Устройство для соединения анодной ошиновки электролизера с токоподводящими стояками

 

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано для соединения элементов ошиновки электролизеров для получения алюминия. Цель изобретения снижение трудозатрат и потерь электрической энергии за счет уменьшения падения напряжения в контакте. Это достигается тем, что в соединении шин 1 и 2 болтами 3 на один из торцов дополнительно накладывается сварной шов 4, длина lc которого минимальна и определяется из выражения где c удельное электрическое сопротивление материала сварного шва; крутящий момент при затяжке n болтов диаметром d каждый; lк, Bк- длина и ширина контактного соединения; R1 и R2 электрическое сопротивление соединяемых шин на участках контактирования; Rмакс большая из этих величин; R1 и R2 K, a, b величины, зависящие от материала шин; Ci - коэффициент, определяющий изменение сопротивления шин в зависимости от отношения длины участка контакта шины к ее толщине. Устройство показало снижение контактного соединения практически на порядок по сравнению с устройством болтового соединения. 3 ил.

Изобретение относится к цветной металлургии алюминия из расплавов, в частности к конструкции контактного соединения в ошиновке электролизера. Целью изобретения является снижение расхода электроэнергии за счет уменьшения падения напряжения в контактном соединении и трудозатрат при его монтаже и демонтаже. Оптимизация минимума переходного сопротивления при минимуме длины сварного шва в контактном соединении является техническим решением, характеризующим изобретение. На фиг. 1 дана схема контактного соединения, аксонометрия; на фиг.2 то же, поперечное сечение; на фиг.3 циклограмма изменения электросопротивления в контактном соединении по периодам монтажа и работы. Контактное соединение (см.фиг.1) включает анодную шину 1, которая соединена с шиной 2 анодного стояка болтами 3 и проварена швом 4 малого сечения, обозначение размеров которого дано на фиг.2. При этом минимально необходимая длина сварного шва, выполненного с одной стороны соединения, выбирается по формуле lc (1) где c- удельное электрическое сопротивление материала сварного шва, Омм; - крутящий момент при затяжке болтов, определяемый по нормативным документам, Нм; d диаметр сжимных болтов, м; n количество сжимных болтов; lк, Bк длина и ширина контактного соединения, мм; k, а, b величины, зависящие от материала соединяемых шин, известные из (1); R1, R2 электрическое сопротивление соединяемых шин на участках, ограниченных площадью их контактирования, Ом; Rмакс большая из величин R1 и R2, Ом; Ci коэффициент изменения проводимости контактирующих шин, образующих соединение внахлест в зависимости от отношения lкш, где аш- средняя толщина соединяемых шин. Причем Сi 1,428 х (lкш) 0,608 при 0,5 lкш 3,5,
Сi 0,65 при 3,5lкш11,
Сi 0,55 при lкш> 11,
Формула (1) связывает конструктивные и технологические характеристики конкретного контактного соединения, а именно количество и размер сжимающих болтов, усилие их затяжки, площадь контактирования контакт-деталей и их электрическое сопротивление, а также удельное электросопротивление материала сварного шва. Выполнение устройства согласно изобретению иллюстрировано примером осуществления разборно-сварного контактного соединения алюминиевых шин сечением (70х650) мм2 с использованием шести сжимных болтов диаметром 36 мм. На первом этапе монтаж контактного соединения шин 1 и 2 выполняют с помощью болтов 4 известными технологическими приемами. При этом переходное электрическое сопротивление болтового контакта Rпер равно
Rпер
0,34 мкОм (cм. участок I на циклограмме). Электрическое сопротивление участка целой шины длиной, равной длине контактного соединения lк 650 мм
Rш 0,429 мкОм где ш- удельное электросопротивление материала шин. После сборки болтового соединения одну из его сторон проваривают известными способами, например аргонодуговой сваркой, соединяя контакт-детали 1 и 2 однопроходным угловым швом 4, минимально необходимую длину которого определяем из
lc= =62,510 106=0,108 м при c= 62,510-9 Омм. Электросопротивление сварного шва найденной длины будет равно
Rc 0,579 мкОм а полное начальное сопротивление разборно-сварного контакта согласно уравнению (1) будет равно
Rкс + + 0,429 мкОм
т. е. Rкс= Rш, а Rбс= 0,215 мкОм (cм. участок II на циклограмме). В процессе обжига электролизера, длящегося обычно 6-8 cут, контактное соединение нагревается протекающим по нему током до установившейся температуры, при которой контакт-детали и болты приобретают удлинения установившиеся. В процессе нагрева и изменения геометрических размеров контакт-детали, имеющие меньшую прочность по сравнению со стальными болтами, получают остаточную деформацию, степень их сжатия уменьшается, а переходное сопротивление Rпер увеличивается примерно в 2.3 раза. Однако конечная величина переходного сопротивления Rбс контактного соединения изменяется в меньшей степени, а именно в рассматриваемом примере
Rбс 0,344 мкОм т.е. в 1,6 раза и не превосходит при этом сопротивления сварного шва (см. участок III на циклограмме). Для восстановления начальной величины переходного сопротивления Rпер производят повторную (после обжига) подтяжку соединения. Возможность такой подтяжки гарантируется тем, что сварной угловой шов малого сечения, наложенный с одной стороны периметра контактного соединения, не препятствует в пределах упругих деформаций сжатию контактных поверхностей контакт-деталей с требуемым усилием и достижению необходимого качества переходного сопротивления Rпер, а также результирующего сопротивления Rбс (см. участок IV на циклограмме). При разборке контактного соединения удаление металла сварного шва производят механическим путем, например, зубилом, до или после демонтажа болтов (сжимов). Устройство проверено в промышленных условиях. Результаты экспериментов показали, что при среднем токе через контактное соединение 63,75 кА падение напряжения в контактах после сварки шва уменьшилось с 34,2 до 3,3 мВ, что соответствует переходному электросопротивлению 0,537 мкОм в болтовом контакте и 0,052 мкОм в разборно-сварном.


Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ АНОДНОЙ ОШИНОВКИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С ТОКОПОДВОДЯЩИМИ СТОЯКАМИ, содержащее детали контакта с жестким болтовым соединением сварным швом, отличающееся тем, что, с целью снижения трудозатрат и расхода электроэнергии за счет уменьшения падения напряжения в контакте, минимальную длину сварного шва на одной стороне контакта определяют из выражения

где c удельное электрическое сопротивление материала сварного шва;
крутящий момент при затяжке болтов, определяемый по нормативным документам;
d диаметр сжимных болтов;
n количество сжимных болтов;
bk, Bk длина и ширина контакта;
k, a, b величины, зависящие от материала соединяемых шин;
R1, R2 электрическое сопротивление соединяемых шин на участках площади контактирования;
Rмакс большая из величин R1 и R2;
Ci коэффициент, учитывающий изменение проводимости деталей в контакте в зависимости от отношения длины контакта к толщине детали контакта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, применяемым при производстве алюминия электролизом, и предназначено для временной подвески обожженных анодов при перетяжке анодной ошиновки алюминиевого электролизера

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении ошиновки алюминиевого электролизера для подвода тока

Изобретение относится к электролизу алюминия , в частности, к ошиновкам серии поперечных электролизеров

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано при обжиге швов подины алюминиевых электролизеров

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому производству алюминия в электролизерах с поперечным размещением в корпусе электролизера

Изобретение относится к области электролиза алюминия

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в конструкции электролизных ванн для производства алюминия

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к оборудованию электролизеров для получения алюминия

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров по производству алюминия

Изобретение относится к электролитическому получению алюминия

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к получению алюминия электролизом в криолитглиноземных расплавах

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к получению алюминия электролизом в криолит-глиноземных расплавах

Изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому получению алюминия, к способам замены конструктивных узлов алюминиевых электролизеров, а именно к способам замены ошиновки алюминиевых электролизеров действующей электролизной серии

Изобретение относится к ошиновке электролизера для получения алюминия

Изобретение относится к производству алюминия методом электролиза расплавленных криолитовых солей в электролизерах на силу тока 250-320 кА при поперечном расположении их в корпусе электролиза

Изобретение относится к цветной металлургии, к электролитическому производству алюминия, и может быть использовано при монтаже-демонтаже ошиновки электролизера

Изобретение относится к области цветной металлургии
Наверх