Уплотнение вала
Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано для герметизации высокооборотных валов. Целью изобретения является повышение надежности путем создания динамической составляющей противодавления уплотняемой среды Уплотнение вала содержит расположенный между валом 1 и корпусом 2 уплотнительный элемент в виде тел 3 качения, размещенных в канавке 4, выполненной в виде винтового паза на поверхности вала 1, при этом тела 3 качения установлены с зазором 5 по отношению к корпусу 2. При вращении вала 1 тела 3 качения центробежными силами выбрасываются из канавки 4 в зазор 5 до упора и касания поверхности корпуса 2, захватывают уплотняемую среду и приводят ее в совместное вращение. За счет сил вязкостного трения тела 3 качения создают динамическую составляющую перепада давления, направленную на возврат уплотняемой среды. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистическИх
РЕСПУБЛИК (19) (1)) ГОСУДАРСТВЕ ННЪ|Й КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4655759/29 (22) 27.02.89 (46) 30.09.91. Бюл, ¹ 36 (75) С.Л.Александров (53) 62-762 (088,8) (56) Васильцов З.А, Бесконтактные уплотнения. Л.: Машиностроение, 1974, с. 15, табл. 2. (54) УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА (57) Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано для герметизации высокооборотных валов. Целью изобретения является повышение надежности путем создания динамической составляющей противодавления уплотняемой среды. Уплотнение вала соИзобретение относится к области уплотнительнай техники и может быть использовано для герметизации высокооборотных валов, насосов, компрессоров. Целью изобретения является повышение надежности-путем создания динамической составляющей противодавления уплотняемай среды. На чертеже показано описываемое уплотнение, общий вид. Уплотнение вала содержит расположенный между валом 1 и корпусом 2 уплотнительный элемент в виде тел 3 качения, размещенных в канавке 4, выполненной в виде винтового паза на цилиндрической поверхности вала 1, при этом тела 3 качения установлены с зазором 5 по отношению к корпусу 2. держит расположенный между валом 1 и корпусом 2 уплотнительный элемент в виде тел 3 качения, размещенных в канавке 4, выполненной в виде винтового паза на поверхности вала 1, при этом тела 3 качения установлены с зазором 5 по отношению к корпусу 2. При вращении вала 1 тела 3 качения центробежными силами выбрасываются из канавки 4 в зазор 5до упора и касания поверхности корпуса 2, захватывают уплатняемую среду и приводят ее в совместное вращение. 3а счет сил вяэкостного трения тела 3 качения создают динамическую составляющую перепада давления, направленную на возвратуплотняемой среды, I ил. Уплотнение работает следующим образом. аЪ При вращении вала 1 теле 3 качения О центробежными силами выбрасываются из QQ канавки 4 в радиальный зазор 5 до упора и касания поверхности корпуса 2, захватывают уплотняемую среду и приводит ее в совместное вращение. За счет сил вяэкостного трения тела 3 качения, расположенные по винтовой линии, создают динамическую составляющую перепада давления, направленную на воз- д врат уплатняемой среды, и препятствует ее перетеканию во внешнюю среду. Необходимый перепад давления, создаваемый телами 3 качения, обеспечивается режимными и геометрическими параметрами элементов уплотнения вала, например расположением тел качения по нескольким 1681092 Составитель A.Фролов Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий Редактор Н.Цалихина Заказ 3302 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 винтовым линиям с образованием многозаходного динамического элемента винтового типа. Канавка 4 может быть выполнена отдельно для каждого тела 3 качения, однако и в этом случае тела качения размещаются по винтовой линии, а углубления образуют винтовую линию прерывистого типа. При реализации уплотнения могут быть использованы тела качения цилиндрической, бочкообразной и др. формы. Образованный телами качения динамический элемент будет работать в благоприятных условиях, т.е. при отсутствии радиального зазора между телами качения и охватывающей деталью, при этом потери от их взамиодействия определяются трением качения вращающихся тел качения по поверхности охватывающей детали. Созда5 ваемое противодавление будет максимальным, а потери на трение — минимальными. Формула изобретения Уплотнение вала, содержащее корпус, 10 через который пропущен вал, на. цилиндрической поверхности которого выполнена винтовая канавка, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в канавке установлены тела качения с зазором 15 по отношению к корпусу.