Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить эффективность очистки от бенз(а)пирена, сажи и окислов азота в отработавших газах при стационарных условиях работы газотурбинных двигателей, для чего нейтрализующая жидкость впрыскивается равномерно по сечению в высокотурбулизированный горячий П № поток отработавших газов. При этом происходит интенсивная коагуляция частиц сажи с последующим осаждением их на каплях и пленке нейтрализующей жидкости, конденсация газообразного бенз(а)пирена и абсорбция окислов азота водой, которые нейтрализуются растворенной гидроокисью кальция с образованием нетоксичных продуктов. Блок прямоточных вихревых сепараторов 6 с тангенциальными щелями а, установленный в ресивере 4, позволяет уменьшить гидравлические потери в тракте, габаритные размеры и все установки, а тангенциальные щели, плиты 9 и отражатели 10 повы.шают эффективность сепарации. Сливная магистраль, ресивер 4,успокоитель 13, бак 12 и магистраль подвода к форсункам 2 составляют оборотную систему снабжения нейтрализующей жидкостью, чем достигается снижение расхода жидкости в 2.5-3 раза. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. I Вьио9 (Л С xj О Ю СЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„5LJ„„1701951 А1 (я)з F 01 N 3/04

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 а поток отработавших газов, При этом происходит интенсивная коагуляция частиц сажи с последующим осаждением их на каплях и пленке нейтрализующей жидкости, конденсация газообразного бенз(а)пирена и абсорбция окислов азота водой, которые нейтрализуются растворенной гидроокисью кальция с образованием нетоксичных продуктов. Блок прямоточных вихревых сепараторов 6 с тангенциальными щелями а, установленный в ресивере 4, позволяет уменьшить гидравлические потери в тракте, габаритные размеры и все установки, а тангенциальные щели, плиты 9 и отражатели 10 повышают эффективность сепарации. Сливная магистраль, ресивер 4, успокоитель 13, бак 12 и магистраль подвода к форсункам 2 составляют оборотную систему снабжения нейтралиэующей жидкостью, чем достигается снижение расхода жидкости в 2.5 — 3 раза. 1 з,п. ф-лы, 3 ил.

) ЛиаР (21) 4772309/06 (22) 19.12.89 (46) 30.12.91. Бюл. ¹ 48 (71) Самарский авиационный институт им. акад. С.П.Королева (72) Ю,А.Кныш, А.В.Ивлиев, В.Е,Коргальцев, В.Л, Мозговой и M. Н, Е пишев (53) 621.43.068.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

No 754751, кл, F 01 N 3/04, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность очистки от бенз(а)пирена, сажи и окислов азота в отработавших газах при ста цио на рн ых условиях работы газотурби нных двигателей, для чего нейтрализующая жидкость впрыскивается равномерно по сечению в высокотурбулизированный горячий

5 II ; (,, I

OllVICAHVIE ИЗОБ. ETEHVISI — .= ) 1 701951

Изобретение относится к устройстьам для снижения содержания токсичных комг1онентов в отработавших газах авиацианIblx воздушно-реактивных, двигателях и газотурбинных установок при стационарных условиях работы, а та.(: (е мажет быт;-., испольэсВанс для Очистки отработавших га1зов ДВС, Для Очистки газов от ахи и аэрсзальных частиц широко используется их осаждение на каплях при распыл,лвании жидкости в газовом потоке, где наибольшее применение нашли центробежные скрубберь ..

Недостатками известных устаолств яв" пяются низкая эффективность очистки GTpàботавших газов от окислов азота, большой расход нейтрализующей жидкости и большие габаритные размеры, Известно устройство для обезвре кивания отработавшлх газов ДВС, содержащее установленные последовательно корпус с нейтралиэатором и жидкостный скруббер

Вент> ри, выполненный за одно целое с кор пусом нейтрализатора и размещенный канцентрично в трубе, а также содержит магистраль подвода нейтрализующей жидкости из бака к скрубберу и ресивер для сбора отработанной нейтрализующей жидкости.

Недостатками известного устройства явля отся высокое гаэодинамическае сопротивление и сильное увеличение габаритных размеров с ростом массового расхода отработавших газов, Цель изобретения — повышение зффекгивности обезвреж1лвани "I отработавших газов, снижение газоди,-1ам1л«ескога сопротивления при больших массовыx р3(. . кодах отходящих газов в единицу времени.

Г1 оста Влен н а я цель дасти га ется тем, «To в устройстве для обезвреживания отработавших газов стационарных гаэогурбинных двигателей, содержащем бак с нелтралиэующей жидкостью, камеру нейтралиэаци л, имеющую по меньшей мере сдну (борсунку, подключенную к баку, и связанную через диффуэор с ресиверам для сбора отрабс,TBHHoI1 жидкости, pccMBf p выполнен В Виде батареи прямота«ных вихревых сепараторов, на Входе в которые установлены завихрители, а на выходе выполнены тангенциальные каналы, кроме тога, рес:. Вер сообщен при помощи трубопровода с баком, а форсунка подключена к последнему черед фильтр тон кол очистки и жидкост11ый наса „; а на одном конце трубопровода, расположенного в баке, размещен успокоитель.

HB фиг. 1 показа ;<о устройства, продольный раэаез; на фиг. 2 — сечение А-А н» фиг. 1; на фиг. 3 - се ген ",е Б-Ь нл фиг, 1, 10

Р

a о

30 о

d3

40 5

Предлагаемое устройство для обезвреживания отработавших азов стационарных газотурбинных двигателей состоит из камеры нейтрализации 1, представляющей собой трубу гаэоатводящего тракта длиной

6--8 калибров с поворотом патака на 90О в верти1(альное положение, В камере нейтрализации установлены форсунки 2 для Впрыска и равномерного распределения

4 нертрализующей жидкости пс сечению кам ры, со средним размером капель 100 мкм.

Камера нейтрализации плавно через диффуэор 3 переходит в сепаратор, который представляет собой ресивер 4, ограниченный снизу плитой 5, на которой жестко за .реплены трубы батарейно(а прямоточного вихревого сепара — îðà 6 длиной 6 — 8 калибров, на одном конце которых установлены завихрители 7 с углом закрутки 45О, на друи м выполнены тангенциальные щели с зазором а=2 — 3 мм, фиг. 2. На плите 5 также расположены трубки коллектора 8 сливной магистрали нейтрализующей жидкости.

Сверху ресивер ограничен плитой 9, в отверстии которой с зазором входят трубки сепаратора 6. С наружной стороны на трубках сепаратора перед плитой 9 установлены отражатели 10. Ресивер 4.плавно через конфузор 11 переходит s газоотводящий тракт.

Сливной коллектор 8, так 12 и успакоитель

13 образуют сливную магистраль отрабогавшел нейтрализующей жидкости из ресивера.

Падающая магистраль нейтрализующей жидкости иэ бака В тазовый поток состоит из последовательно расположенных фильтра тонкой очистки 14, водяного насоса

".5, крана подачи нейтрализую цей жидкости 16, индикатора давлений 17 и форсунок 2, Указатель уровня жидкости 18, дыхательный;<лапан-крышка 19, поплавковый, (лап .í 20, кран подвода воды 21 образуют ,=1стему подпитки и автоматического поддержания заданного уровня жидкости в ба(е. Обе магистрали обеспечивают замкнутый цикл нейтрализации жидкостью

= автоматическОЙ подпиткой унесенной. л испарившейся воды. Козырек 22 и бачок 23 служат для сбора и отвода стекающей нейтрализующей жидкостл, Ус ройство работает следующим сбразам.

Перед началом работы через дыхательныи кран-крышку 19 в бак заливается 5% ат ааьема бака раствор гидроокиси кальция, затем открывается кран 21, и Вада из общей водопроводной системы заполняет бак 12 да заданного уровня. Контроль заполнения

И уравЕНЬ жиДКОСтИ В баКЕ ОСущЕСтВЛяЕтея ного перемещения частицы сажи осаждаются

30 по указателю уровня 18. Поддержание постоянного уровня жидкости в баке осуществляется поплавковым клапаном 20, Непосредственно перед запуском двигателя необходимо открыть кран 16, включить водяной насос 15 и краном 16 по индикатору давлений 17 выставить заданное давление перед форсунками 2, обеспечивающее расход жидкости через форсунки 8 — 10% от расхода отработавших газов, При работающем двигателе высокотурбулизированный поток отработавших газов поступает в камеру нейтрализации 1. В поток через форсунки 2 равномерно по сечению впрыскивается нейтрализующая жидкость. В камере нейтрализации поддействием высокой температуры и скорости потока газов происходит интенсивное испарение капель воды, пар конденсируется на частицах сажи и способствует их коагуляции. За счет интенсивного относительна каплях жидкости. Происходит эффективное улавливание частиц сажи с размерами от 0,7 до 0,1 мкм, одновременно на капельках воды абсорбируются окислы азота с образованием азотной кислоты, которая нейтрализуется раствором гидроокиси кальция. Продукты нейтрализации легко отфильтровываются из жидкости и безвредны с экологической точки зрения.

