Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины

 

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и касается тягового барабана волочильной машины, а именно технологии упрочнения рабочей поверхности барабана методом плазменного напыления, в частности нанесения внешнего износостойкого покрытия на тяговый барабан волочильной машины. Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины для намотки , преимущественно медной проволоки, заключается в том, что покрытие наносят путем плазменного напыления композиционных гранул на основе карбонитрида титана , плакированных оболочкой из никеля при следующем соотношении компонентов в грануле, мас.%: карбонитрид титана 30-40. никель 50-60, молибден 8-12. 1 табл.

(Г9) (I I) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sI)s В 21 С 1/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4680334/27 (22) 18.04.89 (46) 30.03.92. Бюл. N. 12 (71) Республиканский инженерно-технический центр. порошковой металлургии (72) В,Н.Анциферов, С.С.Агеев, А.Ю.Радостев, Б,В.Митрофанов, M.Ã.Oýåðñêèé и

А.Я.Аврутин (53) 621.771.068 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 816602, кл. В 21 С 1/14, 1979. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЯГОВОГО БАРАБАНА BQЛОЧИЛЬНОЙ МАШИНЫ . (57) Изобретение относится к области обработки металлов давлением и касается тягоИзобретение относится к изготовлению тягового инструмента волочильных машин при производстве проволоки, в частности к изготовлению тяговых роликов для производства медной проволоки.

Известен способ упрочнения рабочей поверхности "волочильного барабана, заключающийся в нанесении трехслойного покрытия. На рабочую поверхность барабана наносят три слоя покрытия — внутренний,, средний и наружный, причем внутренний и наружный слои выполнены из вязкого и легкоплавкового материала, а средний слой— иэ того же материала с добавками карбидов тугоплавких металлов. На наружную поверхность стального цилиндрического корпуса методом плазменного напыления наносят . первый слой толщиной 0,2 — 0,4 мм, состоящий из сплава СНГН-55 и служащий для повышения адгезионных свойств трвхслойваго барабана волочильной машины, а именно технологии упрочнения рабочей поверхности барабана методом плазменного напыления, в частности нанесения внешнего иэносостойкого покрытия на тяговый барабан волочильной машины. Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины для намотки, преимущественно медной проволоки, заключается в том, что покрытие наносят путем плазменного напыления композиционных гранул на основе карбонитрида титана, плакированных оболочкой из никеля при следующем соотношении компонентов в грануле, мас,7,: карбонитрид титана 30-40, никель 50 — 60, молибден 8 — 12. 1 табл. ного покрытия с основой. Средний слой (рабочий) толщиной 0,7 — 1,0 мм состоит из сплава ВСНГН-35 и служит для повышения износостойкости ролика; Внешний слой (пропайный) толщиной 0,3 — 0,6 мм.состоит иэ сплава СНГН-55 и предназначен для повышения прочностных свойств покрытия.

Таким образом, общая толщина покрытия составляет 1,2-1,7 мм. Учитывая, что СНГН55 и ВСНГН-35 относятся к разряду самофлюсующихся сплавов, а второй отличается от первого наличием WC, становится нецелесообразным нанесение трехслойного по-. крытия. Покрытие из ВСНГН-35 может быть подвергнуто оплавлению с образованием плотной структуры и прочностью сцепления с основой до 20 кг/мм2. Таким образом, отпадает необходимость нанесения. внутреннего и наружного слоев. При упрочнении рабочей поверхности тягового барабана

1722643

10

55 происходило усложнение технологического процесса. Кроме того, неясно, каким образом средний слой, содержащий карбиды, може оказывать влияние на износостойкость наружного слоя, когда известно, что в контакт с протягиваемой проволокой вступает именно наружный слой упрочняющего покрытия, Недостатками данного способа являются сложность технологического процесса упрочнения тягового инструмента, неудовлетворительная износостойкость рабочего слоя, Кроме того, при оплавлении покрытий на роликах диаметром свыше 100 мм наблюдается высокий уровень деформэции, не позволяющий считать ролик годным.

Наиболее близким к изобретению является способ упрочнения волочильного барабана, заключающийся в нанесении на рабочую поверхность трехслойного покрытия газотермическим методом. На рабочую поверхность волочильного барабана, выполненного из стали 45, 40Х или 40ХН, имеющей размеры по диаметру рабочей поверхности, заниженные на 2 — 4 мм, напылением наносят слой интерметаллида Al — Ni c содержанием Al 4,5% и толщиной 0,1 — 0,3 мм. На подслой тем же способом наносят средний слой, состоящий из Al — Nl в количе, стве 80 — 98,5% с добавками оксидов алюминия, титана, циркония (А1гОз, Т!02, Zr02) с содержанием Последних от 20 до 1,5%, Толщина слоя 0,5 — 1,0 мм. Затем наносят наружный слой, состоящий из низкотемпературных припоев оловянно-свинцовистых, медных или серебряных.

Недостатками такого способа является высокая трудоемкость и малая износостойкость рабочей поверхности тягового устройства, особенно при использовании его на машинах среднего и грубого волочения.

Целью изобретения является повышение срока службы тягового барабана.

