Винтовая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность работы винтовой передачи, Для этого входящее в передачу устройство для фиксации натяга выполнено в виде разрезанной в осевом направлении упругой втулки 5, взаимодействующей с гайками 2 и 3 Для обеспечения расфиксации при регулировании натяга в месте разреза втулки 5 выполнено резьбовое отверстие конической или цилиндрической формы, с которым взаимодействует винт с цилиндрической либо конической резьбой, т е резьбой, не идентичной резьбе отверстия При необходимости повышения жесткости в гайках 2 и 3 выполнены соответственно расточки, в которых размещена втулка 5, взаимодействующая с их цилиндрическими поверхностями . В гайке 2 выполнены два диаметрально расположенных резьбовых отверстия с возможностью взаимодействия с элементами расфиксации - винтами. 4 з п ф-лы, 11 ил. сл с лш

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 25/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о ь

) iC) (21) 4427758/28 (22) 20.05,88 .(46) 15.09.91, Бюл. ¹ 34 (71) Одесское производственное объединение прецизионного станкостроения "Микрон" (72) Н.Н.Бугазиянос, B.À.Âàéñìàí, В.М,Коренман, В.А.Марченко, В.В.Тимченко, А.Г.Шишов. М.Б.Шкапенюк и А.В,LUypos (53) 621.231.233 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1441120, кл. F 16 Н 25/22, 1987. (54) ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность работы винтовой передачи, Для этого входящее в передачу устройство для фиксации натяга выполнено в виде разрезанной в

„„5U „„1677430 Al осевом направлении упругой втулки 5, взаимодействующей с гайками 2 и 3. Для обеспечения расфиксации при регулировании натяга в месте разреза втулки 5 выполнено резьбовое отверстие конической или цилиндрической формы, с которым взаимодействует винт с цилиндрической либо конической резьбой, т.е. резьбой, не идентичной резьбе отверстия. При необходимости повышения жесткости в гайках 2 и 3 выполнены соответственно расточки,.в которых размещена втулка 5, взаимодействующая с их цилиндрическими поверхностями. В гайке 2 выполнены два див метр ал ьно расположен н ых резьбо вы х отверстия с возможностью взаимодействия с элементами расфиксации — винтами. 4 з.п.ф-лы, 11 ил.

1677430

Изобретение относится к машиностроению, а именно к винтовым передачам, и может быть использовано, в,частности в станкостроении и приборостроении.

5.

Цель изобретения — повышение надежности, обеспечение расфиксации гаек при регулировании натяга, повышение жесткости, На фиг, 1 изображена винтовая переда- 10 ча, осевой разрез; на фиг. 2 — то же, фрагмент вида сверху; на фиг. 3 и 4 — узел I на фиг. 1 (варианты элементов расфиксации); на фиг. 5 — вариант выполнения передачи, осевой разрез; на фиг. 6 — сечение В-В на 15 фиг. 5; на фиг.7 — вариант выполнения передачи, осевой разрез; на фиг. 8 — сечение à — Г на фиг. 7; на фиг, 9 — вариант выполнения передачи, осевой разрез; на фиг. 10 — сечение Д вЂ” Дна фиг.9; на фиг. 11 — узел ll на фиг. 20

9 (без гайки и винтов).

Передача содержит винт 1, две гайки 2 и 3, упирающиеся торцами А и Б друг в друга, тела 4 качения, расположенные в канавках винта 1 и гаек 2 и 3, и разрезанную в осевом направлении упругую втулку 5, взаимодействующую с гайками 2 и 3.

В варианте выполнения передачи (фиг.2) в месте разреза втулки выполнено резьбовое отверстие 6 конической (фиг.3) 30 или цилиндрической формы (фиг.4), Элементом расфиксации служит винт 7 с цилиндрической либо конической резьбой, т.е, с резьбой, не идентичной резьбе отверстия 6.

В варианте выполнения передачи (фиг,5) в гайках 2 и 3 выполнены соответственно расточки 8 и 9. В гайке 2 выполнены два диаметрально расположенных резьбовых отверстия 10, а элементами расфиксации являются винты 11 (фиг,б).

