Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электрических сетей напряжением 110-220 кВ для систем шин с фиксированным подключением присоединений. Цель изобретения - повышение чувствительности и быстродействия. Для этого в устройство введены три элемента И, четыре элемента ИЛИ, блок изменения уставки, элемент НЕ. элемент временной памяти. 1 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 3., 1686579 А1 (Я)5 Н 02 Н 3/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4625568/07 (22) 26,12.88 (46) 23.10.91. Бюл. ¹ 39 (71) Всесоюзный государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт энергетических систем и электрических сетей "Энергосетьпроект" (72) Б. Г. Файзуллова, С. Я. Петров, Л. Д. Кузнецова, Е. А. Иванова и В. Н. Жилейкина (53) 621.31 6.925(088. 8) (56) Схемы дифференциальной токовой защиты шин 35 — 220 кВ и УРОВ 110 — 220 кВ для подстанций с одиночной и двойной системами шин. Типовой проект. Энергосетьпроект, ¹ 407 — 03 — 268 (10324тм-т1, т2), 1980, Авторское свидетельство СССР № 1320858, кл. Н 02 Н 3/28, 1985, Изобретение относится к области электротехники, в частности к релейной защите электрических сетей напряжением 110 кВ и выше для систем шин с фиксированным подключением присоединений, осуществляя автоматическое отключение поврежденной системы шин.

Целью изобретения является повышение чувствительности и быстродействия.

На чертеже представлена блок-схема устройства для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин.

Устройство содержит трансформаторы

1 — 4 тока присоединении и трансформатор 5 тока в цепи шиносоединител ьного выключателя.

Вторичные обмотки трансформаторов

1 — 4 тока присоединений собраны по дифференциальной схеме и подключены к первым входам пускового блока 6 и избирательного (54) УСТРОЙСТВО. ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДВОЙНОЙ СИСТЕМЫ

СБОРНЫХ ШИН (57) Изобретение относится к электротехни> ке, в частности к релейной защите электрических сетей напряжением 110-220 кВ для систем шин с фиксированным подключением присоединений. Цель изобретения — повышение чувствительности и быстродействия.

Для этого в устройство введены три элемента И, четыре элемента ИЛИ, блок изменения уставки, элемент НЕ, элемент временной памяти, 1 ил. блока 7 по току, к второму входу последнего подключена цепь вторичной обмотки трансформатора 5 тока, а первый и второй выходы избирательного блока 7 по току подключены к первым входам соответственно первого элемента ИЛИ 8 первой системы шин и второго элемента ИЛИ 9 второй системы шин.

Наличие сигнала на первом или втором выходах избирательного блока 7 по току определяется направлением тока через шиносоединительный выключатель (СШВ).

Выходы элементов ИЛИ 8 и 9 соединены с первыми входами соответственно первого элемента И 10 и второго элемента И 11, а также с входами третьего элемента ИЛИ 12.

Вторые входы элементов И 10 и 11 объединены и соединены с выходом пускового блока 6, Выходы элементов И 10 и 11 соединены через четвертый и пятый элементы ИЛИ 13

1686579 и 14 с входами блоков отключения выключателей первой системы шин 15 и второй системы шин 16 соответственно, а также с третьими входами элементов ИЛИ 8 и 9.

Выходы четвертого и пятого элементов

ИЛИ 13 и 14 подклк>чены к первому и второму входам шестого элемента ИЛИ 17, выход которого через элемент 18 временной памяти связан с третьим входом этого же элемента ИЛИ 17 и с входом блока 19 изменения уставки, выход которого соединен с вторым входом пускового блока 6.

Выход последнего одновременно подключен к вторым входам первого и второго элементов И 10 и 11 и первому входу треть, его элемента И 20, второй вход которого через элемент НЕ 21 подключен к выходу третьего элемента ИЛИ 12, входы которого подключены к выходам соответственно первого и второго элементов ИЛИ 8 и 9, а выход третьего элемента И 20 подключен одновременно к первым входам четвертого и пятого элементов ИЛИ 13 и 14.

Избирательный блок 22 по напряжению своими входами подключен к трансформаторам напряжения первой системы шин 22 и второй системы шин 24. Выходы избирательного блока 22 по напряжению соединены с вторыми входами первого и второго элементов ИЛИ 8 и 9. Наличие сигнала на первом или втором выходах избирательного блока 22 по напря>кению определяется вектором разности напряжений между поврежденной и неповрежденными системами шин, Выходы блоков oтклк>чения выключателей первой 15 и второй 16 систем шин через замыкающие контакты, 25 — 28 реле

29 — 32 выбора подклк>чения присоединений к первой систе 4е шин и через контакты

33 — 36 реле 37-40 выбора подключения присоединений к второй системе шин являются цепями отключения выключателей присоединений. На присоединениях предусмотрены переключатели 41-44 управления реле выбора подключения присоединений к первой и второй системам шин. Выход пускового. блока 6 также подключен к входу блока 45 отключения шиносоединительного выключателя.

