Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при измерении ошибок позиционирования шагового электродвигателя (ШД). Цель изобретения состоит в сокращении времени измерения ошибки позиционирования ШД. Устройство содержит блок 2 управления, вращающийся трансформатор (ВТ) 3, счетчик 4 адреса постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) 5, формирователь 6 импульсов сброса, коммутатор 7 каналов, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 8. дискриминатор 9 и блок 10 индикации. После установки ВТ и ШД в исходное положение на обмотки последнего подается один или несколько импульсов и его ротор занимает новое положение Снимаемое с выходных обмоток ВТ напряжение, пропорциональное углу поворота ШД, через коммутатор поступает на АЦП, где формируется его двоичный код, и далее на второй вход дискриминатора 9, на первый вход которого с выхода ПЗУ подается предварительно записанный двоичный код напряжения ВТ, пропорциональный соответствующему углу поворота эталонного ШД, причем адрес ячейки памяти ПЗУ выбирается счетчиком адреса, тактируемым от блока управления В дискриминаторе определяются величина и знак ошибки позиционирования ШД, которые отражаются блоком 10 индикации. 7 ил.

союз советских социдлис ических

РЕСПУБПИК

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4764005/07 (22) 05.12.90 (46) 07.12.91. Бюл. N. 45 (71) Ленинградский институт авиационного приборостроения и Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт малых электрических машин (72) Е.С.Возная, С.Ю.Мельников, В,В.Колесников. П.П.Степанов и Л.И.Наумова (53) 621,313.525(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1387168, кл. Н 02 Р 8/00, 1988.

Реферативный журнал "Электротехника", сводный том, 1988, N10,,с.181. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОШИБОК ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ШАГОВОГО

ЭЛ Е КТРОДВ И ГАТ ЕЛ Я (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при измерении ошибок позиционирования шагового электродвигателя (ШД). Цель изобретения состоит в сокращении времени измерения ошибки позиционирования ШД. Устройство

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации шаговых двигателей, Цель изобретения состоит в сокращении времени измерения ошибок позиционирования.

На фиг. 1 представлена структурная электрическая схема устройства; на фиг, 2-5 — структурные схемы соответственно блока управления, формирователя импульсов сброса, коммутатора каналов и блока инди„„5Ц „„1697254 А1 (я)я Н 02 Р8/00, Н 02 К37/00 содержит блок 2 управления, вращающийся трансформатор (BT) 3, счетчик 4 адреса, постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

5, формирователь 6 импульсов сброса, коммутатор 7 каналов, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 8, дискриминатор 9 и блок 10 индикации. После установки ВТ и

ШД в исходное положение на обмотки последнего подается один или несколько импульсов и его ротор занимает новое положение, Снимаемое с выходных обмоток

ВТ напряжение, пропорциональное углу поворота ШД, через коммутатор поступает на АЦП, где формируется его двоичный код, и далее на второй вход дискриминатора 9, на первый вход которого с выхода

ПЗУ подается предварительно записанный двоичный код напряжения ВТ, пропорциональный соответствующему углу поворота эталонного ШД, причем адрес ячейки памяти ПЗУ выбирается счетчиком адреса, тактируемым от блока управления, В дискриминаторе определяются величина и знак ошибки позиционирования ШД, которые отражаются блоком 10 индикации.

7 ил. кации; на фиг. 6 изображены временные диаграммы соответственно на втором выходе и группе первых выводов блока управления; на фиг. 7 — эпюры напряжений на синусном и косинусном выходах вращающегося трансформатора, на первом и втором входах компаратора, входящего в коммутатор каналов, на выходе компаратора и на выходе коммутатора каналов.

Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя (фиг.1) содержит подключенный к 1697254 исследуемому шаговому двигателю (ШД) 1 блок 2 управления, вращающийся трансформатор (BT) 3, счетчик 4 адреса, постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) 5, формирователь 6 импульсов сброса, коммутатор 7 каналов, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 8, дискриминатор 9 и блок 10 индикации. Группа первых выходов блока 2 управления подключена к обмоткам ШД 1, на валу которого установлен

BT 3, а второй выход блока 2 подключен к первому входу счетчика 4 адреса, к входу формирователя 6 импульсов сброса и к первому входу блока 10 индикации, Первый и второй входы коммутатора 7 каналов соединены соответственно с синусным и косинусным выходами ВТ 3, Выход формирователя б импульсов сброса соединен с вторыми входами блока 10 индикации и счетчика 4 адреса, выход которого подключен к входу ПЗУ 5, Выход ПЗУ соединен с первым входом дискриминатора 9, второй вход которого через АЦП 8 соединен с выходом коммутатора 7 каналов, а выход — с третьим входом блока 10 индикации, Блок 2 управления (фиг. 2) предназначен для управления работой ШД 1 и содержит последовательно соединенные генератор 11 импульсов, логический блок 12 и электронный коммутатор 13, выходы которого служат группой первых выходов блока

2 управления, а выход генератора 11 импульсов служит вторым выходом блока 2.

Блок 2.управления формирует на груг.пе первых выходов напряжения возбуждения обмоток фаз ШД, а на втором выходе — импульсы управления. Генератор 11 импульсов формирует прямоугольные импульсы заданной частоты, скважности и амплитуды. Логический блок 12 представляет собой логическую схему, управляк>щую последовательностью возбуждения обмоток

ШД 1 в соответствии с поступлением лмпульсов управления. Коммутатор 13 предназначен для управления включением обмоток ШД 1.

BT 3 лмеет р пар полюсов, работает в синусно-косинусном режиме (СКВТ) и предназначен для формирования в выходных обмотках напряжений, пропорциональных синусу и косинусу угла поворота ШД 1, Счетчик 4 адреса предназначен для формирования двоичного кода адреса ячеек памяти ПЗУ 5, соответствук>щего числу тактовых импульсов на входе счетчика, т,е, текущему углу поворота ШД.

ПЗУ 5 служит для хранения по соответствующему адресу двоичного кода эталонного напряжения синусного (косинусного) 5

55 канала ВТ 3, пропорционального углу пово-. рота этал он ного ШД.

Формирователь 6 (фиг. 3) предназначен для формирования импульса сброса, обнуляющего счетчик 4 адреса и двоично-десятичный счетчик блока 10 индикации при повороте ШД на один оборот (2л рад) и содержит последовательно соединенные счетчик-делитель 14 с коэффициентом деления

N, равным числу шагов на оборот ШД, и одновибратор 15, слу>каший для формирования прямоугольного импульса заданной амплитуды и длительности.

Коммутатор 7 каналов (фиг. 4) предназначен для передачи на его выход напря>кения с одного из входов, связанных с синусным и косинусным каналами ВТ 3, с переключением их по определенному закону. Коммутатор 7 каналов содержит аналоговый ключ 16, выход которого является выходом коммутатора каналов, первый и второй входы которого соединены с одноименными входами аналогового ключа l6, двухполупериодный выпрямитель 17 и компаратор 18, при этом первый и второй выходы выпрямителя 17 связаны соответственно с неинвертирующим и инвертирующим входами компаратора 18, выход которого соединен с третьим входом аналогового ключа 16.

АЦП 8 служит для формирования на выходе двоичного кода, соответствующего напряжению на его входе с учетом знака, Дискриминатор 9 предназначен для формирования двоичного кода с учетом знака разности двоичных кодов, поступающих на его вход с ПЗУ 5 и АЦП 8, выполнен ввиде сумматора, работающего в режиме вычитания.

Блок 10 индикации (фиг. 5) предназначен для преобразования двоичного кода ошибки позиционирования в десятичный, индикации десятичного цифрового значения и знака ошибки позиционирования ШД, а также для подсчета и индикации текущего номера шага в диапазоне от О до N-1. Он состоит из последовательно соединенных двоична-десятичного счетчика 19, дешифратора 20 и индлкатора 21 текущего номера шага, последовательно соединенных преобразователя 22 двоичного кода в двоично-десятичный, дешифратора 23 и индикатора 24 ошибки позиционирования, а также индикатора 25 знака ошибки, Причем первый и второй входы блока 10 соединены с одноименными входами двоично-десятичного счетчика