В варианте выполнения передачи (фиг.7) втулка 5 содержит два резьбовых отверстия 12, выполненные перпендикулярно плоскости разреза; а фиксирующими элементами служат винты 13 (фиг,8), 45

В варианте выполнения передачи (фиг.9) в гайках 2 и 3 выполнены проточки в форме двух цилиндрических участков 14 и

15 и конического участка Т6, а во втулке 5— соответствующие проточкам гаек цилинд- 50 рические расточки 17 и 18 и конические " расточки 19 (фиг,11). Фиксирующими элементами служат два винта 13, В конструкциях, изображенных на фиг. 1, 7 и 9, втулки 5 с целью уменьшения радиальных габаритов помещают в проточках гаек 2 и 3. В конструкции, изображенной на фиг, 5, втулку 5 вставляют в расточку гайки 2, Осевой разрез втулки 5 позволяет. увеличив радиальные габариты, надеть ее на гайку 2 в конструкции, изображенной нэ фиг.9.

Сборку передачи осуществляют следующим образом.

В гайку 2 засыпают тела 4 качения (шарики) и навинчивают ее на винт 1. На цилиндрическую поверхность гайки2 со стороны торца А надевают разрезанную в осевом направлении упругую втулку 5. На наружную цилиндрическую поверхность гайки 2 надевают технологическую втулку (не показана), внутренний диаметр которой равен наружному диаметру гаек 2 и 3, Затем засыпают в гайку 3 тела качения и навинчивают ее на винт 1. Гайки 2 и 3 выставляются соосно за счет того, что технологическая втулка частично находится на гайке 2, а частично— на гайке 3, Ключами, вставляемыми в лыски гаек 2 и 3 (не показаны), проворачивают гайки до упора торцов А и Б и создания необходимого натяга, величину которого контролируют по величине момента холостого хода, Через гайку 3 снимают технологическую втулку.

В варианта выполнения передачи (фиг.1) благодаря тому, что внутренний диаметр упругой втулки 5 несколько меньше диаметра расточек гаек, втулка 5 жестко охватывает гайки 2 и 3, образуя неподвижный цельный узел. При необходимости изменения величины натяга в атой передаче в резьбовое отверстие 6 ввинчивается винт 7. В результате того, что одна из резьб выполнена конической, а другая -- цилиндрической, происходит рас>катие упругой втулки 5. Ключами проворачивают гайки 2 и 3 друг относительно друга до создания необходимого натяга и вновь вывинчивают винт 7, фиксируя натяг, В варианте выполнения передачи (фиг.5) благодаря тому, что наружный диаметр упругой втулки 5 несколько больше, чем диаметр расточки гаек 2 и 3, перед тем, как навинтить на винт гайку 3, втулку 5 несколько сжимают (что возможно благодаря осевому разрезу) и вставляют в расточку гайки 2, Затем в диаметрально расположенные резьбовые отверстия 10 (фиг. 5 и 6) ввинчиваются винты 11, которые, сжимая втулку 5, уменьшают ее радиальные габариты. Затем на винт навинчивают собранную с шариками 4 гайку 3, создают необходимый предварительный натяг и, вывинчивая винты 11 из резьбы 10, жестко фиксируют созданный натяг, В этой конструкции жесткость выше, чем в доугих, ввиду увеличения площади кольца плоского стыка между гайками 2 и 3.

В варианте выполнения передачи (>иг,7) жесткая фиксация натяга осуществ1 «>;7430 ляется в результате стяжки втулки 5 к наружным цилиндрическим поверхностям проточек гаек 2 и 3 винтами 13. Ввиду того, что в результате погрешностей изгnTовлc«I!1ÿ прогочек гаек 2 и 3 их диаметры несколько 5 отличаются, во Втулке 5 име!отсл два резьбовых отверстия и стяжка втулки 5 nc) цест вляется двумя Винтами к каждой из гаек, что позволяет жестко зафиксировать Гс Йкy OT относительного проворота. 10

В варианте sûполнения передачи (фиг.8) жесткая фиксация гаек 2 и 3 от взаимного проворота осуществляется В результате сжатия кони-iacl

BTvllKM 5 K конич8cKMM проточкам 16 f38!< 2 Icl 15

3 — с помощью винтов 13. В этой конструкции возникает сосгавляющая сила, при><има!Ощая торцы А и Б гаек 2 и 3 друг к другу, Благодаря ей, даже при pacKpI!TI!и стыка между рабочими торцами гаек 2 и 3 (это 2р явление- возникает при действии на передачу силы, в 3 — 4 раза превосходящей силу натяга) не происходит их относительный разворот.

