Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом Строй / электроприводе на базе четырехфазных двигателей. Цель изобретения состоит 8 повышении надежности путем исключения отработки ложных шагов и выпадения из синхронизма при переключении режима коммутации. Распределитель содержит шины тактовых импульсов 1, реверса 2, выбора режима коммутации 3. стробирования 4, двоичный счетчик 5. пять мультиплексоров 6-10, триггер 11, элемент И 12, причем выходы мультиплексоров 6-9 являются выходами распределителя, а их адресные входы соединены с разрядными выходами двоичного счетчика 5. Повышение надежности распределителя обеспечивается благодаря корректному переключению режимов коммутации при исключении возможности как выпадения двигателя из синхронизма, так и отработки ложных шагов при переходах с одного режима коммутации на другой. 2 ил. ы ч

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ.

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТ8Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4845002/07 (22) .13.04,9О, (46) 07.02.92, Бюл. hb 5 (7t). Специальное конструкторско-технолоГическое бюро с опытным производством при Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина (72) И.Й.Рудой. ВД.Телегин, В.В.Нижников и В,И.Лакизо . (53) 621.313.525 (088.8) (86) Авторское свидетельство СССР, tk 1432719, кл. Н 02 Р 8/00. 1988.

Авторское свидетельство CCCP

O 1474822, кл. Н 02 Р 8/00, 1989. (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ИМПУЛЬСОВ ДЛЯ

УПРАВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХФАЗНЫМ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом

Einpaf,, Ж,, 1711317 А1 (я)5 Н 02 Р 8/00, Н 03 К 5/153 электроприводе на базе четырехфазных двигателей. Цель изобретения состоит в повышении надежности путем исключения от-. работки ложных шагов и выпадения из синхронизма при переключении режима коммутации. Распределитель содержит шины тактовых импульсов 1, реверса 2, выбора режима коммутации 3. стробирования 4, двоичный счетчик 5, пять мультиплексоров

6 — 10, триггер 11., элемент.И 12, причем выходы мультиплексоров 6-9 являются выходами распределителя, а их адресные входы соединены с разрядными выходами двоичного счетчика 5. Повышение надежности рас- . пределителя обеспечивается благодаря корректному переключениюрежимов коммутации при исключении возможности как выпадения двигателя из синхронизма, так и отработки ложных шагов при переходах с одного режима коммутации на другой. 2 ил.

1711317

10

30

45

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом электроприводе на базе четырехфазных двигателей.

Известен распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем. содержащий шины управления, тактовых импульсов, реверса и двоичный счетчик, тактовый вход которого подключен к шине тактовых импульсов. а вход для раз. решения счета соединен с шиной управления, Недостатком данного устройства являются ограниченные эксплуатационные воэможности. Распределитель обеспечивает только один режим четырехтактной коммутации с парным включением фазных обмоток в каждом такте коммутации. В распределителе не обеспечивается и возможность стоянки с обесточенными обмотками без потери информации.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем, содержащий шины тактовых импульсов, реверса, выбора режима коммутации и стробирования, двоичный счетчик, первый, второй, третий и четвертый мультиплексоры, выходы которых являются выходами распределителя, стробирующие входы подключены к шине стробирования, первый, второй, третий и четвертый информационные входы соответственно первого, второго, третьего и четвертого мультиплексоров связаны с шиной высокого потенциала, второй информационный вход первого мультиплексора соединен с третьим информационным входом второго, четвертым информационным входом третьего и первым информационнь|м входом четвертого мультиплексоров, остальные входы первого, второго, третьего и четвертого мультиплексоров подключены к общей шине, а их первые и вторые адресные входы соединены соответственно с выходами первого и второго разрядов двоичного счетчика, вход для задания направления счета которого связан с шиной реверса.

Недостатком известного распределите ля является низкая надежность, обусловленная возможностью отработки ложных шагов и тем самым потери информации, а также выпадения из синхронизма при переключениях режимов коммутации. К примеру, во время перемещений на частотах, близких к частоте приемистости шагового двигателя, и движении условно влево с включением одной фазной обмотки в каждом такте (1-4-3-2-1-...) переход на режим коммутации с парным включением обмоток при сохранении направления движения (4143-32-21-41-...) будет сопровождаться отработкой полутора шагов и ведет таким образом к потере информации с высокой вероятностью выпадения двигателя из синхрониэма, Аналогичная ситуация может иметь место и при переходе от режима с . парным включением обмоток к режиму с. поочередным включением фаэных обмоток при движении условно вправо, когда, например, при включенных первой и второй обмотках в следующем такте должна включиться третья фазная обмотка двигателя в пределах одного такта коммутации

Цель изобретения — повышение надежности путем исключения возможности отработки ложных шагов и выпадения из синхронизма при переключениях режимов коммутации.