19, а третий вход является многоразрядным, один из разрядов представляет знаковый вход, соединенный с входом

1697254

45 ар= и а,+ g Ла„, о

55 индикатора 25, а остальные соединены с преобразователем 22, Счетчик 19 предназначен для формирования на выходе двоично-десятичного кода, пропорционального числу импульсов управления на входе, Преобразователь 22 предназначен для формирования из двоичного кода двоично-десятичного. Дешифраторы 20 и 23 служат для преобразования двоично-десятичного кода на входе в код управления семисегментными светодиодными индикаторами 21 и 24, отражающими десятичные цифровые значения соответственно текущего номера шага и ошибки позиционирования ШД, Индикатор 25 знака ошибки позиционирования представляет собой светодиод, свечение когорого свидетельствует об отрицательном знаке ошибки, а отсутствие свечение — о положительном знаке ошибки.

Устройство работает следующим образом.

Генератор 11 импульсов блока 2 управления формирует на своем выходе (втором выходе блока 2) заданное число импульсов управления (фиг,ба), под воздействием каждого из которых на выходе логического блока 12 устанавливается (m-1)-разрядный двоичный код (m — число фаз ШД), определяющий порядок включения обмоток фаз

ШД 1. Например, для соответствующей схемы включения обмоток формируется двоичный код, при котором с приходом каждого импульса управления поочередно возбуждается каждая из m фаз, т.е. 1-2-3...m-1-2 и т.д, Под управлением этого кода в коммутаторе 13 формируются импульсы напряжения, необходимые для возбуждения соответствующих фаз двигателя и поворота его на очередной шаг (фиг, 66). От коммутатора 13 импульсы напряжения через группу первых выходов блока 2 управления подаются на обмотки фаз ШД 1, вызывая поворот его ротора на угол где аэ = 2 zc/N — эталонный угол шага ШД, рад;

N — число шагов на оборот ШД; и — заданное число шагов;

ban — погрешность отработки и-го шага, рад.

На такой же угол поворачивается механически закрепленный на валу ШД 1 ротор

ВТ 3, в выходных обмотках которого формируются при этом напряжения Ui и Uz, пропорциональные соответственно синусу и косинусу угла ар (фиг, 7а). С вь хода BT 3

40 напряжения U) и Uz поступают соответственно на первый и второй входы коммутатора 7 каналов, а внутри него на одноименные входы аналогового ключа 16 и двухполупериодного выпрямителя 17, на первом и втором выходах которого формируются выпрямленные напряжения инусоиды 0з и косинусоиды U4 (фиг, 7б), поступающие соответственно на неинвертирующий и инвертирующий входы компаратора 18, в котором сравниваются текущие амплитуды этих сигналов, и при условии

) slfl ар I I cos Qp l на выходе компаратора 18 вырабатываются прямоугольные импульсы Us положительной полярности (фиг.7в), которые подаются на третий вход управления аналоговым ключом 16. При наличии прямоугольного импульса на третьем входе аналоговый ключ 16 подключает к своему выходу второй вход, а при отсутствии — первый вход. Таким образом, на выход аналогового ключа 16, а следовательно, и на выход коммутатора 7 каналов все да поступает напряжение того канала BT 3, абсолютное значение амплитуды которого в этот момент меньше,фиг, 7г). При этом с изменением угла поворота

ШД 1 (и BT 3) крутизна выходного сигнала

Uu коммутатора 7 каналов остается практически неизменной, что уменьшает погрешность, вносимую самим BT s измерение ошибки позиционирования. С выхода коммутатора 7 каналов напряжение поступает на АЦП 8, где формируется двоичный код, соответствующий текущей амплитуде Us и, следовательно, углу поворота ар ротора

ШД 1, который далее подается на вторую группу входов дискриминатора 9.