Винтовая передача работает следу!ощим образом.

При вращении винта 1 перемещение, гайкам 2 и 3 передается через тела 4 качения. Рабочий орган станка, базирующийся по фланцу гайки 2, совершает поступательное 3ð перемещение вместе с гайками 2 и 3.

При необходимости увсличения натяга в процессе эксплуатации в каждой из ",îíñòрукций производят расфиксаци!о упругой втулки 5, восстанавливают необходимый натяг и вновь его фи:<сируют, Формула изобретения

1, Винтовая передача, содер>кащая

BAHT, PB8 «айки, взаимодеЙствУInlU!18 с !411M тела качения, располо>кенные в канавках винта и гаек, и устройство для фиксации натяга, о тл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью повышения «4адеж«!Ости, на обращенных один к другому торцах гаек выполнены соответству!Ощ«!8 расточки либо hR наруж1!ых цили!!дричесY;IY, поверхностях гаек выполH8«! 1! СООТВ8 ЯСТВУ!О!Ц!18 ПРОДОЛ ЬН i8 Г! РОТО 1КИ, а ЧCT00IICТ!!0,! Ля !«1КСBL!!1!1 iic я! О выполнено в Ви! <. упругой B р : l1, рг!ар зан(!Ой В ОСЕВОЬI tia! tðaa! :<Л!!" i, -1 KcC Вl! ВЛЕ!!1!О!л

B расточках или проточках, 2. H8p8äaча г!О Il,1, 0 ! и:! а;о щ а яс я тем, что, с цельin повь !!!Он:.1я >K-,.cTKncòè, В ОднОЙ из га8к Г ы пол вен ! два дг18! 1етрал ьно расположе«,ных отaaрстил, Оси ко-npl=!. ";

П8 Оп 8 НДИКУ;l

4. Передача по п.1, о т л и ч а о щ а я с я тем, что упругая втулка, распогожен!!Вя B проточках гаек, имеет два резьбовых 0ТВерстия, оси которых перпендикулярны плоскости ее разреза, а передача снабжена двумя элементами расфиксации, каждый в гиде ви !тОВ, Взаимодействующих с соответству-! ощими резьбовыми отвеостия 1!1 гаек, 5. Передача по п. „0 т л и ч а !о щ а я с я тем, что проточки гаек выполнены ступенчатыми в виде двух прямолинейных участков, соединенных наклонным участком, à ВО втулке выполнены расточки, экв!«!д!1ста«!тнь!е проточкам гаек и предназна !енные длл вза«!модейств!1я с ним!1.

1677430

1677430

1677430

f7

Дог.11

Составитель P.Îæèíà

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М.Максимишинец

Редактор И.Касарда

Заказ 3101 Тираж Подписное

ВНИИП

ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 роизводстве но-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Винтовая передача Винтовая передача Винтовая передача Винтовая передача Винтовая передача Винтовая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам, преобразующим вращательное движение в поступательное в приводах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в винтовых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов в качестве редуцирующей передачи

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шариковым винтовым передачам, и может быть использовано в приводах подач металлорежущих станков Цель изобретения - повышение точности и жесткости и ул чтение технологичности Для получения положительного эффекта на цапфах 9 винта 2, взаимодействующего с гайкой 3, и соответственно на внутренней поверхности колец 6, установленных в опорах винта, выполнены соответственно кольцевые канавки 10 и 11, которые вместе с канавками вкла дышей, установленных в пазах 12 колец 6

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах перемещения исполнительных органов машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к машиностроению , а именно к винтовым передачам, и может быть использовано, например, в станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков, приборов и других машин

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в различных устройствах, где требуется высокоточное прямолинейное перемещение рабочего органа

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в винтовых передачах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное, что особенно используется в транспортном и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах, эксплуатируемых в затрудненных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к электромеханическим приводам и предназначено для использования в устройствах, где рабочее звено, например поворотная радиолокационная антенна, совершает секторное качание
Наверх