Подшипник скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение износостойкости . Подшипник скольжения содержит скрепленный пакет чередующихся колец, выполненных из металла и полимера. Торцы колец выполнены с радиальными выступами и впадинами, причем каждый выступ одного кольца размещен в ответной впадине другого кольца. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

П9) П I) (st)s F 16 С 33/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4779892/27 (22) 09.01.90 (46) 07.05.92. Бюл. N 17 (71) Самарский авиационный институт им.акад.С.П, Королева (72) Б.M.ÑèëàåB (53) 621.822-5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 178615, кл. F 16 С 33/24, 1963.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, преимущественно применяемым в насосах, турбоагрегатах и других машинах, опоры которых работают в условиях повышенных скоростей и нагрузок.

Известен подшипник скольжения, содержащий установленный в корпусе вкладыш, состоящий из пакета чередующихся металлических и полимерных колец и каркаса, образованного двумя дисками, прилегающими к концам пакета и соединенными продольными стяжками, расположенными в радиальных пазах шайб, причем указанные пазы открыты в сторону наружных поверхностей шайб, а расположенные в них стяжки выполнены из упругого материала. Вкладыш установлен в корпусе посредством упомянутых стяжек, деформированных при монтаже. Такая конструкция улучшает демпфирование колебаний.

Известен также подшипник скольже-. ния, в котором сборный вкладыш, установленный в корпус или на валу, выполнен в виде скрепленного в осевом направлении (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение износостойкости. Подшипник скольжения содержит скрепленный пакет чередующихся колец, выполненных из металла и полимера.

Торцы колец выполнены с радиальными выступами и впадинами, причем каждый выступ одного кольца размещен в ответной впадине другого кольца, 7 ил. пакета чередующихся металлических и полимерных колец.

Недостатком известных подшипников скольжения является невысокая их износо- стойкость вследствие затруднения образования на поверхностях трения металлических колец антифрикционной полимерной пленки.

Целью изобретения является повышение износостойкости подшипника скольжения.

Поставленная цель достигается тем, что у подшипника скольжения, содержащего скрепленный пакет чередующихся колец, выполненных из металла и полимера, торцы колец выполнены с радиальными выступами и впадинами, причем каждый выступ одного кольца размещен в ответной впадине другого кольца.

На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, общий вид; на фиг. 2 — подшипник с пакетом чередующихся колец из двух частей, разделенных металлическим кольцом

Н-образного поперечного сечения; на фиг. 3

-узел! на фиг. 1 и 2; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез по Б-Б на фиг.

1732042

4; на фиг, 6 — подшипник скольжения с кольцами пакета, ймеющими трапецеидальное поперечное сечение; на фиг. 7 — разрез  — В на фиг. 6.

Подшипник скольжения (фиг.1) состоит иэ тонкостенной оболочки 1, выполненной из пластичного металла, например иэ латуни или стали, в которую установлен пакет чередующихся колец 2 и 3, выполненных соответственно из полимера, например из фторопласта, и металла, например из бронзы или стали. Скрепление колец 2 и 3 в пакете осуществляется за счет плотного сжатия их между собой в оболочке 1. Обеспечивается зто при изготовлении за счет того, что пакет колец устанавливается на специальную оправу с упором в торец бортика 4 оболо! KI1 1, сжимается, например, усилием затяжки гайки (но показано), после чего проиэводи ся отбортовка бортика 5 оболочки. Паследуюгцэя механическая об работка вкладыв э обеспечивает получение необходимых присоединительных и посадочных раз 1ерон подшипника. Осевое сжатие экета колец или дополнительное поджатие вкладыша можно реализовать также и при сборке в корпус или на вал машины, например, зэ счет осевой затяжки гайки (не по :азана. Дл-: улучшения условий смазывания и охлэ>кденич пакет колец ма><Но выполнять из дв,х частей (фиг.2), разделенных мегалги-icñKèM кольцом 6

Н-образного попер» нного сечения, Смазка подводится по каналу в корпусе машины (не показано) гереэ о1верстие 7 в оболочке 1 и равномерно распределяется по кольцевому коллектору 8 в кольце 6 и далее поступает через отверстие 9 в кольцевой коллектор 0, откуда равномерно распределяется в осевом направлении в обе части вкладыша в зону трения.

