Тренажер для обучения водителя транспортного средства

 

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для применения при обучении водителей, в частности, вилочных погрузчиков. Цель изобретения расширение дидактических возможностей тренажера при обучении водителей погрузчиков , изобретение позволяет вести тренировку с контролем неправильных действий обучаемого при имитации движения как вперед, так и назад. Тренажер содержит блок 1 органов управления, блок 2 моделирования динамики движения, блок 3 суммирования , а также узел 14 автоматической сигнализации, блок 5 и 15 предъявления учебной информации, блок 16 регистрации ошибки наезда и блок 17 индикации ошибки управления. При наезде на препятствие блокируется блок 2 моделирования динамики движения и сигнал поступает в блок 17 для фиксации ошибки управления и блок 16 регистрации ошибки наезда. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4860387/11 (22) 17.08.90 (46) 23.04,92. Бюл. М 15 (71) Пермский политехнический институт (72) И.Д.Колодный, А.И.Ощепков, А,Я.Шаповалов и И.Д.Шарыбин (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1163344, кл. G 09 В 9/04, 1981.

Авторское свидетельство СССР

М 1328837, кл. G 09 В 9/04,,1984. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для применения при обучении водителей, в частности, вилочных погрузчиков. Цель изобретения—

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при обучении водителей автопогрузчиков.

Известен тренажер водителя погрузчика (1), содержащий последовательно включенные пульт оператора, блок моделирования динамики движения и блок предъявления учебной информации, пороговые элементы, три одновибратора, блок суммирования и элемент И вЂ И, выход которого соединен с вторым входом блока предъявления учебной информации, а первый, второй и третий входы - соответственно с выходами первого, второго и третьего одновибраторов, входы которых подключены соответственно к выходам первого, второго и третьего пороговых элементов, входы которых соединены с первым и вторым выходами блока суммирования и с вторым выходом блока предъявления учебной информации соответственно, Ы 1728876 А1 расширение дидактических возможностей тренажера при обучении водителей погрузчиков, изобретение позволяет вести тренировку с контролем неправильных действий обучаемого при имитации движения как вперед, так и назад. Тренажер содержит блок 1 органов управления, блок 2 моделирования динамики движения, блок 3 суммирования, а также узел 14 автоматической сигнализации, блок 5 и 15 предъявления учебной информации, блок 16 регистрации ошибки наезда и блок 17 индикации ошибки управления. При наезде на препятствие блокируется блок 2 моделирования динамики движения и сигнал поступает в блок 17 для фиксации ошибки управления и блок 16 регистрации ошибки наезда. 2 ил. первый и второй входы блока суммирования подключены соответственно к вторым и третьим выходам блока моделирования динамики движения.

Известен тренажер водителя транспортного средства (2), содержащий блок органов управления, блок моделирования динамики движения, блок суммирования, блок предъявления учебной информации, пороговый элемент, элемент 2И-ИЛИ, одновибраторы, пороговые элементы, фотоэлектрический преобразователь, счетчик команд, преобразователи кодов и блок индикации команд, входы которого соединены с соответствующими, информационными выходами первого и второго преобразователей кодов, первые, вторые и третьи выходы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами блока моделирования динамики движения, чет1728876

10

20

55 вертые входы — соответственно с первым и вторым выходами счетчика команд, а пятые входы — с выходом оптоэлектрического преобразователя, подключенным к входу счетчика команд, вход фотоэлектрического преобразователя соединен с информационным выходом блока предъявления учебной информации.

Недостатком данных тренажеров является невозможность управлять погрузчиком в целом, т.е. правильно ориентировать машины относительно груза и трассы передвижения при движении как передним, так и задним ходом из-за отсутствия управляемых задних колес.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера путем обучения правильному управлению погрузчиком в целом, поскольку погрузчик в отличие от автомобиля имеет задние управляемые колеса.

Цель изобретения достигается тем, что в известный тренажер, содержащий блок органов управления, блок моделирования динамики движения, блок суммирования, блок предъявления учебной информации, пороговый элемент, элемент 2И вЂ” ИЛИ, одновибраторы, пороговые элементы и узел автоматической сигнализации, введены второй блок предъявления учебной информации, блок регистрации ошибки наезда и блок индикации ошибки управления. Во время обучения на тренажере курсанта необходимо научить не только правильной работе с вилочным захватом, но самое главное управлению погрузчиком в целом, т.е. правильному ориентированию машины относительно груза и трассы передвижения при движении как передним, так и задним ходом. В предлагаемом изобретении при наезде на препятствие изменяется сопротивление фоторезисторов на концах изображения вил и передних габаритах погрузчика и на задних габаритах погрузчика. Это позволяет правильно обучиться управлению погрузчика в целом.

На фиг.1 представлена структурная схема тренажера; на фиг.2 — схема блока регистрации ошибки наезда.