Поставленная цель достигается тем, что в распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем, содержащий шины тактовых импульсов, реверса, выбора режима коммутации и стробирования, двоичный счетчик, первый, второй, третий и четвертый мультиплексоры, выходы которых являются выходами распределителя, стробирующие входы подключены к шине стробирования, первый, второй, третий и четвертый информационные входы соответственно первого, второ- го, третьего и четвертого мультиплексоров связаны C шиной высокого потенциала, второй информационный вход первого мультиплексора соединен с третьим информационным входом второго и четвертого, информационным входом третьего и первым информационным входом четвертого мультиплексоров, остальные информационные входы первого. второго, третьего и четвертого мультиплексоров подключены к общей шине, а их первые и вторые адресные входы соединены соответственно с выходами первого и второго разрядов двоичного счетчика реверса, дополнительно введены пятый мультиплексор, триггер и элемент И, первый вход которого объединен с тактовым входом триггера и подключен к шине тактовых импульсов, выход связан с тактовым входом двоичного счетчика, второй вход соединен с выходом пятого мультиплексора, первый и четвертый информационные входы которого подключены к общей шине.

На фиг.1 представлена функциональная схема распределителя импульсов для управления четырехфаэным шаговым двигателем; на фиг.2 — эпюры напряжений в узловых точках схемы на выходах элементов, позиционное обозначение каждого из

30

50 которых согласно фиг,1 указано В скобках рядом с порядковым номером эпюры напряжений.

Распределитель содержит шины тактовых импульсов 1, реверса 2. выбора режима

1 коммутации 3, стробирования 4, двоичный счетчик 5, первый 6, второй 7, третий 8, четвертый 9 и пятый 10 мультиплексоры; триггер 11 и элемент И 12, первый вход которого объединен с тактовым входом триггера 11 и подключен к шине 1. тактовых импульсов, второй вход соединен с выходом пятого мультиплексора 10, первый и четвертый информационные входы ко opom подключены к общей шине, второй и третий информационные входы соединены соответственно с инверсным и прямым выходами триггера 11, информационный вход которого подключен к шине 3 выбора режима коммутации и обьединен с первым адресным входом (А) пятого мультиплексора

10, второй адресный вход (В) которого связан с шиной 2 реверса и объединен с входом для задания направления счета двоичного счетчика 5, тактовый вход которого подключен к выходу элемента N 12, выходы первого и второго разрядов соединены соответственно с первыми (А) и вторыми (В) адресными входами первого 6, второго 7. третьего-8 и четвертого 9 мультиплексоров, выходы которых являются выходами распределителя, . стробирующие входы подключены к шине 4 стробирования, первый информациойный вход первого мультиплексора 6 объединен с вторым информационным входом второго мультиплексора 7, третьим информационным входом третьего мультиплексора 8, четвертым информационным входом четвертого мультиплексора 9 и подключен к шине высокого потенциала (Еп), второй, третий, четвертый и первый,информационные входы соответственно первого 6, второго 7, третьего 8 и четвертого 9 мультиплексоров соединены с прямым выходом триггера 11, а остальные информационные входы первого 6, второго 7, третьего, 8 и четвертого 9 мультиплексоров подключены к общей шине. Элемент И 12 работает в инверсной логике.

Распределитель работает следующим образом.

При подготовке распределителя к рабо-. те двоичный счетчик 5 обнуляется, на шины реверса 2 и выбора режима коммутации 3 подаются потенциальные сигналы, соответствующие заданному направлению движения и выбранному режиму коммутации обмоток шагового двигателя, а триггер И устанавливается таким образом, чтобы уровень сигнала на его прямом выходе совпадал с уровнем сигнала на шине 3 выбора режима коммутации (цепи обнуления двоичного счетчика 5 и первоначальной установки триггера 11 стандартны и на фиг.2 не показаны). Пусть, к примеру, в исходный момент времени Т1 на шину 2 реверса (эпюра 13) подан сигнал высокого уровня, обуславливающий работу двоичного счетчика 5 в реж .ме прямого счета и соответственно д :: жение условно вправо, а на шине 3 (эпюра 14) установлен сигнал низкого уровня с последующей установкой триггера 11 (эпюра 15, прмгой выход) в нулевое состояние, далее с некоторой задержкой — на шину 4 стросирования, второй 7, третий 8, четвертый 9 мультиплексоры (эпюры 16-19 соответственно), и распределитель устанавливается в исходное состояние, при котором на выходе первого мультиплексора

6 (эпюра 16) присутствует сигнал высокого уровня, обуславливающий включение первой фазной обмотки двигателя.

На второй вход элемента И 12 при при- веденных условиях с прямого выхода триггера 11 через пятый мультиплексор 10 (эп,ора 20) поступает разрешающий сигнал низкого уровня и при подаче на шину 1 (эпюра 21) отрицательных тактовых импульсов последние проходят через открытый элемент И 12 (эпюра 22) на тактовый вход двоичного счетчика 5. На выходах последнего пои поступлении тактовых импульсов фор- мируется двоичный адресный код (00-01-1011-00-... при движении вправо). обуславливающий выборку соответствующих информационных входов мультиплексоров 6 — g и тем самым формирование на выходах распределителя кодовых комбинаций (эпюры 16 — 19) в соответствии с задан.ным режимом четырехтактной коммутации с включением одной фазной обмотки в каждом такте (1-2-3-4-1-...). При изменении направления движения путем подачи в момент времени Т2 сигнала низкого уровня на шину

2 реверса (эпюра 13) на втором адресном входе (В) пятого мультиплексора 10 также устанавливается сигнал низкого уровня, что обуславливает прохождение сигнала низкого уровня с первого информационного входа пятого мультиплексора 10 на второй вход элемента И 12 и поддержание этого элемента в незапертом состоянии. Двоичный счетчик 5 после изменения уровня сигнала на шине 2 pesepca начинает работать в режиме вычитания, формируя адресный код для мультиплексоров 6-9 в обратной последова-, тельности (00-11-10-01-00-...), благодаря чему обеспечивается формирование в обратной последовательности и выходных сигналов распределителя (эпюры 16 — 19), 1711317 т.е. отработка перемещения в противоположном направлении (влево).

При необходимости перехода на режим паркой коммутации фаз двигателя в процессе движения на шину 3 выбора режима коммутации, к примеру, в момент времени Т3 подается потенциальный сигнал высокого уровня (зпюра 14), записываемый окончанием очередного тактового импульса в момент времени Т4 (по переходу из 0 в 1) в триггер

11 (эпюра 15). На прямом выходе триггера

11 и на соответствующих информационных входах первого 6, второго 7, третьего 8 и четвертого 9 мультиплексоров появляется сигнал высокого уровня, обуславливая при движении влево подключение дополнительной фазной обмотки двигателя (зпюры 18 и

19) и отработку полушага в заданном направлении без изменения текущего адресного кода мультиплексора 6-9, так как в этих условиях тактовый импульс, вызвавший изменение состояния триггера 11, не проходит на тактовый вход счетчика 5 через элемент И 12 {эпюра 22), на второй вход которого вплоть до окончания этого тактового импульса через пятый мультиплексор

10 {эпюра 20) поступает запрещающий сигнал высокого уровня с инверсного выхода триггера 11, благодаря чему исключается отработка полутора шагов при смене режима коммутации.

При движении вправо с паачередным включением обмоток и вышеописанном переключении режима коммутации в момент времени.Т5 (логические единицы кэ обоих адресных входах пятого мультиплексора 10, эпюры 13 и 14) элемент И 12 остается открытым, но подключение дополнительной обмотки и штатный переход на рс.ким парной коммутации с отработкой полушага в заданном направпении (зпюры 18 и 19) происходит в момент времени Тб после увеличения адресного када мультиплексоров 6-9, ка единицу, т.е. после прохождения тактового импульса (эпюра 22), по окончании которого в данном случае меняется состояние как триггера 11 (эпюра 15), так и двоичного счетчика 5.

Обратный переход с режима парной коммутации на режим с поачередным включением обмоток выполняется в распределителе аналогичным образом с той разницей, что штатный полушаг отрабатывается после, прохождения очередного тактового импульса без изменения текущего адрескога кода при движении влево.

Режим фиксированной стоянки и стоянки с обесточенными обмотками обеспечивается s предлагаемом распределителе соответственно путем прекращения подачи тактовых импульсов на шину 1(например, от центрального блока управления), и при подаче сигнала высокого уровня на шину 4 стробирования. В последнем случае на всех выходах мультиплексоров 6 — 9 независимо от уровней сигналов из информационных и адресных входах появляются сигналы кизкого уровня, обеспечивающие обесточивание фазных обмоток шагового двигателя.

Информация о состоянии распределителя в обоих режимах стоянки сохраняется в двоичном счетчике 5 и при возобновлении движения шаговый двигатель, начинает отработку перемещений иэ того же положе10 ния, в котором произошел его останов..

Преимуществом предлагаемого распределителя является и то, что изменение уровня сигнала на шике 3 выбора режима коммутации в режиме фиксированной стоянки не приводит к отработке полушага, что было возможным в известном распределителе. Отработка шагов в распределителе на20 чинается только после подачи тактовых импульсов на шину 1.

Таким образом, распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем обладает более высокой надежностью в сравнении с известными техническими решениями, обеспечивая при кость как выпадения двигателя из синхронизма, так и потери информации

35 вследствие возможной отработки ложных шагов, (Формула изобретения

Распределитель импульсов для управления четырехфэзным шаговым двигателем, содержащий шины тактовых импульсов, реверса, выбора режима коммутации и стробирования, двоичный счетчик, первый, второй, третий и четвертый мультиплексоры, выходы которых являются выходами

45 распределителя, стробирующие входы подключены к шине страбирования, первый, второй, третий и четвертый информационные входы соответственно первого, второго, третьего и четвертого мультиплексоров соединены с шиной высокого потенциала, второй информационный вход первого мультиплексора соединен с третьим информационным входом второго, четвертым информационным входом третьего и первым информационным входом четвертого мультиплексоров, остальные информационные входы первого, второго, третьего и четвертого мультиплексоров подключены к общей шине, а их первые и вторые адресные входы соединены соответственно с выходами пер30 любам переключении режимов коммутации штатную отработку одного полушага в заданном направлении и исключая возмож1711317

rs(z) . М(л) 22ф2

Составитель 8. Алфимов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Л. Бескид

Редактор Н. Яцола

Заказ 348 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 вого и второго разрядов двоичного счетчика. вход для задания направления счета которого связан с шиной реверса, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения отработки ложных шагов и выпадения иэ синхронизма при переключениях режимов коммутации, введены пятый мультиплексор, триггер и элемент И, первый вход которого объединен с так овым входом триггера и подключен к шине тактовых импульсов, выход связан-с тактовым входом двоичного счетчика, второй вход соединен с выходом пятого мультиплексора, первый и четвертый информационные входы которого подключены к общей шине, второй информационный вход связан с инверсБ ным выходом триггера, третий информационный вход объединен с вторым информационным входом первого мультиплексора и подключен к прямому выхору триггеоа, информационный вход

10 которого связан с шиной выбора режима коммутации и-объединен с первым адресным входом пятого мультиплексора, второй адресный вход которого соединен с шиной реверса,

Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем Распределитель импульсов для управления четырехфазным шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах формирования и обработки информации

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано для устранения дребезга механических контактов, влияющего на работу электронных схем

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в телеизмерительных системах

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах и системах автоматики, телемеханики и сбора информации

Изобретение относится к импульсной технике и автоматике и может быть использовано в устройствах преобразования, обработки и передачи информации

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и зычислительной техники

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для задержки импульсов в устройствах автоматики, вычислительной техники и связи Цель изобретения - повышение точности задержки - достигается путем введения в устройство дополнительных групп 8 последовательно соединенных каскадов задержки, блока 15 памяти, блока 16 формирования сигнала считывания и образования новых функциональных связей Устройство содержит основную группу 1 каскадов 2 1 2 Мзадержки, элементы И 3, 4, 23

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электрическим дви телем

Изобретение относится к электротехнике , в частности к управлению электрическими машинами, и может быть использовано 18 в автоматизированных системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных шаговых двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе станков, Целью изобретения является улучшение теплоэнергетических характеристик устройства путем динамического регулирования параметров кривой фазного тока с учетом частоты вращения вала двигателя Устройство содержит постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) 2J, генератор 25, триггер 26, счетчик 23

Изобретение относится к электротехнике , а именно к измерению характеристики гибридных шаговых электродвигателей (ШД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления волновыми шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при измерении ошибок позиционирования шагового электродвигателя (ШД)

Изобретение относится к электрп-ел- .- ке, а именно к управлению электрически-

Изобретение относится к электоотехнике и может быть использовано для управления шаговым двигателем наручных часов Цель изобретения состоит в сокращении потерь энергии На однофазную обмотку двигателя подают один за другим два импульса одинаковой полярности, причем в промежутках между ними ток снижается до 0-15% от его величины в момент окончания первого импульса

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)
Наверх