внешним отвалообразованием; на фиг.2 - расконсервация карьера ведут отработкой его горизонтов первой и второй очередей. Разработку горизонтов ведут продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах При этом отстройку бортов карьера первой очереди осуществляют с частичной консервацией на них вскрышки. Указанную отстройку ведут под проектным углом погашения . Формирование транспортных трасс из автосъездов ведут на каждом из бортов прямолинейно попарно-сближенно на всю глубину консервации. При этом формирование указанных трасс ведут со встречным направлением на противоположных бортах. Затем производят погоризонтную расконсервацию бортов на всю ширину консервации . Одновременно отсыпают породные соединительные перемычки на нижних горизонтах карьера первой очереди Отсыпку ведут в точках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость. Транспортирование вскрышных пород в отвал и полезного ископаемого ведут по одной трассе на одном из бортов. 4 ил. погашенных бортов карьера первой очереди; на фиг.З - продольный разрез карьера с нанесенными проекциями трасс из автосъездов на вертикальную плоскость: на фиг.4 - поперечный разрез карьера с соединительной породной перемычкой. Способ осуществляют следующим образом . Первоначально ведут отстройку бортов карьера отработкой его горизонтов первой очереди продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах, При этом осуществляют частичную консервацию на указанных бортах вскрышки. ОтО х| ч Ы -А О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР, ::Щ9 ?.1 Я

° j y

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4498053/03 (22) 27.10.88 (46) 15.09.91. Бюл. ¹ 34 (71) Производственное объединение "Каратау" (72) И.Т, Брехов (53) 622.271(088.8) (56) Юматов Б.П. и др. Строительство и реконструкция рудных карьеров. M.: Недра, 1978, с.128 — 129.

Авторское свидетельство СССР

¹ 985289, кл, Е 21 С 41/06, 1981. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопэдающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы. Цель изобретения — повышение эффективности эа счет выравнивания текущего коэф. вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспо1зтирования. Отстройку бортов

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано ,при открытой разработке крутопадающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы.

Целью изобретения является повышение эффективности разработки за счет выравнивания текущего коэффициента вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования вскрышных пород.

На фиг.1 изображено продольное развитие карьера с внешним отвалообраэованием; на фиг.2 — расконсервация

„„ЫЛ„„1677316 А1 карьера ведут отработкой его горизонтов первой и второй очередей. Разработку горизонтов ведут продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах. При этом отстройку бортов карьера первой очереди осуществляют с частичной консервацией на них вскрышки. Указанную отстройку ведут под проектным углом погашения. Формирование транспортных трасс из автосъездов ведут на каждом из бортов прямолинейно попарно-сближенно на всю глубину консервации. При этом формирование указанных трасс ведут со встречным направлением на противоположных бортах, Затем производя погоризонтную расконсервацию бортов на всю ширину консервации, Одновременно отсыпают породные соединительные перемычки на нижних гориэонтах карьера первой очереди. Отсыпку ведут в точках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость. Транспортирование вскрышных пород в отвал и полезного ископаемого ведут по одной трассе на одном из бортов. 4 ил, погашенных бортов карьера первой очереди; на фиг.3 — продольный разрез карьера с нанесенными проекциями трасс из автосъеэдов на вертикальную плоскость: на фиг.4 — поперечный разрез карьера с соединительной породной перемычкой.

Способ осуществляют следующим образом.

Первоначально ведут отстройку бортов карьера отработкой его горизонтов первой очереди продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах.

При этом осуществляют частичную консервацию нэ указанных бортах вскрышки. От1677316

55 стройку бортов ведут под проектным углом погашения. Транспортировку горной массы осуществляют по транспортным трассам из автосъездоь 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, сформированных на каждом из бортов прямолинейно и попарно-сближенно на всю глубину консервации. Попарно-сближенные трассы па, раллельны между собой, а их проходку производят на расстоянии 500 — 1000 м друг от друга, Прямолинейные трассы из автосъездов, противолежащих бортов карьера имеют встречное направление. Вскрышные лороды доставляют в отвал, а добытое полезное

,ископаемое — потребителю, Затем производят погоризонтную рас консервацию бор-.ов на всю ширину консер,, вации с отсыпкой породных соединительных перемычек 7 и 8 на нижних горизонтах карьера первой очереди в точках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость с транспортированием по одной трассе на одном из бортов. Более детально указанные операции выполняют следующим образом, Расконсервацию висячего борта (фиг.2) осуществляют продольными и поперечными заходками до предельного контура с по" гашением anòñcüeçäoâ.1 и 4 и отстройкой их вновь в границах предельного контура на сближенном друг от друга расстоянии.

Вскрышные породы при этом транспортируют по автосъеэдам 2 и 3.

В то же время на лежачем боку расконсервируют горизонты борта, расположенные над съездами 5 и 6 до предельного контура и по ним же транспортируют вскрышку, При этом верхние горизонты до отметки 2h на границе выхода автосъеэда 5 на поверхность отрабатывают до контура расконсервации, транспортируя вскрышку по автосъезду 6.

Одновременно с этой расконсервацией отсыпают соединительные породные перемычки 7 и 8, добавляя вскрышку с горизонта

Зп на горизонт 5h. Завершая расконсервацию висячего борта, одновременно дорабатывают вскрышку под автосъездами 5 и 6, транспортируя ее с отметки h до отметки Зп по самим автосъездам и далее через перемычки на автосъезды 2 и 3. Затем отрабатывают нижние горизонты 4h и 5h, транспортируя вскрышку по автосьездам 2 и 3 и вновь отстроенным автосъездам 1 и 4 (фиг.2}.

Оптимизацию размещения трасс автосъездов, пересекающихся в проекции их на вертикальную плоскость, производят по отысканию точки пересечения на аппроксимированном треугольнике пород под автосъездом.

Согласно изложенному на продольном профиле карьера (фиг.3) наносят трассы автосъездов 2 и 3 по висячему боку, а также автосъездов 5 и 6 — по лежачему боку и указывают место отстройки соединяющих автосъеэды перемычек 7 и 8.

На фиг,3 изображена равнинная поверхность карьера. При этом условии оптимальное расположение соединительной перемычки 8 определено между автосъездами 3 и 6, Здесь же показаны очередность и объемы погашаемого борта под автосъездом 6, Наиболее рациональные трассы авгосъездов, которые будут отстроены для отработки карьера после его реконструкции, отмечены на фиг.3 позициями 9, 10 и 11, Здесь также соблюдают принцип пересечения трасс для установления кратчайших плеч транспортировки горной массы внутри обрабатываемого карьера. Соединительная перемычка 7 изображается на поперечном разрезе (фиг.4), где автосъезд 2 по висячему боку и автосьезд 5 по лежачему боку находятся на горизонте 3h, что свидетельствует о небольшом объеме вскрышных пород, необходимом для отсыпки перемычки 7.

Условия ведения горных работ по предлагаемому способу обеспечивают прямолинейное движение автотранспорта по автосъездам до дна расконсервации, При этом все породы, размещенные над долговременнымии автосъездами, отрабатывают на всю ширину расконсервации, а затем направление отработки и погашения объемов под автосъездами меняют на противоположное и движение груженого автотранспорта становится вновь прямолинейным с переходом трассы движения с погашаемого борта через перемычку на противоположный борт.

Формула изобретения

Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых, включающий отстройку бортов карьера отработкой его горизонтов первой и второй очередей продольными и поперечными эаходками на вскрышных и добычных уступах с формированием транспортных трасс иэ автосьеэдов и транспортирование вскрышных пород в отвал и полезного ископаемого потребителю, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разработки за счет выравнивания текущего коэффициента вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования вскрышных пород, 1677316

77 70 отстройку бортов карьера первой очереди осуществляют с частичной консервацией на них BcKpblLUKM под проектным углом погашения, формирование транспортных трасс .из.автосьездов ведут на каждом из бортов прямолинейно попарно-сближенно на всю глубину консервации со встречным направлением указанных трасс на противоположных бортах, а затем производят погоризонтную расконсервацию бортов на всю ширину консервации с отсыпкой породных соеднительных перемычек на нижних гори5 зонтах карьера первой очереди в тачках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость с транспортированием по одной трассе на одном из бортов, 1677316

Составитель M, i радусов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Э Лончакова е

Ре,актер А, Лежнина,1роизводственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101.Заказ 3096 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промети и м.б

Изобретение относится к горной промети и м.б

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для переработки горной массы (ГМ) до заданного гранулометрического состава

Изобретение относится к горной промети и предназначено для открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промети и м.б

Изобретение относится к комбинированной разработке неглубоко залегающих пластовых месторождений полезных ископаемых (ПИ)

Изобретение относится к горному делу и предназначено для открытой разработки рудных и нерудных твердых полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при ведении отвальных работ на слабом основании

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке нагорных месторождений

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием
Наверх