Винтовая пара с гидростатической смазкой

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах металлорежущих станков, грузоподъемных и других машин. Цель изобретения - повышение несущей способности и износостойкости винтовой пары путем увеличения поверхности контакта, а также повышение надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа, С этой целью каналы 9 выполнены в гайке 3 таким образом , что линия 10 пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки 3 с поверхностью выступов этой резьбы расположена по касательной к поперечному сечению каждого из каналов 9. При вращении винта 1 отработанное масло вместе с продуктами износа скапливается в зазоре1 между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3 и полностью выводится через каналы 9 и 5 за пределы винтовой пары, при этом отпадает необходимость выполнения на нерабочей поверхности резьбы гайки 3 какой-либо маслосбррной канавки, 2 ил. ;; w е о ы ю О Ю v| Фаа1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 25/20

ГОСУДАРСТВ ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4744333/28 (22) 02.10.89 (46) 23.09.91. Бюл. М 35 (71) Челябинский металлургический комбинат (72) В.И.Сафронов (53) 62-231.223 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1533793, кл. В 21 В 31/24, 1988. (54) ВИНТОВАЯ ПАРА С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ СМАЗКОЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах металлорежущих станков, грузоподъемных и других машин. Цель изобретения — повышение несущей способности и износостойкости винтовой пары путем увеличения

2 1. Ж„, 1679097 А1 поверхности контакта, а также повышение надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа. С этой целью каналы 9 выполнены в гайке 3 таким образом, что линия 10 пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки 3 с поверхностью выступов этой резьбы расположена по касательной к поперечному сечению каждого из каналов 9, При вращении винта 1 отработанное масло вместе с продуктами износа скапливается в зазоре между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3 и полностью выводится через каналы 9 и 5 за пределы винтовой пары, при этом отпадает необходимость выполнения на нерабочей поверхности резьбы гайки 3 какой-либо маслосборной канавки, 2 ил.

1679097

35

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах поступательных перемещений металлорежущих станков, груэоподьемных и других машин.

Цель изобретения — повышение несущей способности и износостойкости винтовой пары путем увеличения поверхности контакта, а также повышение ее надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа иэ рабочей зоны контакта.

На фиг. 1 изображена предлагаемая винтовая пара, осевой разрез; на фиг, 2— вид А на фиг. 1, Винтовая пара с гидростатической смазкой содержит винт 1 с полостью 2, гайку 3, в которой выполнены коллекторные осевые каналы 4 подвода смазки и каналы 5 отвода продуктов износа. На внутренней поверхности выступов резьбы гайки 3 выполнены осевые канавки 6, соединенные одна с другой перемычками 7, Канавки 6 сообщены с каналами 4 посредством радиальных каналов 8. Каналы 5 сообщены с нерабочей поверхностью резьбы гайки 3 каналами 9, причем последние выполнены таким образом, что их поверхность касается линии 10 пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки 3 с поверхностью выступов этой резьбы. На поверхности впадин резьбы винта 1 выполнена спиральная канавка 11, а на рабочей поверхности резьбы винта 1 — радиальные канавки 12, сообщающиеся со спиральной канавкой 11, На поверхности выступов резьбы винта 1 выполнены осевые канавки 13, часть которых сообщается с радиальными канавками 12. Кроме того, в теле винта имеются глухие отверстия 14 и сквозные отверстия 15, причем последние сообщаются с полостью 2.

Винтовая пара с гидростатической смазкой работает следующим образом.

Масло из маслопровода {не показан) нагнетается в винтовую пару постоянно и че-„ез каналы 4 по радиальным каналам 8, канавкам 6 и спиральной канавке 11 поступает в глухие отверстия 14, а через сквозные отверстия 15 — в полость 2 винта 1, и малая часть через радиальные канавки 12, осевые канавки 13 и каналы 9 выводится из гайки.

При вращении винта 1 под действием центробежных сил масло иэ полости 2 через отверстия 15, а также из глухих отверстий

14, вместе с.мэслом иэ маслопровода, поступает в спиральную канавку 11, при этом давление масла в последней, а также в канавках 13 повышается. Масло под высоким давлением поступает в канавки 12 и продавливается в зазоры между рабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3.

Отработанное масло вместе с продуктами износа через радиальные зазоры и канавки 13 поступает в зазоры между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3, стекает по этим поверхностям к каналам 9 и отводится по каналам 5 за пределы винтовой пары, Такое выполнение винтовой пары позволяет повысить эффективность отвода продуктов износа, так как масло с продуктами износа полностью попадает в каналы 9. Кроме того, отпадает необходимость в выполнении на нерабочей поверхности резьбы гайки 3 маслозаборной канавки, ослабляющей резьбу, В данной винтовой паре масло скапливается непосредственно в зазоре между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3.

Формула изобретения

Винтовая пара с гидростатической смазкой, содержащая полый винт, гайку и систему циркуляции смазки, имеющую осевые каналы подвода смазки и отвода продуктов износа винтовой пары соответственно, выполненные в теле гайки, осевые канавки на поверхности выступов резьбы гайки, радиальные каналы, сообщенные с осевыми каналами подвода смазки и с осевыми канавками гайки, каналы, расположенные под острым углом к оси гайки и сообщенные с осевыми каналами отвода продуктов износа и нерабочей поверхностью резьбы гайки, спиральную канавку на поверхности впадин резьбы винта, радиальные канавки, выполненные на рабочей поверхности резьбы винта и сообщенные со спиральной канавкой, осевые канавки на поверхности выступов резьбы винта, сообщенные с радиальными канавками на рабочей поверхности резьбы винта, и глухие и сквозные отверстия в теле винта, сообщенные со спиральной канавкой, отл и чаю ща я с я тем, что, с целью повышения несущей способности и износостойкости путем увеличения поверхности контакта, а также повышения надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа, линия пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки с поверхностью выступов этой резьбы расположена по касательной к поперечному сечению каждого из каналов, выполненных под острым углом к оси гайки, 1679097

Составитель Н.Гуров

Техред М.Моргентал

Корректор М,Максимишинец

Редактор Т.Бельская

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3196 Тираж 374 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Винтовая пара с гидростатической смазкой Винтовая пара с гидростатической смазкой Винтовая пара с гидростатической смазкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности в химическом машиностроении в грузоподъемных узлах агрегатов для автоматической подачи заготовки

Изобретение относится к машиностроению , а именно к винтовым передачам с самоустанавливающейся гайкой, и может найти применение, в частности, в нагруженных передачах металлорежущих станков

Изобретение относится к винтовым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вертикальных перемещений станков, грузоподъемных и промышленных роботов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное

Изобретение относится к гидростатическим червячно-реечным передачам

Изобретение относится к гидростатическим червячно-реечным передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное, и может найти применение в приводах машин и приборов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в приводах машин и механизмов, где необходимо обеспечить повышенную точность перемещения рабочих органов, а также при ремонте оборудования взамен вышедших из строя шариковых винтовых пар

Изобретение относится к дифференциальным винтовым передачам и может применяться, в частности, в испытательной технике при испытании образцов на разрыв при постоянной скорости деформации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем посредством накрутки

Изобретение относится к быстродействующим эластичным винтовым механизмам, применяющимся в различных домкратах, тисках, регулируемых столах станков и других подобных устройствах, в которых винтовой механизм является движущим и желателен ускоренный холостой ход

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к механизмам перемещения оптических компонентов с целью изменения фокусного расстояния или фокусировки

Изобретение относится к конструкциям узлов винтовых подъемников

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, способным заменить механизмы поступательного перемещения
Наверх