Поставленная цель достигается тем, что на рабочую поверхность тягового барабана методом плазменного напыления наносят .композиционное покрытие в виде гранул на основе карбонитрида титана, плакированного оболочкой из никеля при следующем соотношении компонентов в грануле, мас,%:

Карбонитрид титана 30 — 40

Никель 50-60

Молибден 8 — 12

Известен способ упрочнения тягового барабана. однослойным покрытием рабочей поверхности, однакО интенсивный износ покрытий на основе WC, Сг20з, AtzOg и т .д, объясняется, в первую очередь, низкой когезионной прочностью оксидных покрытий, а в случае использования карбидных систем— присутствием эффекта "медного разбухания", в основе которого лежит взаимодействие карбидов с медью, что приводит к разрушению покрытий. Существенным отличительным признаком является то, что на рабочую поверхность тягового барабана наносят однослойное композиционное покрытие. Установлено, что материал на основе кэрбонитрида титана с никельмолибденовой связкой противостоит износу при волочении медной проволоки значительно лучше, чем твердые сплавы на основе карбида вольфрама. Взаимодействие карбонитрида титана с молибденом и никелем сопровождается образованием прочной металлической матрицы твердого раствора никеля-молибдена, с которой прочно связаны частицы карбонитрида титана. Кроме того, покрытие карбонитрид титана-никель-молибден не подвержено "медному разбуханию", Известен твердый сплав, который отличается высокой износостойкостью, твердостью (HPA 90 — 92) и прочностью при изгибе (1150 — 1560 МПа). Изготовление тяговых барабанов волочильных машин грубого и среднего волочения имеют диаметр 100—

350 мм, а допустимый износ составляет 0,3—

0,4, предусмотрена одноразовая перешлифовка и затем ролик бракуется.

Экономически целесообразно использовать стальные тяговые барабаны с упрочненной поверхностью, причем наиболее эффективно нанесение износостойких покрытий методом плазменного напыления.

В условиях контакта с медью с наилучшей стороны зарекомендовало покрытие

TiCN-Ni-Mo, причем процентное соотношение никеля выбиралось исходя из следующих соображений. Никель должен защищать карбонитрид титана от окисления при плазменном нанесении покрытий, кроме того, никель, дисперсно упрочненный

TiCN, препятствует схватыванию меди с материалом рабочей поверхности барабана в процессе работы, тем самым тормозится износ, в основе механизма которого и лежит

"медное разбухание", Исходя из этого, нижнее предельное содержание никеля определено 50 мас,%. В реальных условиях работы износостойкость такого покрытия соответствует ресурсу работы 7500 ч, Дальнейшее содержание никеля сопровождается уменьшением ресурса работы. Увеличение содержания молибдена способствует повышению доли молибдена в покрытии, что отрицательно сказывается на когезионной прочности слоя и, как следствие, приводит к снижению ресурса работы.

1722б13

Пример. На рабочую поверхность тягового барабана машин грубого волочения, состоящего из стального цилиндрического корпуса, методом плазменного напыления наносили однослойное композиционное покрытие предлагаемого состава.

Композиционный порошок TiCN-Ni-Mo получали методом конгломерирования (гранулы формировались в установке- распылительной сушки). В качестве исходных материалов использовали отходы производства безвольфрамового твердосплавного инструмента типа КНТ. В случае несоответствия процентного содержания компонентов в исходной шихте производили долегирование по .никелю и молибдену, После этого формировали гранулы (распылительная сушка, спекание, плакирование гранул никелем). Плакирование композиционных гранул никелем предусмотрено для защиты TiCN от окисления при плазменном напылении. Фазовый состав напыленных покрытий в основном был идентичен фаэовому составу композиционных гранул, стехиометрия карбонитрида титана сохранялась. Использование для напыления шихты твердого сплава без долегирования, конгломерации и последующего плакирования не дало желаемых результатов, Даже в случае использования шихты твердого сплава, наиболее близкого по соотношению компонентов состава, были получены отрицательные результаты. Для доказательства достижения поставленной цели были нанесены покрытия различных составов, включающие предельные и запредельные значения каждого компонента, входящего в состав композиционного покрытия.

120

30-40

50-60

8-12

Составы покрытий и их сравнительные испытания на износостойкость приведены в таблице.

Напыление производилось на установ5 ке УПУ-ЗД с использованием плаэмотрона

ЭДП-167БМ.

Режим напыления:

Напряжение, В 120

Ток, А 350

10 Дистанция напыления, мм

Расход плазмообразующего газа, г/с 1

Расход транспор15 тирующего газа, r/c 0,1

Плазмообразующий газ Аг+Мг

Как видно из таблицы, предлагаемый способ упрочнения рабочей поверхности тя20 гового барабана волочильной машины с однослойным композиционным покрытием позволяет повысить износостойкость, а следовательно, и ресурс его работы.

Формула изобретения

25 Способ получения рабочей поверхности . тягового барабана волочильной машины для намотки преимущественно медной проволоки, включающий нанесение на наружную поверхность барабана иэносостойкого

30 покрытия, отл ича ю щи и с я тем, что, с целью повышения срока службы тягового барабана, покрытие наносят путем плазменного напыления композиционных гра- нул на основе карбонитрида титана, 35 плакированных оболочкой из никеля при следующем отношении компонентов в грануле, мас. :

Карбонитрид титана

Никель

Молибден

Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины Способ получения рабочей поверхности тягового барабана волочильной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к волочильному оборудованию и может быть использовано для автоматической заправки конца проволоки на тяговом барабане волочильного стана

Изобретение относится к волочильному производству и касается конструкции тяговых устройств

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и касается тяговых устройств волочильных станов

Изобретение относится к области волочильного производства и касается тяговых механизмов волочильных машин со скольжением

Изобретение относится к волочильному производству и касается конструкции тягового yctpoftcTBa волочильного стана

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в технологических процессах изготовления проволоки, обладающей высокими упругими свойствами и релаксационной стойкостью

Изобретение относится к металлургическому машиностроению и может быть использовано при бухтовом волочении

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к волочильным барабанам, работающим с охлаждением

Изобретение относится к области производства проволоки волочением и может быть использовано в конструкции волочильных станов

Изобретение относится к волочильному производству и предназначено для использования в волочильных машинах со скольжением

Изобретение относится к волочильному производству, конкретно к конструкциям тяговых барабанов волочильного стана
Наверх