Устройство для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность устройства для утилизации тепла двигателя внутреннего сгораний. Вентилятор 3 установлен между радиатором 2 системы охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания и газовоздушным теплообменником 9, который подключен к магистрали 10 выпуска отработавших газов, Трехходовой кран 4 установлен с возможностью поочередного перекрытия входного участка впускного грубопровода 3 и ответвления для всасывания воздуха, выходящего из теплообменника 3, и связан с датчиком 5 температуры жидкости в радиаторе. Второй трехходовой кран 7 связан с датчиком 8 температуры воздуха на выходе из теплообменника и установлен в стыке нагнетательного трубопровода вентилятора с ответвлением для сообщения с атмосферой . После запуска двигателя 1 включают вентилятор 6 и подают отработавшие газы из магистрали 10 в теплообменник 9. Пока температура жидкости в радиаторе не достигнет 50-55° С, трехходовой кран находится в положении, при котором воздух в вентилятор поступает из ответвления, Затем кран поворачивается, изменяя сечение входного участка впускного трубопровода и ответвления. При температуре жидкости 90°С ответвление перекрывается полностью. При повышении температуры воздуха на выходе из теплообменника до 18°С второй трехходовой кран 7 открывает ответвление и происходит частичный выпуск воздуха в атмосферу . При температуре выше 22° С весь воздух выпускается в атмосферу. 1 ил. О ч х| W Ov

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОВРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4610429/06 (22) 29.11:88 (46) 15.09.91. Бюл. hh 34 (71) Московский геологоразведочный институт им.С.Орджоникидзе (72) M.Â.Måðêóëoå, С.Г.Богодист, Л.M.Jlèìèтовский и 10.В,Тихонов (53) 621.43.068.1 (088.8) (56) Выложенная заявка ФРГ

М 3021491, кл. В 60 Н 1/02, опубл. 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ TEllЛА ДВ ИГАТЕЛ Я В НУТРЕ Н НЕГО СГОРА"

НИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность устройства для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания. Вентилятор б установлен между радиатором 2 системы охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания и газовоэдушным теплообменником 9, который подключен к магистрали 10 выпуска отработавших газов, Трехходовой кран 4 установлен с воэможностью поочередного перекрытия входного участка впускного труИзобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а конкретно к установкам с двигателями внутреннего сгорания и со средствами утилизации потерь тепла двигателей.

Цель изобретения — повышение эффективности устройства для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания.

„„ЯЦ „„1677361 А1 (s))s F 02 6 5/04, В 60 Н 1/02 бопровода 3 и ответвления для всасывания воздуха, выходящего из теплообменника 3, и связан с датчиком 5 температуры жидкости в радиаторе. Второй трехходовой кран 7 связан сдатчиком 8температуры воздуха на выходе из теплообменника и установлен в стыке нагнетательного трубопровода вентилятора с ответвлением для сообщения с атмосферой. После запуска двигателя 1 включают вентилятор 6 и подают отработавшие газы из магистрали 10 в теплообменник

9. Пока температура жидкости в радиаторе не достигнет 50 — 55 С, трехходовой кран находится в положении, при котором воздух в вентилятор поступает из ответвления. Затем кран поворачивается, изменяя сечение входного участка впускного трубопровода и ответвления. При температуре жидкости

90 С ответвление перекрывается полностью.

При повышении температуры воздуха на выходе из теплообменника до18 С второй трех ходовой кран 7 открывает ответвление и происходит частичный выпуск воздуха в атмосферу. При температуре выше 22 С весь воздух выпускается в атмосферу. 1 ил, На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Двигатель 1 внутреннего сгорания выполнен с жидкостным охлаждением. Радиатор 2 этой системы при помощи впускного трубопровода 3, в котором установлен трехходовой кран 4, связанный с датчиком 5 температуры жидкости в радиаторе, под1677361 ключен к вентилятору 6. Трехходовой кран

4 установлен.с возможностью поочередного перекрытия входного участка трубопровода

3 и ответвления от этого трубопровода, Второй трехходовой кран 7 связан с 5 датчиком 8 температуры воздуха на выходе из теплообменника 9 (в обогреваемом помещении) L1 установлен в стыке нагнетательно го трубопровода вентилятора с ответвлением для сообщения с атмосферой. 10

Магистраль 10 выпуска отработавших газов двигателя соединена через управляемый запорный орган 11 с коллектором гаэовоздушного теплообменника 9, Устройство работает следующим абра- 15 зом

После того, как двигатель 1 запущен, включают вентилятор 6. Отработавшие газы подаются по магистрали 10 через запорный орган 11 в газовый теплообменник 9, До тех 20 пор, пока температура жидкости в радиаторе 2 не достигнет 50-55 С, треходовой кран 4 установлен в положение, при котором BBHтилятор забирает воздух, выходящий из ,теплообменника в обогреваемое помеще- 25 ,ние, Таким образом, пока двигатель не про, греет жидкость, радиатор 2 в работе системы утилизации не участвует, однако расход воздуха через теплообменник 9 не снижается, что обеспечивает режим работы 30 теплообменника с высокой эффективностью.

После того, как температура жидкости в радиаторе достигнет 55 С, сигнал от датчика 5 подается на трехходовой кран 4 и по 35 мере увеличения температуры вентилятор 6. забирает воздух частично иэ входного участка трубопровода 3, обдувая радиатор, а частично из обогреваемого помещения. В этом случае также величина расхода возду- 40 ха через теплообменник остается оптимальной. При температуре радиатора 90 С. трехходовой кран 4 полностью перекрывает ответвления и вентилятор полностью всасывает воздух из входного участка, обдувая 45 только радиатор, что обеспечивает его эффективное охлаждение.

При повышении температуры на выходе из теплообменника (в обогреваемом здании) до 18 С сигнал датчика 8 температуры 50 воздуха подается на эапорный орган 11, который перекрывает подачу газов в теплообменник 9 и направляет их в атмосферу, что способствует снижению сопротивления выхлопу и повышает эффективность работы устройства, При дальнейшем повышении температуры в обогреваемом здании сигнал датчика 8 подается на трехходовой кран 7, который по мере увеличения температуры уменьшает сечение на подачу воздуха в обогреваемое помещение и увеличивает сечение ответвления для выпуска воздуха в атмосферу.

При температуре в помещении 22 С трехходовой кран 7 переводится в положение, при котором весь воздух, подаваемый вентилятором, направляется в атмосферу, При дальнейшем повышении температуры воздуха подается сигнал на отключение вентилятора. В этом случае снижается расход энергии на привод вентилятора. Все это повышает эффективность утилизации тепла двигателя.

Формула изобретения

Устройство для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания, содержащее газовоздушный теплообменник, подключенный через распределитель к магистрали выпуска отработавших газов и установленный в обогреваемом помещении, преимущественно в салоне транспортного средства, и вентилятор последовательного обдува радиатора системы охлаждения и газовоздушного теплообменника, о т л и ч а ющ е е с я. тем, что, с целью повышения эффективности, устройство снабжено датчиком температуры жидкости в радиаторе и датчиком температуры воздуха на выходе из теплообменника и двумя трехходовыми кранами, вентилятор установлен между радиатором и теплообменником и связан с первым при помощи впускного трубопровода, подключенного входным участком к радиатору и снабженного ответвлением для всагывания воздуха, выходящего из теплообмен ника, один из трехходовых кранов установлен в этом трубопроводе с возможностью поочередного перекрытия входного участка и ответвления и связан с датчиком температуры жидкости, а между вентилятором и теплообменником установлен нагнетательный трубопровод и ответвление для сообщения с атмосферой, причем второй трехходовой кран установлен в стыке нагнетательного трубопровода с ответвлением с возможностью их поо еред»ого перекрытия и связан с датчиком 1t .ì»åðà óры воздуха на выходе из теплообчс»»ика.

1677361

Составитель М.Файн

Редактор M.Âàñèëüåâà Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И. Муска

Заказ 3098 Тираж 349 Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и m кршиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4t5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания Устройство для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания Устройство для утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность установки

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность установки путем обеспечения работоспособности двигателя при снижении кол-ва потребляемого тепла во внешней отопительной системе

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самосвальным кузовам грузовых транспортных средств, в которых предусмотрен обогрев груза, перевозимого в кузове

Изобретение относится к устройству для отопления и вентиляции салона транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение эффективности работы системы отопления

Изобретение относится к транспортному и дорожному машиностроению, преимущественно к устройствам для обогрева кабин экскаватора

Изобретение относится к отопительной технике транспортных средств (ТС), например автобусов, троллейбусов

Изобретение относится к автомобилестроению , преимущественно к устройствам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в салоне автомобиля , и позволяет повысить эффективность таких систем

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к отопителям транспортных средств, и

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к установкам для кондиционирования воздуха, поступаюш;его в са лон транспортного средства, и обеспечивает повьшение эффективности работы в условиях высоких температур и большой влажности

Изобретение относится к транспортному мац иностроению, в частностн к автомобилестроению
Наверх