Далее аэрозольный газовый глоток поступает в диффузор 3 с углом раскрытия 14", где поток тормозится и увеличивается его статическое давление, Угол раскрытия диффузора 14 обеспечивает безотрывное течение потока и тем самым снижается местное гидравлическое сопротивление. Далее поток разделяется и движется по трубкам сепаратора 6, где он получает вращательное движение на завихрителях 7 с углом закрутки потока 45 . В закрученном потоке под действием центробежных сил капельки жидкости отбрасываются к стенкам трубок вихревых сепараторов и, перемещаясь по длине трубок через тангенциальные щели, пленка нейтрализующей жидкости поступает в межтрубный

1 (., 20

45 ресивер, происходит сепарация жидкости из газового потока, Использование батарейного прямоточного вихревого сепаратора с диаметром трубок 70 — 100 мм позволяет существенно повысить эффективность сепарации жидкости из газового потока с одновременным уменьшением длины трубок.

В результате впрыска равномерно распределенной по сечению нейтрализующей жидкости в высоко турбулизированный поток отработавших газов с плавным переходом газожидкостной аэрозоли в батарейный . прямоточный вихревой сепаратор и исполь1 зование замкнутого цикла очистки газов нейтрализующей жидкостью достигнуто существенное повышение эффективности очистки отработавших газов, снижены газодинамические потери в тракте и расход нейтрализующей жидкости, а также уменьшены габариты и вес конструкции при больших расходах отработавших газов. Испытание модельной установки с одним прямоточным вихревым сепаратором показало эффективность снижения сажи, бенз(а)пирена и окислов азота (e расчете на ИОг) на

70 — 80 .

Формула изобретения

1, Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, содержащее бак с нейтоализующей жидкостью, камеру нейтрализации, имеющую по меньшей мере одну форсунку, подключенную к баку и связанную через диффузор с ресивером для сбора отработанной жидкости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью йовышения эффективности, ресивер выполнен в виде батареи прямоточных вихревых сепараторов, на входе в которые установлены завихрители, а на выходе выполнены тангенциальные каналы.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что ресивер сообщен при помощи трубопровода с баком, а форсунка подключена к последнему через фильтр тонкой очистки и жидкостной насос, а на одном конце трубопровода, расположенного в баке, размещен успокоитель.

CI Lie 3

Составитель Ю,Кныш

Техред M.Mîðãåíòàë

Корректор M.Êó÷åðÿâàë

Редактор M,ÒoâòèH

Производственно-издательский ко: бинат ". атент", r, Ужгород, ул;Гагарина, 101

Заказ 4523 Тираж Подписное

БНИИПИ Государственного комитет= по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, . .>К-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам очистки отработавших газов и повышает эффективность их нейтрализации за счет химической и физическрй сорбции примесей

Изобретение относится к устройствам снижения токсичности отработавшых газов двигателя внутреннего сгорания и повышает эффективность их очистки

Изобретение относится к пневматическим машинам, двигателям внутреннего сгорания, а также к другим энергетическим машинам, в которых выхлоп отработанного энергоносителя осуществляется в виде газообразных фракций

Изобретение относится к способам и устройствам для очистки газообразных продуктов сгорания, образующихся при сгорании топлив, таких как бензин или газойль

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, в частности дизельных двигателей, и к устройству для реализации способа

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для очистки отработавших газовых смесей, и может быть наиболее эффективно использовано для чистки выхлопного газа в двигателях внутреннего сгорания, имеющих выхлопную трубу, от различных вредных примесей, содержащих в составе канцерогенные полициклические углеводороды

Изобретение относится к аппаратам очистки мокрого типа, использующим центробежное рабочее колесо
Наверх