Заданное число импульсов управления с второго выхода блока 2 управления поступает одновременно на первый вход счетчика 4 адреса и вход формирователя 6 импульсов сброса, Счетчик 4 адреса подсчитывает число импульсов управления на входе и формирует на выходе соответствующий двоичный код, поступающий на адресные входы ПЗУ 5, в ячейках памяти которого по адресам с нулевого по N-1 предварительно записаны двоичные коды эталонного напряжения синусного (косинусного) каналов ВТ 3, пропорционального углу а = n аэ поворота эталонного ШД, под которым понимается двигатель, имеющий аналогичное с исследуемым ШД 1 конструктивное исполнение и нулевую погрешность отработки шага. При этом для углов аг,, лежащих в первом, четвертом пятом и восьмом актантах, в ПЗУ записаны двоичные коды эталонного напряжения си" .69 7254

55 нусного канала PT 3, а для xp, лежащих Ro втором, третьем, шестом и седьмом актантах, — косинусного канала. Двоичный код эталонного напряжения из ячейки памяти

ПЗУ 5, адрес которой определен счетчиком 4 адреса, поступает на выход П;3У, а с него на первую группу входов дискриминатора 9. В дискриминаторе, представляющем собой сумматор, работающий в режиме вычитания, производится вычитанйе двоичных кодов напряжения RT 3, соответствующих заданному углу поворота эталонного и исследуемого ШД, т.е. формируются сигнал в виде двоичного кода, пропорционального ошибке позиционирования и

Arg„= яр — r>:„= >, Л%, и логический уроо вень, определяющий знак ошибки„которые поступают соответственно на вход преобразователя 22 двоичного кода в двоично-десятичный и на вход индикатора 25.

Двоична-десятичный код ошибки с преобразователя 22 подается на дешифратор 23, в котором трансформируется в код управления семисегментным индикатором 24, отражающим десятичное значение выходного двоичного кода дискриминатора 9, пропорционального ошибке позиционирования Л п ШД 1, при отработке им заданного числа шагов. Один из сигналов третьей группы входов блока 10 индикации подается на вход индикатора 25 знака ошибки позиционирования — светодлода, свечение которого при наличии высокого уровня на входе свидетельствует об отрицательном знаке ошибки Лйп, а отсутствие свечения при низком уровне входного напря>кения— о ее положительном знаке, С второго выхода блока 2 управления заданное число импульсов управления поступает на счетный вход двоично-десят лчного счетчика 19 через первый вход блока

10 индикации, Счетчик 19 формирует на выходе двоично-десятичный код, соответствующий числу импульсов на входе (числу шагов ШД 1), который преобразуется дешифратором 20 в код управления семисегментным индикатором 21, отражающим десятичное значение текущего номера шага

ШД 1 в диапазоне от 0 до Н-l.

В формирователе 6 импульсов сброса, тактируемом импульсами управления с второго выхода блока 2 управления, делитель

14 с коэффициентом деления N подсч1лтывает число входных импульсов и. с приходом каждого N-го импульса управления вырабатывает на выходе импульс, запускающий одновибратор 1 5, который формирует прямоугольный имT1уllьс сброса

35 заданной амплитуды и длительности. обнуляющий счетчик 4 адреса и двоично-десятичный счетчик 19 блока 10 индикации. Таким образом, с приходом N-го импульса управления ШД 1 совершает полный оборот и приходит в исходное состояние, при этом на выходе счетчика 4 адреса устанавливается двоичный код адреса нулевой ячейки памяти ПЗУ, в котором записан двоичный код нуля, и на выходе двоично-десятичного счетчика 19 блока 10 индикации также устанавливается нулевой двоичный код, т,е. на индикаторе 21 ошибки позиционирования отражается цифра ноль.

Индикация ошибки позиционирования

ШД 1 происходит сразу после отработки им заданного числа шагов и окончания переходного процесса фиксации ротора ШД 1 в новом положении.

По сравнению с прототипом данное устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя обладает большей производительностью вследствие сокращения времени измерения ошибки позиционирования исследуемого ШД вследствие реализации модели эталонного ШД на средствах интегральной электроники с предварительной записью реакции эталонного двигателя в ПЗУ и исключения времени на разворот механических средств, имитирующих эталонный

ШД, в заданное положение.