На чертеже показаны две системы.шин (15) Ic,ш и (16) Ис.ш присоединения Л1, Л2, Т1, Т2, количество которых определяется схемой электрических соединений подстанций и не лимитируется данным устройством. Каждое присоединение может быть подключено к первой или второй системе шин с помощью разъединителей 46-53, На чертеже также показаны шиносоединительный выключатель 54 и выключатели

55-58 присоединений, 5

Устройство работает следующим образом.

При КЗ на первой системе шин в режиме с включенным шиносоединительным выключателем 54 и присоединениями с выключателями 55 и 56, подключенными с помощью разъединителей 46 и 48 к первой системе шин, присоединениями с выключателями 57 и 58, подключенными с помощью разъединителей 51 и 53 к второй системе шин. От токов КЗ в цепях трансформаторов

1-5 тока одновременно срабатывают пусковой блок 6 и избирательный блок 7 по току.

При этом сигнал с выхода пускового блока 6 поступает через блок 45 отключения на отключение шиносоединительного выключателя 54,, а сигнал с выхода избирательного блока 7 по току через первый элемент ИЛИ

8 поступает на первый вход первого элемента И 10, на второй вход которого поступает сигнал с выхода пускового блока 6. При этом появляется сигнал на выходе элемента И 10, который одновременно поступает через элемент ИЛИ 13 на вход блока отключения выключателей первой системы шин 15 и элемента ИЛИ 8. обеспечивая наличие сигнала на выходе первого элемента И 10 до исчезновения сигнала с выхода пускового блока

6 на втором входе элемента И 10. Указанным обеспечивается надежное отключение всех выключателей присоединений, подключенных к поврежденной системе шин, независимо от последовательности отключения выключателей присоединений и шиносоединительного выключателя, На выходах избирательного блока 22 по напряжению сигналы отсутствуют, так как на его входы приходят сигналы одинаковых напряжений Ic.Uj и Ис.ш, При заданной фиксации подключения присоединений переключатели 41 и 42 устанавливаются в положение Ic,ш. а переключатели 41 и 42 в положение Нс.ш. При этом обеспечивается срабатывание реле 29, 30 и

39, 40. Контакты указанных реле 25. 26 и 35, 36 подготавливают соответствующие цепи отключения. выключателей, При появлении сигнала на выходе блока 15 отключения первой системы шин происходит отключение выключателей 55 и 56, После отключения указанных выключателей схема возвращается в исходное состояние.

Аналогично работает схема при КЗ на второй системе шин и при любом изменении фиксации подключения присоединений.

При КЗ на первой системе шин в режиме разомкнутого шиносоединительного выключателя 54 избирательный блок 7 по току не работает из-эа отсутствия тока на его

1686579 втором входе, так как ток в цепи трансформатора 5 тока отсутствует. При этом работают пусковой блок 6 и избирательный блок 22 по напряжению, Сигнал с выхода избирательного блока 22 по напряжению псступает на второй вход первого элемента

ИЛИ 8. Далее схема работает аналогично укаэанному и действует на отключение выключателей 55 и 56. Указанным обеспечивается надежное отключение поврежденной системы шин при наличии как длинных, так и коротких обходных связей между системами шин, поскольку пусковой блок 22 по напряжению реагирует на разность уровней напряжения первой и второй систем шин.

Для повышения чувствительности пускового блока 6 предусмотрен блок 19 изменения уставки. При этом обеспечивается надежное действие УРОВ при КЗ на любой из систем шин, сопровождающемся отказом выключателя любого присоединения, в том числе присоединения с более слабым питанием.

При одновременном К3 на первой и второй системах шин избирательный блок 7 по току и избирательный блок 22 по напряжению не работают, поскольку отсутствует ток в цепи шиносоединительного выключателя

54, а напряжение на обеих системах шин оди на ко ВО.

В данном режиме отключение присоединений первой и второй систем шин обеспечивается за счет наличия сигналов на первом и втором входах третьего элемента

И 20, поступающих с выходов пускового блока 6 и элемента НЕ 21. поскольку на входе последнего отсутствует пусковой сигнал. Последнее определяется отсутствием сигналов на входе четвертого элемента

ИЛИ 13, Сигнал с выхода элемента И 20 через элементы ИЛИ 13 и 14 поступает на блоки 15 и 16 отключения выключателей первой и второй систем шин, обеспечивая отключение всех присоединений.

В режиме нарушения фиксации, когда все присоединения подключены к одной системе шин и КЗ на этой системе шин, отключение всех присоединений обеспечивается благодаря наличию сигналов на входах блоков 15 и 16 отключения выключателей первой и второй систем шин. Указанные сигналы приходят с выхода третьего элемента И 20 аналогично режиму одновременного КЗ на первой и второй системах шин, когда избирательные блоки по току 7 и по напряжению 22 не работают, а следовательно, и отсутствуют сигналы на их выходах.

Благодаря данному решению обеспечиваются повышение чувствительности эащи10

55 ты, быстродействие в отключении поврежденной системы шин во всех режимах как с включенным, так и отключенным шиносоединительным выключателем при наличии как длинных, так и коротких обходных связей между системами шин.

Формула изобретения

Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин с шиносоединительным выключателем и фиксированным подключением присоединений, содержащее трансформаторы тока, устанавливаемые на всех присоединениях данных шин и на шиносоединительном выключателе, вторичные обмотки трансформаторов тока, устанавливаемых на присоединениях, собраны по дифференциальной схеме и подключены к первым входам пускового блока и избирательного блока по току, к второму входу последнего подключена вторичная обмотка трансформатора тока, устанавливаемого на шиносоединительном выключателе, избирательный блок по напряжению, входы которого подключены к вторичным обмоткам трансформаторов напряжения, устанавливаемых на первой и второй системах шин, выход пускового блока подключен к входу блока отключения шиносоединительного выключателя, первый и второй выходы избирательного блока по току подключены к первым входам соответственно первого и второго элементов ИЛИ, блоки отключения выключателей первой и второй систем шин, выходы которых подключены к первым выводам замыкающих контактов реле выбора подключения присоединения первой и второй систем шин соответственно, вторые выводы соответствующих замыкающих контактов реле выбора подключения присоединения первой и второй системы шин объединены и предназначены для включения в цепь отключения выключателей присоединений, обмотки указанных реле через переключатели управления, предназначены для включения в цепь оперативного питания, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения чувствительности и быстродействия, дополнительно введены четыре элемента ИЛИ, три элемента И, элемент НЕ, элемент временной памяти, блок изменения уставки, при этом выходы избирательного блока по напряжению подключены к вторым входам первого и второго элементов ИЛИ, выходы которых подключены к входам третьего элемента ИЛИ и к первым входам соответственно первого и второго элементов И, вторые входы которых объединены и под1686579

Составитель Л, Воропаева

Редактор Л. Гратилло Техред M.Mîðãåíòàë "орректор O. Кравцова

Заказ 3605 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101 ключены к выходу пускового блока, выходы первого и второго элементов И подключены к третьим входам соответственно первого и второго элементов ИЛИ и к первым входам четвертого и пятого элементов

ИЛИ, вторые входы которых объединены и подключены к выходу третьего элемента

И, а их выходы подключены к входам блоков отключения выключателей соответственно первой и второй систем шин и к первому и второму входам шестого элемента ИЛИ, между выходом и третьим входом которого включен элемент временной памяти, выход шестого элемента ИЛИ че5 рез блок изменения установки подключен к второму входу пускового блока, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого через элемент НЕ подключен к выходу третьего

10 элемента ИЛИ,

Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике в частности к релейной защите Целью изобретения является повышение чувствительности

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к релейной защите и может быть использовано для защиты основного электрооборудования электрических станций и подстанций

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для построения дифференциальной защиты элементов энергосистем

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к релейной защите высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП), и может быть применено для разветвленных ЛЭП

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите линий электропередачи высокого напряжения

Изобретение относится к релейной защите конденсаторных батарей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано в качестве основной защиты на линиях электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты различного вида трехфазных электрических установок (электродвигателей, трансформаторов, линий электропередач и т

Изобретение относится к релейным защитам линий электропередачи, в частности для резервирования защит тяговых подстанций

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к защитам линии электропередачи (ЛЭП)

Изобретение относится к защите электроустановок от коротких замыканий (КЗ) и, в частности к защите генераторов и/или трансформаторов

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к способам защиты высоковольтных линий электропередачи

Изобретение относится к устройствам релейной защиты асинхронных генераторов с емкостями самовозбуждения от внутренних междуфазных коротких замыканий в обмотке статора
Наверх