Торцы колец 2 и 3 пакета подшипника скольжения выполнены с радиальными впадинами 11 и выступами 12 и 13 (фиг.3-5), причем каждый выс гуп одного кольца размещен в ответной впадине другого кольца, Укаэанные впадины и выступы выполняются либо механической обработкой, например фрезерованием, либо методом обработки давлением, например при штамповке или методом накатки, Не исключены и другие методы получения указанных выше выступов и впадин на кольцах. Так, при сборке подшипника по описанному выше методу впадины 11 несущих металлических колец 3 заполняю"ся материалом полимерных колец 2 как эа счет врезания выступов

12, так и зэ счет течения полимера при осевом сжатии пакета, при этом на торцах пол10

30 имерных колец образуются выступы 13. Укаэанное выполнение соединения колец исключает при работе металлический контакт несущих колец 3 с валом за. счет переноса полимера с выступов 13 колец 2 и образования антифрикционной полимерной пленки на рабочих поверхностях металлических колец, Для полного перекрытия рабочей поверхности металлических колец 3 в осевом направлении полимерными выступами 13 колец 2 впадины 11 на кольцах с двух сторон можно располагать в шахматном порядке (фиг, 3 и 5), при этом глубину их необходимо выполнять такую, чтобы обеспечивалось их взаимное перекрытие.

При работе подшипника скольжения в условиях повышенных температур целесообразно колвца 2 и 3 пакета (фиг, 6) выполнять трапецеидального поперечного сечения. Это исключает температурную деформацию ("выпучивание") полимерных ко.лец 2 в сторону вала эа счет того, что металлические кольца 3 большим основани- ) ем 14 трапеции, а полимерные — малым ее основанием 15 обращены в сторону оси вращения подшипника, при этом наклонные боковые грани 16 металлических колец 3 препятствуют выборке рабочего зазора в подшипнике по полимерным кольцам 2.

Для устранения проворота пакета колец

2 и 3 в оболочке 1 в условиях действия ударных и высоких вибрационных нагрузок на наружной посадочной поверхности металлических колец 3 (фиг. 6 и 7) выполнены мелкие, глубиной не более 0,5 мм, шлицы 17 треугольного. профиля. Указанное конструктивное исполнение металлических колец 3, кроме устранения проворота пакета при работе, облегчает сборку при запрессовке колец с натягом в оболочку 1.

При работе подшипника скольжения в результате действия сил трения по поверхностям скольжения происходит перенос полимера с выступов 13 полимерных колец

2 на выступы 12 металлических колец 3, при этом рабочая поверхность металлических колец покрывается тонкой антифрикционной полимерной пленкой. Это исключает металлический контакт колец 3 с валом и, следовательно, задиры и заедание поверхностей трения, повышает износостойкость подшипника скольжения. Кроме того, наличие выступов и впадин на торцах колец увеличивает теплопроводящую площадь между полимерными и металлическими кольцами 2 и 3, что улучшает теплоотвод иэ зоны трения через укаэанные развитые боковые поверхности.

1732042

Формула изобретения

Подшипник спольжения, содержащий пакет чередующихся колец, выполненный из металла и полимера, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что., с целью повышения износостойкости подшипника, торцы колец выполнены с радиальными выступами и впадинами, причем каждый выступ одного кольца размещен в ответной впадине другого

5 кольца.

1732042

17 77

Составитель Б.Силаев

Редактор B.Бугренкова Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Л.Палий

Заказ 1568 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113835, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам скольжения

Изобретение относится к нанесению защитных покрытий в вакууме и может быть использовано в машиностроении для получения поверхностей трений, например, подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих при высоких контактных давлениях

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения сельхозмашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах различных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к опорам ск1эльжения - направляющим и подшипникам, работающим при отсутствии смазки или при недостаточной смазке

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения, работающих в сложных условиях, например в износостойких погружных насосах

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различных машин

Изобретение относится к способам получения износостойких поверхностей стальных деталей методом порошковой металлургии и может найти применение для получения износостойкого слоя на стальных деталях узлов трения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к технологии производства узлов и деталей машин и может быть использовано при изготовлении подшипника скольжения
Наверх