Точно<.ть измерения, обеспечиваемая устройс1вом, определяется главным образом точностными характеристиками применяемого ВТ и может быть обеспечена не ниже, чем у прототипа, Формула изобретения

Устройство для измерения ошибок по- зиционирования шагового электродвигателя, содер>кащее блок управления, группа первых выходов которого предназначена для подключения к обмоткам исследуемого двигателя, вращающийся трансформатор и блок индикации, первый вход которого подключен к второму выходу блока управления, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения времени измерения, оно снабжено последовательно соединенными счетчиком адреса, постоянным запоминающим устройством и дискриминатором, последовательно соединенными коммутатором каналов и аналого-цифровым преобразователем, а также формирователем импульсов сброса, причем первый вход счетчика адреса соединен с вторым выходом блока управления и входом формирователя импульсов сброса, выход которого подключен к вторым входам сче|чика адре!

697254 са и блока индикации, третий вход которого соединен с выходом дискриминатора, второй вход которого соединен с выходом аналого-цифрового преобразователв, а синусный и косинусный выходы вращающегося трансформатора подключены соответственно к первому и второму входам коммутатора каналов, 1697254

1697254

Редактор Т. Юрчикова

Заказ 4315 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101

z) Составитель В. Алфимов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т, Колб

Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя Устройство для измерения ошибок позиционирования шагового электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматизации сборочных операций, например для перемещения рабочего органа установки, в частности светового проектора , указывающего место установки элементов монтажа

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении и эксплуатации часовых шаговых двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля работы дискретного электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом электроприводе с программным управлением и повышенными требованиями к надежности работы

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления шаговыми двигателями, и может быть использовано в малогабаритном приводе с шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике, к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в системах управления шаговыми двигателями с любым числом фаз в дискретных системах автоматизированного электропривода

Изобретение относится к электротехнике , к дискретному электроприводу технологического оборудования

Изобретение относится к электротехнике , к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в дискретном электроприводе с двигателями с волновым ротором

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе автоматической синхронизации шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коммутаторах дискретного электропривода

Изобретение относится к электротехнике , а именно к измерению характеристики гибридных шаговых электродвигателей (ШД)

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в коммутаторах шаговых электроприводов систем числового программного управления на базе четырехфазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе двигателей с различным числом фаз, работающих в режимах реверсивной поочередной и парной коммутации, стоянки под током и обесточенной стоянки, с автоматическим определением режима штатной работы, одиночных и многократных отказов благодаря аппаратной реализации модифицированного алгоритма Хэмминга. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического контроля и индикации отказов в работе шагового электропривода. В устройство для обнаружения отказов введена первая-четвертая схемы свертки, шины пороговых датчиков фазных токов и напряжений, дополнительные разряды постоянного запоминающего устройства, соответствующие контрольным разрядам кода Хэмминга, схема ИЛИ, дешифратор и блок индикации, а также новые функциональные связи, указанные в материалах заявки. 2 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных, четырехфазных и шестифазных шаговых двигателей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения известных режимов коммутации и стоянки для двигателей с различным числом фазных обмоток, обеспечения работы шагового двигателя в режиме переменной тактности, управляемой по шинам выбора режима коммутации, а также автоматического определения отказов в работе шагового электропривода благодаря сравнению кодов фактической запитки двигателя формируемых известными пороговыми датчиками фазных токов и напряжений с эталонными кодами дублирующего информационного канала. В устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе введены второй групповой информационный выход эталонных коммутационных комбинаций, цифровой компаратор, новые функциональные связи, указанные в материалах заявки. 2 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах автоматизации технологических процессов с дискретным электроприводом на базе четырехфазных шаговых двигателей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения известных режимов коммутации и стоянки, а также работы двигателя в режиме переменной тактности, управляемой по шине «режим коммутации». В устройстве реализован режим автоматической диагностики одиночных отказов как логической, так и силовой части устройства. Для этого в устройство введены четвертый мультиплексор, пятивходовая схема свертки по модулю два, усилители с пороговыми датчиками мощности в каждой фазе. Введение режима автоматической диагностики позволяет оперативно устранять отказы в работе устройства, что повышает его эксплуатационную эффективность. 1 ил., 2 табл.
Наверх