Тренажер содержит блок 1 органов управления, первый, второй и третий информационные выходы и первый вход которого соединены с соответствующими входами и управляющим выходом блока 2 моделирования динамики движения, первый и второй информационные выходы блока 2 моделирования динамики движения подключены соответственно к первому и второму входам блока 3 суммирования, третий вход которого соединен с выходом строчной развертки

4 блока 5 предъявления учебной информации, Выход кадровой развертки 6 блока предъявления учебной информации, а также первый и второй управляющие входы и информационный вход подключены соответственно к входу первого порогового элемента

7, третьему информационному выходу блока

2 моделирования динамики движения и одному из информационных выходов блока 1 органов управления, а также выходу элемента 8 2И вЂ” ИЛИ. Выходы первого 9, второго 10 и третьего 11 одновибраторов соединены с первым,.вторым и третьими входами элемента 8 2И вЂ” ИЛИ, а их входы — с выходами первого 7, второго 12 и третьего

13 пороговых элементов, Первый и второй информационные выходы блока 3 суммирования подключены к входам соответственно второго 12 и третьего 13 пороговых элементов. Узел 14 автоматической сигнализации, входы которого соединены с выходами блока 2 моделирования динамики движения и первым и вторым выходами блока 5 предьявления учебной информации. Второй блок

15 предъявления учебной информации подключен своим выходом к входу блока 16 регистрации ошибки наезда, первый выход которого соединен с входом блока 17 индикации ошибки управления, а второй выход— с входом блока 2 моделирования динамики движения.

Первый блок 5 предъявления учебной информации содержит также электродвигатель 18, связанный с выходом блока 2 моделирования динамики движения, пару ведущих роликов 19, электромагнит 20, связанный с блоком 1 органов управления и две пары прижимных роликов 21 и 22, между которыми расположен диапозитив 23, осветитель 24 и объектив 25, электронно-лучевую трубку-экран 26 и отклоняющую систему 27, которая связана с генераторами строчной 4 и кадровой 6 развертки. Второй блок предъявления учебной информации вкл очает в себя осветитель 28, объектив 29, систему зеркал 30 и 31, экран 32. Выход второго блока 15 предъявления учебной информации связан с входом блока 16 регистрации ошибки наезда.

Схема работает следующим образом (фиг.2).

При наезде на препятствие, которое нанесено на диапозитиве 23, изменяется сопротивление одного или сразу нескольких фоторезисторов 33-37, четыре из которых расположены на экране электронно-лучевой трубки 26 переднего вида, т.е. на концах изображения вил и передних габаритах погрузчика, а два — на втором экране 32 заднего вида, соответственно на задних

1728876

Фиг.1 габаритах погрузчика. При этом срабатывает нуль-орган 39, включающий в себя резисторы 40 — 43, на выходе которого появляется отрицательный потенциал. Этот потенциал поступает на вход инвертора 44, на его выходе появляется сигнал логической единицы, который поступает на базу транзистора 45 через резистор 46. Транзистор

45 открывается и срабатывает реле.47. Реле своими контактами 48 блокирует блок 2 моделирования динамики движения, двигатель глохнет. Сигнал с инвертора 44 также поступает через резистор 49 на базу транзистора 50 блока 17 индикации ошибки уп- равления. Транзистор открывается и включает транспарант 51 "Наезд".

Формула изобретения

Тренажер для обучения водителя транспортного средства, содержащий блок органов управления, информационные выходы и вход которого соединены с соответствующими входами и управляющим выходом блока моделирования динамики движения, первый и второй информационные выходы которого подключены соответственно к первому и второму входам блока суммирования, третий вход которого соединен с выходом строчной развертки первого блока предъявления учебной информации, выход кадровой развертки, первый и второй управляющие входы и информационный вход которого подключены соответственно к входу первого порогового элемента, третьему информационному выходу блока моделиро5 вания динамики движения, одному из информационных выходов блока органов управления и выходу элементов 2И вЂ” ИЛИ, первый, второй и третий одновибраторы, выходы которых соединены соответственно

10 с первым, вторым и третьим входами элемента 2И вЂ” ИЛИ, а входы — с выходами первого, второго и третьего пороговых элементов соответственно, первый и второй информационные выходы блока суммирова15 ния подключены к входам соответственно второго и третьего пороговых элементов, узел автоматической сигнализации, входы которого соединены с выходами блока моделирования динамики движения и вы20 ходами блока предъявления учебной информации, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера при обучении водителей погрузчиков, в него введены второй

25 блок предъявления учебной информации, выход которого соединен с входом блока регистрации ошибки наезда, первый выход которого соединен с входом блока индикации ошибки управления, а второй выход — с

30 входом блока моделирования динамики движения.

1728876

I

)

L - ф !

1 !

t

I !

I

I !

1,,I

// М

Составитель Е.Малярова.

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская

Редактор Т.Куркова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1409 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Тренажер для обучения водителя транспортного средства Тренажер для обучения водителя транспортного средства Тренажер для обучения водителя транспортного средства Тренажер для обучения водителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для тренировки водителей транспортных средств

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение, в частности, при профессиональной подготовке и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх