Зубчатый механизм прерывистого вращения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 20.Ч11.1964 (№ 912920/25-28) с присоединением заявки №

Кл. 47h, 21

Государственный комитет ло делам изобретений и открытий СССР

МПК F 06h

УДК 621 — 23.8.024.5 (088.8) Приоритет

Опубликовано 27.VI11.1965. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 1З.Х.1965

Автор изобретения

В. П. Иванов

Заявитель

ЗУБЧАТЫИ МЕХАНИЗМ ПРЕРЫВИСТОГО ВРАЩЕНИЯ

Подписная группа № 207

Известны зубчатые механизмы прерывистого вращения, содержащие неполнозубые зубчатые колеса. В процессе работы кинематическая цепь у них периодически разрывается и вновь замыкается, что сопровождается ударами, которые быстро изнашивают и разрушают рабочие звенья механизмов.

Предлагаемый механизм отличается от известных тем, что ведомое колесо выполнено удлиненным с полукруглыми и прямолинейными зубчатыми участками и снабжено прямоугольной прорезью, в которой установлен ведомый вал с закрепленной на нем специальной подшипниковой втулкой. Последняя взаимодействует через ролики с боковыми стенками прорези и имеет бурт и крышку, которые взаимосвязаны через шарики с противоположными торцами колеса. Это устраняет периодический разрыв зацепления колес и позволяет сделать работу механизма безударной и бесшумной.

На .фиг. 1 изображен общий вид механизма; на фиг. 2 — вид его в плане; на фиг. 3— разрез по А-А на фиг. 1 (установка ведомого зубчатого колеса на ведомом валу) в увеличенном масштабе; на фиг. 4 — разрез по Б-Б на фиг. 3 (по специальному подшипнику) также в увеличенном масштабе.

Механизм состоит из находящихся в зацеплении ведущего 1 и ведомого 2 зубчатых ко2 лес, Колесо 1 установлено с помощью шпонки на ведущем валу 3 и крепится к нему шайбой 4, винтами 5 и стопорной пластиной б с загнутыми к головкам винтов углами.

Колесо 2 по форме продолговатое, зубчатое, с прямолинейными участками. Оно состоит из двух рабочих профилей — зубчатого и плоского. Последний служит дополнительным (кроме самого зубчатого зацепления) направляющим элементом движения. В середине колеса по большой оси сделана прямоугольная прорезь, с помощью которой оно устанавливается на ведомом валу 7. Прорезь одновременно служит для прямолинейного

15 движения этого колеса по валу перпендикулярно его оси и опорным элементом для передачи вращения самому валу.

Вращение или прямолинейное движение ведомого колеса зависит от того, какой участок

20 его профиля — полукруглый или прямой— находится в данный момент в зацеплении с ведущим колесом.

Для уменьшения трения при прямолинейном движении ведомое колесо устанавливает25 ся на валу 7:с помощью специального подшипника, который имеет подшипниковую втулку 8 с прямоугольным буртом. В боковых опорных стенках и бурте втулки сделаны углубления, в которые соответственно вкла30 дываются ролики 9 и шарики 10. Боковые

174483 стенки с роликами при вращении ведомого колеса воспринимают крутящий момент.

Втулка устанавливается на валу 7 с помощью шпонки 11. От осевого перемешения ведомое колесо удерживает крышка 12, в которой также сделаны углубления, запоаненные шариками 10. Крышка закрепляется на валу винтами 5 и стопорной пластиной 6.

Для дополнительного направления прямолинейного движения колеса, а также для восприятия инерционных сил в мощных быстроходных передачах предусмотрена стойка 18, которую закрепляют на станине машины болтами 14 и гайками 15. Стойка имеет отверстие, через которое пропускают ведущий вал 8.

Работает механизм следующим образом.

При вращении ведущего колеса ведомое, находясь с ним в зацеплении, также движется. Движение ведомого колеса раскладывается на вращение .и прямолинейное поступательное движение. При проходе полукруглых участков ведомое колесо, вращаясь, вращает и ведомый вал. При переходе на прямолинейный участок оно перестает вращаться (ведомый вал тоже) и начинает двигаться прямолинейно по специальному подшипнику вниз. Поступательное движение колеса продолжается до тех пор, пока не закончится прямолинейный зубчатый участок, т. е. пока конец прорези не упрется в верхнюю грань втулки. В следующий момент в зацепление с ведущим колесом входит полукруглый участок ведомого, последний поворачивается и через ролики и втулку поворачивает ведомый вал.

Предмет изобретения

Зубчатый механизм прерывистого вращения, содержащий ведущее и ведомое зубча15 тые колеса, отличающийся тем, что, с целью устранения периодического разрыва зацепления колес и достижения безударной и бесшумной работы механизма, ведомое колесо выполнено удлиненным с полукруглыми и

20 прямолинейными зубчатыми участками и снабжено прямоугольной прорезью, в которой установлен ведомый вал с закрепленной на нем специальной подшипниковой втулкой, взаимодействующей через ролики с боковы25 ми стенками прорези и имеющей бурт и крышку, которые через шарики взаимосвязаны с противоположными торцами колеса.

174483

А-А ю io

Фиг.!

Ф02. 2

Составитель Г. Корчагина

Техред Т. П. Курилко Корректор Ф. П. Киреева

1зедяк гор Л. Ильина

Заказ 2683/15 Тираж 1700 Формат бум. 60><90 /з Объем 0,21 изд. л. Ценя 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, «р. Сапунова, 2

1б б 5 12 бб айаг З

Я вЂ” д

Зубчатый механизм прерывистого вращения Зубчатый механизм прерывистого вращения Зубчатый механизм прерывистого вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам с прерывистым движением выходного звена
Наверх